При поступлении в детский сад, любое учебное заведение или для предоставления информации о конкретной личности в государственные органы может потребоваться характеристика на ребенка детского сада. Образец составления может изменяться в зависимости от места предоставления характеристики, качеств малыша (например, когда у ребенка недоразвитие речи, инвалидность) и необходимой информации.
Для каких целей может потребоваться характеристика?
Характеристика ребенка дошкольного возраста может потребоваться в разных случаях. Но для каждого из них должна быть создана полная картина жизни ребенка, его качеств характера, достоинств и недостатков, а также условий воспитания. Неправильно оформленная характеристика может значительно повлиять на восприятие ребенка в учебном заведении или решение суда.
Характеристика для учебных заведений
Характеристика развития ребенка чаще всего требуется при поступлении малыша в детский сад или школу. Она дает возможность определить уровень подготовки малыша, его характер, темперамент и социальные отношения (с ровесниками, родителями и воспитателями).
Характеристика для детей с ОНР
Если у ребенка обнаружены проблемы с развитием, характеристика предоставляется для медицинской комиссии. Особенно если речь идет о принятии решения о переводе в группу с логопедическим уклоном или другое специализированное учебное учреждение, большую роль играет характеристика на ребенка детского сада.
Образец ее заполнения имеет свои особенности, в ней нужно обязательно указать конкретные примеры проблем. При этом важно учесть, что решение принимает не только врач-логопед, но и в обязательном порядке детский психиатр, который общался с малышом.
Характеристика для госучреждений
Детская характеристика на ребенка может потребоваться и для предоставления ее в суд или опекунские советы. В таких характеристиках обязательно необходимо указать, как развиваются отношения между родителями и малышом (например, достаточно ли мать или отец занимаются воспитанием, и нет ли у них алкозависимости и прочих вредных привычек).
Кто занимается составлением характеристики?
В написании характеристики участвуют воспитатель, логопед и детский психолог.
Задачей воспитателя является описание общих поведенческих факторов конкретной личности, ее способности справляться со сложными ситуациями, быстро адаптироваться к новым обстоятельствам или коллективу. А также описание общих сведений, которые содержит характеристика на ребенка. Образец перечня пунктов, которые необходимо включить в характеристику:
- Имя, фамилия и отчество.
- Дата рождения.
- Место рождения и место фактического проживания.
- Состав семьи.
- Частота посещения детского сада и частота пропусков (по болезни, семейным обстоятельствам и другим факторам). При пропуске по состоянию здоровья обязательно указывается, каким заболеванием это было обусловлено и на какой срок.
Логопед анализирует речевые способности и правильность произношения, после чего ставит при необходимости диагноз и назначает курс занятий. В особых случаях возможно направление ребенка в специализированную группу или учебное заведение.
Психолог может как составлять персональную характеристику по своей сфере, так и дополнять основную, которая написана воспитателем. Прежде чем определить способности малыша, проводится тест. Он заключается в рисовании ребенком человека. Затем психолог по рисунку анализирует психическое состояние личности и особенности характера.
Освещение всех аспектов жизни малыша обеспечивает именно характеристика на ребенка. Образец ее выполнения может различаться в некоторых пунктах, но общая картина должна давать полную информацию о личности.
Основные моменты написания характеристики для детского сада
При поступлении в детский сад подобное описание составляют родители. Необходимо, чтобы была как можно более полной характеристика на ребенка детского сада. Образец ее должен включать в себя максимальное количество качеств, которые наиболее характерны для ребенка. К ним можно отнести:
- Режим дня – родители должны указать, когда ребенок ложиться спать, просыпается, время приема пищи, прогулок и активных игр.
- Особенности питания – наличие аллергических реакций на определенные продукты, предпочтения ребенка и продукты, которые он категорически не употребляет в пищу.
- Увлечения – любимые игры, занятия. Важно указать, посещал ли малыш развивающие школы для детей или другие детские заведения, какие дела ребенок может и любит выполнять, а какими категорически отказывается заниматься.
- Характеристика ребенка дошкольного возраста должна содержать сведения о способности малыша общаться с ровесниками, его отношениях в компании, способности затевать игры или поддерживать других детей.
- Способность ребенка самостоятельно выполнять несложные поручения и гигиенические процедуры. Чаще при поступлении в сад от ребенка требуются умения самому кушать, одеваться, переодевать пижаму, умываться, посещать туалет.
- Поведение в сложных ситуациях – например, реакция ребенка на критику или запреты. Это может быть истерика, плач, манипулирование, протесты и другое.
- Усидчивость малыша и его способность быстро переключать внимание между различными видами деятельности.
Психологическая характеристика
Психологическая характеристика ребенка включает в себя, кроме основных сведений, следующие пункты:
- Скорость адаптации к изменениям обстановки или коллектива и взаимодействие со своей группой.
- Латерализация ребенка. В зависимости от ведущей руки малыша можно делать выводы о его сильных и слабых сторонах характера, многих характеристиках его темперамента и учебных наклонностях (математик или филолог).
- Способ наилучшего восприятия информации ребенком (может быть зрительный, слуховой, тактильный или иметь нарушения восприятия).
- Внимательность ребенка и его память – быстро ли он усваивает полученную информацию и степень его заинтересованности определенными предметами.
- Особенности поведения ребенка во время игр.
- Навыки в быту – способность выполнения поставленных задач и достижение необходимого результата.
- Социальные качества – общительность, коммуникабельность, открытость для новых знакомств, лидерские способности.
Возможные недоработки при составлении характеристики
Недостаточное внимание к такому важному действию, как написание детской характеристики, может повлечь за собой серьезные проблемы с восприятием ребенка в новом учебном заведении и его отношениях со сверстниками. К недочетам можно отнести:
- Отсутствие некоторых обязательных пунктов.
- Характеристика выполнена в несоответствии с требованиями (особенно когда она требуется для опекунских органов или медицинской комиссии).
- Отсутствует информация о способностях ребенка воспринимать учебную информацию.
- Не важные моменты расписаны слишком подробно, в то время как отсутствует важный информационный блок.
Характеристика выглядит незавершенной из-за отсутствия общих выводов и заключений.
Только при тщательном наблюдении и оценке поведенческих реакций может быть создана полноценная характеристика на ребенка детского сада. Образец ее написания также должен быть полностью изучен, это поможет избежать недочетов при составлении.