Садовое кольцо, Москва: история и фото

Считается, что история Садового кольца Москвы начинается с XIX века. Тогда ров, выкопанный вокруг старого города, был засыпан, а Земляной вал срыт. На этом месте стали появляться дома с садами и палисадниками, сформировались улицы, которые располагались по кругу столицы.

Земляной город

В 1591 году по приказу Бориса Годунова начались земляные работы вокруг Москвы. В течение года был насыпан вал, а поверх него возведена дубовая стена, возвышавшаяся примерно на 5 метров. В ней было около сотни глухих и 34 выездные башни. Кроме того, вдоль вала с наружной стороны вырыли ров, который впоследствии был заполнен водой. Необходимость в таком фортификационном сооружении вокруг города возникла после того, как Москва подверглась опустошительному набегу со стороны войск хана Казы-Гирея.

Садовое кольцо Москва

Жители города окрестили эту постройку Скородомом, официальное же название – Земляной город. Так же стали именовать и территорию, находящуюся между Белым городом и валом и Москва-рекой. Здесь проживали мелкие торговцы, ремесленники и крестьяне. А вот Замоскворечье было заселено в основном стрельцами. Именно поэтому это место еще называли Стрелецкой слободой.

В Смутные времена (1598-1613) дубовые стены вместе с башнями сгорели, но ров остался. Позже на нем поставили частокол из заостренных вверху толстых бревен.

Вторая жизнь Земляного вала

В конце XVII века это фортификационное сооружение утратило свое первоначальное предназначение. Его превратили в некую таможенную пограничную линию города. С разных сторон перед въездами в Москву возникали рынки. Наиболее известными из них были Смоленский и Сухаревский.

Под конец XVIII века вал, а вместе с ним и острог, частично разрушились, и на их месте образовались проезды и целые площади. В 1812 году все постройки, находившиеся по обе стороны от его стен, были уничтожены пожаром.

Формирование

В 1816 году было решено снести остатки Земляного вала, а осыпавшийся и обмелевший ров закопать. Комиссия по застройке Москвы на этом месте спланировала создание широкой кольцевой улицы, вымощенной булыжником. Под тротуары и мостовую отвели 25 м из всего расстояния, находящегося между двумя линиями домов, доходившего тогда до 60 м. На оставшемся пространстве домовладельцы обязаны были разбить палисадники по своему усмотрению. Так начало формироваться Садовое кольцо (Москва).

Садовое кольцо отель Москва

Уже к 1830 году этот проект был практически реализован. Без палисадников остались только несколько участков, расположенных в Замоскворечье, и площади. Смоленский и Зубовский валы превратились в бульвары, а Новинский – в место, предназначенное для народных гуляний, таким он и оставался вплоть до 1877 года.

Садовое кольцо (Москва) постепенно развивалось. В 70-х годах XIX века там были проложены пути для трамваев, передвигавшихся с помощью конной тяги. Такой вид транспорта называли конкой. В 1912 году его заменили на более современный. Это уже были трамваи на электрической тяге. Маршрут, по которому они ходили, официально назывался «Б», а народ окрестил его «букашкой».

Начало XX столетия

В начале века Садовое кольцо (Москва) стало интенсивно застраиваться. Там, где еще недавно стояли малоэтажные дома, появились не только административные и коммерческие, но и жилые многоэтажные здания.

Гостиница Садовое кольцо Москва

Как известно, начало этого столетия не было спокойным. В 1905 году, во время революции, на площадях и улицах, входящих в состав Садового кольца, велись ожесточенные бои. Его западная часть особенно густо была усеяна баррикадами, которые призваны были защитить рабочие районы. Самые кровопролитные схватки между правительственными войсками и революционными отрядами происходили на Кудринской, Крымской и Зубовской площадях.

После победы Октябрьской революции 1917 года в ранее возведенные доходные дома, которые были реквизированы у их владельцев, вселялись рабочие. Кроме того, строились новые общественные и жилые здания, а Смоленский и Сухаревский рынки вскоре закрыли.

Дальнейшие преобразования

В 30-е годы начали осуществлять план реконструкции столицы, во время которого и было замкнуто Садовое кольцо. Москва и ее облик постепенно менялись. Булыжная мостовая была залита асфальтом. Также значительно расширили проезжую часть путем сноса палисадников, а трамваи, курсирующие по маршруту «Б», заменили новыми троллейбусами. Но все же движение транспорта в полном объеме было организовано лишь в 1963 году. Через Москву-реку соорудили два моста: Краснохолмский и Крымский.

Когда началась Великая Отечественная война, Садовое кольцо местами было укреплено защитными сооружениями. А в середине лета 1944 года, после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск в Белоруссии, по нему провели огромный строй захваченных в боях военнопленных.

