С древних времён, когда в судебном деле недоставало улик, у разных народов существовала традиция вверять "в Божьи руки" право обвинить или оправдать. Первоначальными способами, с помощью которых вершился "суд Божий", были ордалии – разнообразные испытания, перечень которых очень велик. На основании того, успешно или нет прошёл эти испытания предполагаемый преступник, его судьи выносили приговор, считавшийся волей Всевышнего.
Понятие ордалии
По-латински ordalium означает "приговор". Соответственно, ордалия – это метод обвинительного судебного процесса во многих древних и средневековых государствах, основанный на выявлении истины посредством "Божьего суда". Ордалии представляли собой испытания, которые могли носить как символический, так и физический характер. Как правило, их проведение сопровождалось сложными религиозными ритуалами.
Развитие практики ордалий
Первоначально ордалии были двусторонними – одинаковому испытанию подвергался как обвиняемый, так и обвинитель. Обязательным было принесение присяги теми, кто должен был пройти испытание. Позднее, в эпоху Средневековья, этот метод перерос в одностороннее испытание – кому из участников процесса предстояло его проходить, решал суд, чаще всего – церковный. Ордалии были исключительно популярны в делах по обвинению в ереси.
Добровольное участие в испытании зачастую провозглашалось положением, на котором основывалась ордалия. Это, впрочем, с течением времени стало формальностью. Та из сторон, которая отказывалась от испытания, неправильно присягала или в итоге оказывалась более пострадавшей физически, считалась проигравшей. Кроме того, от ордалии можно было откупиться, что предоставляло значительное преимущество в судебном процессе для богачей.
Ордалии у древних народов
"Суд Божий" существует с незапамятных времён. Так, самый древний из дошедших до нас письменных источников по истории права – законы Хаммурапи – содержит упоминание об испытании водой при обвинении в колдовстве. Тот, кому было предъявлено обвинение, должен был броситься в воду. Если вода "принимала" этого человека, то он считался невиновным, а донесший на него был казнён за ложь.
Суть "божественных свидетельств" описана также в древнеиндийских законах Ману. Под ними подразумевалась клятва подозреваемого и ордалия. Это объяснялось тем, что преступные деяния злодею не получится укрыть ни от Бога, ни от собственной совести. В Индии в разные времена известны были от двух до девяти ордалий. Среди них были такие виды испытаний:
- весами (обвиняемого взвешивали дважды за короткий промежуток времени, и если во второй раз его вес был меньше – он считался оправданным);
- огнём (обвиняемому требовалось преодолеть определённую дистанцию, неся в ладонях, обмотанных семью листьями определённого дерева, кусок раскалённого железа, и при этом не получить ожогов);
- водой (обвиняемый должен был нырнуть под воду и пробыть там столько времени, сколько потребуется другому человеку, чтобы принести стрелу, выпущенную с того места, где он нырнул);
- ядом (обвиняемому полагалось выпить яд, и в зависимости от того, какое воздействие тот окажет на его организм через определённое время, принималось решение о том, виновен он или нет);
- священной водой (человеку полагалось выпить воду, которая использовалась для омовения статуи божества. Если в течение недели или двух ни он, ни его близкие не заболеют или не станут жертвами какого-либо бедствия, обвинение с него снимали);
- жребием (обвиняемый должен был вытянуть из кувшина один из двух глиняных шариков, внутри которого находилось символическое изображение либо Правды, либо Лжи).
В государствах древнего Китая испытуемому давали пожевать горсть рисовых зёрен. Считалось, что у виновного от волнения пересохнет во рту, и он выплюнет зёрна сухими.
Ордалии у народов Европы
Краткая история права европейских народов также содержит немало упоминаний о практике ордалий. Самыми распространёнными способами вершения "Божьего суда" были испытания кипящей и холодной водой, а также раскалённым железом.
Так, последний вид был хорошо знаком древним германцам. Распространённое у них испытание раскалённым железом предполагало для обвиняемого необходимость ходить по нему или держать в руке. После этого на место ожога накладывали чистую повязку из ткани, покрытой салом, которую снимали через три дня. От того, насколько хорошо зажили ожоги, зависело, будет ли обвиняемый оправдан.
В Англии ходьба по железу имела своеобразную особенность: испытуемый должен был с завязанными глазами пройти по полю, на котором были разложены раскалённые лемехи плугов.
В Салической правде упоминается также испытание кипящей водой. От обвиняемого требовалось погрузить руку в котелок с кипятком. О его виновности также судили по оставшимся ранам.
Польская правда содержит информацию об ордалии холодной водой. Испытуемого связывали определённым образом, чтобы он не был способен плыть; к его поясу цеплялась верёвка, с помощью которой ему не давали утонуть. После этого предполагаемого преступника погружали в воду. Если при этом у него получалось выплыть самостоятельно, вина его считалась доказанной.
На Руси подобные испытания не были особенно популярны. К ним прибегали только в тех случаях, когда речь шла о серьёзных преступлениях. Однако зачастую в процессе имел место судебный поединок – весьма распространённая на русских землях ордалия. Это испытание использовалось и народами Западной Европы, однако на Руси к нему прибегали настолько часто, что порой он и вовсе заменял показания свидетелей.
Итоги таких испытаний считались окончательными, так как "Божий суд" предполагался высшим судом.
Как долго существовали ордалии
Практика ордалий просуществовала довольно долго (по данным одних источников – до XIV, других – даже до середины XVIII века). В Европе они были официально отменены церковью в 1215 году. В сущности, их значение было утрачено после того, как обвинительный процесс был вытеснен инквизиционным. Превратившись в принудительный элемент судебного процесса, без которого с обвиняемого невозможно было снять обвинение, суд ордалий утратил свой первоначальный смысл и был заменён пытками.