Первой по времени обнаружения и самой древней, а поэтому основной, является Радзивиловская летопись. Все последовавшие за ней списки «Повести временных лет» являются фактически ее копией.
Первые владельцы
Януш Радзивилл, виленский воевода и полководец Великого княжества Литовского был владельцем свитка в XVII веке. Собственно, от имени его магнатского рода летопись получила свое название.
По записи, сделанной в конце Хроник, становится известно, что Янушу Радзивиллу ее подарил Станислав Зеновевич, представитель мелкой шляхты, владевшей рукописью раньше, о чем свидетельствуют приписка на полях. Отец Януша, князь Священной Римской империи Богуслав Радзивилл, в 1671 году определил летопись в Кёнигсбергскую библиотеку, где с ней в 1715 году познакомился и приказал снять копию Петр I (по некоторым данным, царю прислали копию в 1711-м). А когда в 1761 году город был взят русскими войсками, летопись была изъята и перевезена в Санкт-Петербург, в Академию наук. Отсюда происходит второе название, которое носит Радзивиловская летопись, – Кёнигсбергская, по имени города, где она хранилась в XVIII веке до того момента, когда в виде трофея попала в Россию, принимавшую участие в Семилетней войне. Этот документ первый и единственный, дающий понятие об истории России, а также ее соседей с V по XIII век. Можно представить себе значимость этого монументального исторического свидетельства.Первая книга с иллюстрациями
Но уникальность ее еще и в том, что Радзивиловская летопись – древнейший и единственный относящийся к тому времени иллюстрированный, или лицевой (нарисованы лица), документ. Она содержит 618 миниатюр, дающих, несмотря на схематичность, хорошее представление о той эпохе.
Кёнигсбергская хроника (еще одно часто упоминающееся название летописи) стоит в одном ряду с другими аналогичными европейскими историческими документами, которые являются общепризнанными мировыми шедеврами, – болгарской Хроникой Константина Манассии, Венгерской хроникой XIV века и знаменитыми Большими французскими хрониками. И в этом ряду Радзивиловская летопись выделяется количеством и богатством иллюстраций. Необходимо отметить, что бесценный документ за долгие времена существования существенно пострадал, в результате чего истрепанные края обрезались, истлевший переплет несколько раз заменялся.Хроники владимиро-суздальской ветви летописания
О месте возникновения и подлинности Хроник до сих пор ведутся нескончаемые споры. Западнорусское происхождение, предположительно Смоленск, является сейчас наиболее обоснованной верс
ией. Подтверждают соединение белорусских и великорусских наречий и миниатюры, в которых чувствуется западноевропейское влияние. Летопись Радзивиловская чрезвычайно близка Московско-Академическому списку Суздальской летописи. Этот сборник хранится в Москве, в Государственной библиотеке им. Ленина.Обе рукописи совпадают от постройки Новгорода и до 1206 года, которым заканчивается повествовательная часть документа, далее в Московско-Академической летописи идет другой текст, описывающий события вплоть до 1419 года. Радзивиловская летопись представляет собой бесценный памятник, предположительно написанный в XIII веке. Сохранился он в двух списках, а именно: собственно Радзивиловском и Московско-Академическом.
О чем повествуют хроники?
Летопись Радзивиловская повествует о походе Игоря Святославовича, о том, как он попал в плен к Кончаку и бежал из него с Овлуром, о призыве Святославом Всеволодовичем русских князей для выступления к Каневу. Рассказывается в ней о вылазке против Кончака Владимира Глебовича, описываются походы на Царьград, битвы с печенегами и половцами. Есть и взимание дани, и другие комментарии к миниатюрам, запечатлевшим славные дела русских князей.
Вокруг Кёнигсбергской хроники очень много неясностей. Неизвестно, по чьему заказу и где она была написана, первичны ли рисунки и текст.
Исторический документ или фальсификация?
О том, что древнейший исторический документ Радзивиловская летопись - подделка, писали многие. Некоторые из них важнейшим доказательством считали польскую бумагу, на которой Хроника написана. Отсутствующие листы вызывают сомнения, рождает загадки текст, наезжающий на рисунки. Позднейшие исследования показали, что рукопись правили минимум трижды, причем между вторым и третьи разом прошел довольно значительный срок. Третий художник был особенно агрессивен: он менял позы и одежду людей на миниатюрах. Много загадок вызывали явно европейские одежды, которых на Руси в те времена быть не могло. Вот их-то и приписывают третьему правщику. Одним словом, Кёнигсбергские хроники рождают много загадок и споров. Но исследовательские методы все время совершенствуются, и когда-нибудь истина откроется. Любителей переписывать историю, фальсифицировать ее для своих сиюминутных целей всегда было предостаточно.
«Свой» Рюрик - ни норман, ни англ, ни швед, ни голландец
Сейчас идет очень много разговоров о том, почему русичи призвали на княжение иностранцев и призывали ли они их вообще. Может быть, дейс
твительно кому-то было выгодно показать русских слабоумными, причем в веках. Радзивиловская летопись призвание варягов констатирует. И это тоже у некоторых вызывает сомнение в ее незаангажированности. Другие исследователи, которым тоже не очень нравится факт призыва иностранцев на княжение, говорят, ссылаясь на В.Н. Татищева, что Рюрик вообще был славянин и говорил на славянском языке. Другие задаются вопросом, почему именно В.Н. Татищеву, промышленнику и экономисту, и вообще потомку Рюрика, была поручена работа по истории России. Они считают, что очень многие факты в ней мистифицированы.