Сначала «Пиджак» (фильм), отзывы зрителей говорят об этом единогласно, напоминает творение Матьё Кассовитца «Готика» (и еще несколько подобных фильмов-триллеров о психлечебницах или психически больных), после - «Шоссе в никуда» Дэвида Линча (снятый также оператором Питером Димингом), дальше — «Мертвую зону» Дэвида Кроненберга, а при кульминационном финальном эпизоде кажется, что это настоящий Фрэнк Капра.
Триллеро-хоррорный антураж
Отзывы на фильм «Пиджак» Джона Мэйбери при всем триллеро-хоррорном антураже называют его романтичным и даже сказочным, подобным «Сиянию». Он почти так же формально-нарочито фантастичен, как и детище Э. Бресса и Дж. М. Грубера «Эффект бабочки». Но его обаяние и сила лежат несколько за рамками актерского мастерства или приключенческого разгильдяйства психиатрического уклона обеих кинолент. Эдриен Броуди (как отмечают рецензии и отзывы на фильм «Пиджак») - актер чрезвычайно харизматичный, и немалая доля детективной интриги в сценарии присутствует, но мощь картины - в нешуточном трагизме, в настоящих, на грани истерии, неподдельных эмоциях.
Сюжет
Сюжетное повествование чрезвычайно запутанно. Рекомендуется смотреть внимательно кинокартину «Пиджак». Описание фильма гласит - во время военной операции под кодовым названием «Буря в пустыне» в 1992 году Джек Старкс чудом остается в живых – в него почти в упор выстрелил иракский мальчик. После возвращения у Джека диагностируют перманентную амнезию, что не так уж и плохо, учитывая то, что он вовсе мог не выжить. Несколько месяцев спустя главный герой возвращается в родной город. У Старкса случается приступ амнезии, после которого он находит труп полицейского. Доказательств своей невиновности у Джека нет. Последним воспоминанием остается маленькая девочка Джеки и ее мать, которым он помогал завести машину. Героя отправляют в психическую лечебницу, где он должен под присмотром Томаса Бекер, главврача, пройти лечение.
Доктор Бекер практикует свои методы оздоровления психически больных, которые совсем не соответствуют клятве Гиппократа. Джеку вводят наркотические вещества и запирают на ночь в ячейке – камере морга. Такая терапия способствует разрушению мозга. Находясь в этой камере в смирительной рубашке, Старкс физически или мысленно переносится в будущее, в 2007 год, где случайно встречается с уже взрослой Джеки. После посещения собственной могилы Джек пытается изменить ситуацию в настоящем и прошлом.
Две причины
Интерес к киноленте может возникнуть как минимум по двум причинам:
- Фильм является продюсерским проектом студии Джорджа Клуни и Стивена Содерберга.
- Режиссер проекта англичанин Джон Мэйбери стал известен широкой общественности после выхода в прокат эстетического байопика «Любовь – это дьявол» о самобытном художнике Фрэнсисе Бэконе.
Кроме названных побудительных мотивов, следует учесть непроходящую моду в киноиндустрии на фильмы о перемещении во времени, прекрасный и профессиональный актерский ансамбль и вызывающую бесконечное стремление увидеть развязку интригу кино.
Совсем не «прекрасное далеко». Отзывы о ….
Фильм «Пиджак» Джона Мэйбери однозначно выделяется среди внушительного потока картин, сюжет которых посвящается путешествиям в прекрасное далеко. Мысленные перемещения главного героя Джека Старкса имеют, скорей, метафизический характер. И причина даже не в том, что до самого кульминационного момента вопрос о природе видений персонажа остается открытым (не стоит сбрасывать со счетов те самые наркотики, которые ветерану войны в Ираке вводят перед каждой телепортацией), а, скорей всего, в атмосфере кинокартины, далекой от установленных и общепринятых канонов кинофантастики.
Борьба с безумием
В дословном переводе оригинальное название картины «The Jacket» - "Пиджак". Фильм отзывы же более склонны называть «смирительной рубашкой», именно ее надевали перед очередным ночным испытанием на Старкса. И это правильно, ведь в конечном счете перед зрителем разворачивается история борьбы главного героя со своим собственным безумием. Предыдущие работы Мэйбери помогают лучше связать воедино все, что происходит на экране, с тем смыслом и моральным посылом, которые автор пытается «озвучить» в своей киноленте. Ожидать кондового повествования от ученика и последователя Дерека Джармена точно не стоит.
Джон Мэйбери решительно расширяет рамки голливудского киномейнстрима. Незначительные на первый взгляд детали, работа с актерским кастингом (стоит особо отметить Даниэла Крейга, которому блестяще удалось воплотить на экране образ МакКензи - добродушного психа), визуальный ряд. Помимо перечисленного, эффектную атмосферу поддерживает камера Питера Дэминга и звук от Брайана Ено. Мирные и протяжные в своем статично-лиричном звучании, а после безумные, драматические, резкие и обрывистые. При этом визуальное решение и музыкальное сопровождение с первых минут хронометража не стараются угодить всем, но они идеально вписываются в канву идеи режиссера. "Пиджак" (фильм) отзывы возводят в разряд отнюдь не развлекательного кино, а относят к тем исключениям в киноиндустрии, которые побуждают к вдумчивому восприятию.
Неглупая жанровая постановка
Умелое сочетание всех вышеперечисленных составляющих в итоге являет смелую жанровую постановку, которая в период глянцевых стандартных одноразовых лент а-ля Голливуд вызывает неподдельный интерес и восхищение. "Пиджак" (фильм) отзывы называют смелым экспериментом, ведь он сбрасывает вычурные жанровые оковы и отвергает голливудскую предопределенность. Странно, но нигде не указано, что в основе ленты проскальзывают мотивы произведения Джека Лондона под названием «Звездный скиталец», которое повествует о заключенном тюрьмы, однажды получившем возможность перемещаться по разным временным эпохам.
Непередаваемое удовольствие
«Пиджак» — необычный и потрясающий фильм, настоящая философско-мистическая драма, насыщенный глубоким смыслом триллер о возможностях выбора жизненных вариантов, смысла, лента о смерти и неповторяющейся ценности каждого прожитого мгновения. Справедливости ради нужно упомянуть, что все-таки оптимистичный финал вселяет в смотрящего долю надежды после всего безумия и поиска истины. Если принять предложение создателей и полностью вжиться в образ, постараться запихнуть себя в пиджак/смирительную рубашку в гнетущей темноте, то непередаваемое удовольствие от просмотра кино зрителю обеспечено.