Изучение русского языка – это тот процесс, который сопровождает всю жизнь человека. Как бы это парадоксально ни звучало, но в течение долгих лет мы каждый день узнаем что-то новое о своем родном языке. При этом доказано, что невозможно полностью выучить его. Причина кроется в довольно простой вещи – язык постоянно совершенствуется, и вносимые в него изменения не являются инициативой одного человека или группы людей. Носитель языка – народ. Как следствие, им же он и совершенствуется. Тем не менее есть ряд основных столпов, на которых строится вся грамматика русского языка. Они изучаются в школьной программе, начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами.
Для многих, кто предпочел гуманитарное образование, изучение на этом не заканчивается и продолжается в вузе, где более глубоко разбирается этимология тех или иных особенностей. Но остановимся на самом основном – том, что изучается одним из самых первых – частях речи. В данной статье попытаемся разобраться, на какие вопросы отвечает имя существительное, и поговорим обо всем, что с ним связано.Части речи
Ни для кого не секрет, что в русском языке все слова подразделяются на части речи – большие группы, к которым принадлежат от нескольких слов до сотен тысяч. Те, в свою очередь, разделяются на самостоятельные и служебные. Об этом известно из школьной программы. Тем не менее нетрудно догадаться, что самостоятельные части речи используются на порядок чаще, нежели служебные. Однако и без них невозможно говорить – сюда относятся всем известные союзы, частицы, предлоги и так далее. Все мы привыкли использовать слова. Имя существительное среди них будет преобладающим. Почему это так, будет сказано ниже.
Самостоятельные части речи: существительное
Итак, что такое существительное? Вообще, само звучание этого слово указывает на его этимологию – «существует». Значит, оно указывает на какой-либо объект. Действительно, имя существительное обозначает предмет. Но это лишь условно. Под понятием предмета подразумевается не только нечто осязаемое, но еще и любые чувства, эмоции. Это станет понятно, когда разберемся, на какие вопросы отвечает имя существительное. Вообще, это нетрудно. Достаточно любого попросить назвать нечто «существительное», и на ум придет масса предметов. Таким образом, эта часть речи обозначает предмет, осязаемый или нет – это неважно. Словом, существительные окружают нас повсюду.
Вопросы существительных
Многие спрашивают о том, на какие вопросы отвечает имя существительное. Все довольно тривиально, потому что стоит посмотреть на любой предмет и мысленно спросить себя: «Что это?» Вот, собственно, и все. Имена существительные в речи отвечают на два главных вопроса: «кто?» и «что?». Первый тип вопроса используется для обозначения живого объекта, а именно человека, животного; второй можно задавать во всех остальных случаях. Кстати, интересный факт. В английском языке живым и одушевленным считается только человек.
Параметры имени существительного
Как и любая другая часть речи, существительное имеет некоторые параметры, использующиеся для его характеристики. Во-первых, это падеж – один из основных параметров этой части. Носит изменяемый характер. Склонение – зависит от рода и окончания существительного. Об этих двух характеристиках будет сказано отдельно. Значение имени существительного может зависеть от рода. В русском языке встречаются случаи, когда, несмотря на его очевидность, определить правильно род довольно трудно. От числа, единственного или множественного, зависит форма слова.
Падежи существительных
Как уже было сказано выше, эта часть речи имеет, по сути, два основных параметра – склонение и падеж. От того, какие значения они принимают, зависит, на какие вопросы отвечает имя существительное. Правила русского языка говорят о том, что существует шесть падежей, а именно именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В начальной школе многие их заучивали при помощи легкого стишка, в котором первые буквы слов обозначают падежи: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Только в таких падежах может находиться имя существительное. Таблица вопросов поможет соотнести слово и падеж.