История Садового кольца Москвы

После окончания войны грандиозную реконструкцию столицы продолжили. В число таких объектов, подлежащих преобразованию, входило и Садовое кольцо. Москва, фото которой сохранилось с тех времен, постепенно приобретала более современный вид. Начиная с 1948 года и в течение 6 последующих лет в районе Садового кольца были возведены три из семи известнейших сталинские высотки.

В 50-е годы проложили Кольцевую линию метро, южная часть которой от станции «Парк культуры» и до «Курской» прошла именно под ним. В следующем десятилетии Садовое кольцо продолжали реконструировать. Некоторые его улицы еще более расширились и превратились в современные проспекты с подземными переходами, эстакадами, развязками и тоннелями. В середине 90-х годов по нему запретили проезд тяжелого грузового транспорта.

Значение

Это одна из важнейших автотранспортных развязок города. Длина Садового кольца в Москве – круговой транспортной магистрали, опоясывающей центральную часть столицы, составляет 15,6 км при ширине 60-70 м. Она является внутренней из трех существующих автострадных колей, к тому же и самой старинной. Садовое кольцо отличается чрезвычайной загруженностью, поэтому здесь нередко образуются многокилометровые пробки. Однако, даже несмотря на это, оно все же достойно выполняет свои функции.

Площади

В состав Садового кольца входят 18 площадей: Триумфальная, Самотечная, Малая и Большая Сухаревские, Лермонтовская, Красные Ворота, Земляной Вал, Цезаря Куникова, Курского вокзала, Таганская, Павелецкая, Серпуховская, Калужская, Крымская, Зубовская, Смоленская-Сенная, Смоленская и Кудринская. Некоторые из них большие, другие же менее значимые и мало известны даже москвичам.

Обычно рассказ о Садовом кольце начинают именно с Триумфальной площади. И это вовсе не случайно. Когда-то центральными парадными воротами Москвы служила теперешняя Триумфальная площадь, получившая это название в 1992 году. Ранее она носила имя В. В. Маяковского.

Садовое кольцо Москва фото

Сначала на этом месте, у Тверских ворот, возникло довольно обширное поселение Земляного города. К XVII веку площадь стала рыночной, а затем на ней появилась первая Триумфальная арка, сооруженная из дерева. Постепенно эта территория была застроена домами, а там, где сейчас находится сад «Аквариум», ранее располагался пруд и огороды, принадлежащие Новодевичьему монастырю.

Современный вид площадь получила в 30-е годы, когда сквер был вырублен, а территория заасфальтирована. После того как здесь поставили памятник В. В. Маяковскому, она превратилась в популярное место для проведения различных поэтических чтений.

Самыми «незаметными» считаются площади Крымская и Цезаря Куникова. Вторая из них названа в честь героя Советского Союза, участвовавшего во Второй мировой войне. На этой площади нет ни одного дома, так как все они относятся к ближайшим улицам. О самом же Куникове напоминает только мемориальная табличка.

Улицы Садового кольца Москва

Улицы

Помимо площадей, в состав Садового кольца входит и много улиц. Самая длинная из них – Земляной Вал. Ее протяженность - более 2000 м. В 1938 году ее переименовали в Чкаловскую, так как здесь некогда жил знаменитый советский летчик В. П. Чкалов. Старинное название улице вернули только в 1990 году. Кроме того, она связана со многими известными именами людей, которые жили и работали здесь в разное время. Например, писатель С. Я. Маршак, авиаконструктор В. М. Петляков, академик А. Д. Сахаров, художник К. Ф. Юон и многие другие.

Как и площади, все улицы Садового кольца (Москва) имеют свою историю. И это неудивительно, так как столица имеет многовековую историю. Улица Садовая-Каретная считается самой короткой, потому-то ее длина всего лишь 406 м. Она появилась в начале XIX века. Ее двойное название связано с некогда растущими здесь садами и расположенной по соседству улицей, именуемой Каретный Ряд. Практически все дома старой постройки были снесены в 70-х годах прошлого века.

Длина Садового кольца в Москве

Где остановиться

Практически каждая экскурсия по столице тем или иным образом затрагивает Садовое кольцо. И здесь есть на что посмотреть. Кстати, свои услуги туристам предоставляет гостиница «Садовое кольцо» (Москва). Ее здание расположено на пересечении одноименной транспортной магистрали и проспекта Мира, что в деловом центре города. Недалеко от нее находятся Красная Площадь, спортивный комплекс «Олимпийский», Ботанический сад и институт им. Н. В. Склифосовского. «Садовое кольцо» - отель (Москва), который идеально подойдет как для туристов, так и для деловых людей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.