Яркая и поразительная красота природы Индии нашла свое отражение в различных видах декоративного народного творчества. Однако значительное влияние на индийский орнамент, используемый для декорирования тканей и украшений, мебели и посуды оказала религия, исповедуемая в том или ином регионе этой многонациональной и многоконфессиональной страны.
Растительный орнамент
В той части Индии, где основной религией является ислам, наибольшее распространение, так же, как и в других мусульманских культурах, получили растительный и геометрический орнаменты. Обусловлено это тем, что в этой религии существует запрет на изображение лика Аллаха, людей и животных. Индийские мастера достигли высочайшего уровня мастерства, создавая растительные узоры. Наиболее любимыми и популярными являются священный цветок лотоса, символизирующий творческое начало, гвоздика и плоды манго, граната. Часто в узоры включают изображения деревьев – пальмы и кипариса.
Так, в северном штате Уттар Прадеш основной индийский орнамент — цветочные гирлянды и медальоны. А также Древо жизни, заимствованное из персидской культуры. Подобные орнаменты и узоры наносят не только на предметы быта, ими также украшают стены в домах, декорируют ткани и используют их в традиционном искусстве рисования хной – мехенди. Среди всего разнообразия растительных рисунков следует выделить такой индийский орнамент, как бута, более известный в Европе под названием «пейсли».
«Индийский огурец»
Бута - очень важный символ, означающий в индийской культуре огонь.
Этот узор любим в Индии, широко используется в искусстве и повседневной деятельности. Сари и шали, украшенные разнообразными интерпретациями «турецкого кипариса», как еще называют пейсли, носят женщины всех вероисповеданий. Вопрос о том, где и когда появился этот индийский орнамент, рисунок которого очень популярен в современном мире и украшает мебель, одежду, обувь, бижутерию и другие предметы во многих странах, до сих пор открыт. За первенство Индия и Персия спорят уже несколько столетий. Основу этого узора составляет каплевидная форма с изогнутым кончиком, которая может быть пустой или заполненной изнутри растительными или абстрактными узорами и элементами.Геометрические узоры
Не менее популярны и широко распространены различные геометрические индийские узоры и орнаменты, среди которых можно выделить «гьясир» — рыбью чешую, «джали» — решетку.
Часто при создании узорных мотивов используются простые линии и углы, треугольники, направленные как вершиной вверх и символизирующие мужское начало, так и вниз – олицетворяющие женское. На тканях можно увидеть квадраты, ромбы и круги, которые могут быть заполнены как геометрическими, так и растительными элементами. Индийский орнамент часто использует шашечный рисунок и мотив свастики как символа божественного огня и солнца. К этой группе узоров можно отнести и религиозные, изображающие обязательные атрибуты богов - трезубцы (тришулы), различные барабанчики (дамары) и такой распространенный ритуальный рисунок, как тилак — галочка с точкой по центру. При декорировании одежды могут выполняться изображения сцен из божественной жизни Ганеши, Шивы и Кришны.Анималистические изображения
В Центральной Индии и Раджастхане, где большая часть населения исповедует буддизм и индуизм, в декоре используются растительные и геометрические узоры. А также изображения животных, таких как слоны, верблюды и львы, и птиц, как правило, попугаев и павлинов с распущенными хвостами – символизирующих благополучие и процветание.
Следует отметить такую особенность индийского искусства, как натуралистичность и практически полное отсутствие стилизации при создании анималистических узоров и орнаментов.