Склонения существительных
Вообще, определено три склонения: первое, второе и третье. К первому относят все существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на –а, -я. Для второго склонения характерны существительные мужского и среднего рода с окончаниями –е, -о или нулевым. К последней группе относят слова женского рода с –ь на конце. Многие не в состоянии определить, к какой группе относится то или иное имя существительное. Примеры помогут с этим разобраться. Первое склонение – слова "папа", "мама" и так далее, второе – "слон", "конь", "окно", третье – "мать", "ночь". Соответственно всем этим трем примерам можно определить, к какой из групп относится существительное.Существительные в речи
Как уже отмечалось, данная часть речи – одна из самых популярных. Это легко объяснимо, ведь мы прямо сейчас можем назвать любое имя существительное. Примеры могут быть самыми разными – от предметов, окружающих нас, до любой мысли или идеи, возникшей в голове. Так, нетрудно догадаться, почему эта часть речи играет настолько важную роль в нашей жизни, и ее изучению посвящено так много. По большому счету все люди – это существительные – одушевленные предметы. Например, под именем подразумевается живой человек, а значит, все личные названия также относятся к этой части речи. Можно сделать вывод, что без существительного невозможно существовать.
Роль в предложении
Предложения составляют слова. Имя существительное – это одно из главных его сегментов. Оно может принимать на себя сразу несколько вероятных ролей. Во-первых, как часто бывает, это главный член предложения – подлежащее. Однако для этого слово должно находиться в именительном падеже, а именно отвечать на вопрос «что?» или «кто?». Во-вторых, существительное может становиться дополнением. Здесь оно может находиться в любом падеже, кроме именительного. В редких случаях, когда отсутствует глагол, существительное может принимать на себя роль сказуемого. Одним из наиболее простых примеров может служить предложение «Он – мужчина», где местоимение "он" – подлежащее, а существительное "мужчина" играет роль сказуемого.Разбор существительного
Нередко встречается задание, в котором требуется провести подробный разбор слова. Здесь разберем все по пунктам.
- Следует указать само слово, к какой части речи относится. В нашем случае это существительное, значит, следует определить, одушевленный этот предмет или нет. Следует отметить, что иногда в авторских произведениях слово вырвано из контекста и само по себе может обозначать нечто совершенно другое. К сожалению, что делать в таком случае, верного решения нет.
- Во втором пункте необходимо составить словосочетание с нашим существительным, определив вопрос. Также указать начальную форму – в единственном числе именительном падеже. Если отсутствует единственное число, например, как у слова «штаны», использовать во множественном.
- В третьем пункте указываются изменяемые и неизменяемые признаки. Ко второй группе относят склонение, род. К первой – падеж и число. Последнее, что следует разобрать, – это синтаксическая роль слова в предложении. Для этого составляется словосочетание, задается вопрос, при помощи которого определяется, «кем» является существительное в предложении.
Примеры существительных
Порой бывает трудно определить значение имени существительного по той причине, что до сих пор вы никогда не встречались с таким словом. В этом нет абсолютно ничего страшного, потому что русский язык настолько богат, что ни один человек не может знать всех слов, которые в нем используются. Это и специальные термины, и местные словоформы. Конечно, общие слова могут «расшифровать» все. Хотя, например, слово "класс" - имя существительное? Не всегда.
Да, с одной стороны, оно может означать комнату для занятий, а с другой, оценочное суждение по поводу чего-либо, и это уже вовсе не существительное, а междометие. Это наталкивает на мысль, что определить, к какой части речи слово относится и какое имеет значение, можно исключительно в контексте. Однако большинство имен сущесвительных имеют одно значение.Заключение
В заключение следует сказать, что каждый русский человек обязан знать свой язык. К сожалению, несмотря на то, что его изучению уделяется особое место в школьной программе, большинство жителей нашей страны не умеют правильно расставлять ударение и пишут с ошибками. Дело в элементарной грамотности, а не в науках. Развитая система не только школьного, но и высшего образования не гарантирует того уровня знаний, который должен иметь каждый гражданин. В большинстве случаев это зависит лично от человека, от его желания учиться правильно говорить и писать. Конечно, многое зависит от культуры языковой среды, в которой растет и воспитывается личность. Так, был проведен эксперимент, результаты которого указали на то, что ребенок, росший с грамотно говорящими родителями, обладал большей склонностью красноречиво излагать свои мысли, нежели его сверстник, воспитывавшийся в более агрессивной языковой среде. Таким образом, можно сделать вывод, что культура речи человека закладывается с самого детства и во многом определяет, насколько он будет грамотен в дальнейшем.