С ней мы сталкиваемся ежедневно и не один раз. В ней мы можем принимать как активное участие, так и держать нейтралитет. Она подстерегает нас дома, на улице, на работе, в магазине, в транспорте… Вы всё ещё не догадались, о чём или о ком идёт речь? Нет? Тогда разрешите представить: её величество речевая ситуация! И начнём мы наше знакомство, конечно же, с ярких примеров.
Речевая ситуация: примеры
Помните советскую лирическую комедию Эльдара Рязанова «Служебный роман»? В одной из начальных сцен незадачливый, неуверенный в себе старший статист товарищ Новосельцев во время вечеринки у друга пытается «приударить» за своей начальницей, «бессердечной» и «чёрствой» Калугиной-мымрой, но все его попытки терпят крах. Почему? Причин тому множество, но одна из них банально проста: у участников данного диалога просто было разное видение вопроса «что такое речевая ситуация». А теперь обо всём по порядку.
Участники речевой ситуации на практике
Итак, всякие ситуации речевого общения прежде всего предполагают участников. Они бывают главными и второстепенными. В нашем случае Анатолий Ефремович Новосельцев и Калугина – это главные участники, которых принято называть говорящий и слушающий, или адресат и адресант. Во время общения их роли постоянно меняются. Это характерно для диалога, условно – для спора, и невозможно – для ораторской речи. Второстепенными участниками в данной речевой ситуации выступают Самохвалов и Рыжова – близкие друзья и сослуживцы Новосельцева, которые в основном играют роли наблюдателей и советчиков. Считается, что наблюдатель – это пассивная позиция. Однако это не совсем так. Даже не участвуя напрямую в диалоге, он может влиять на его ход, что мы и видим на описываемом примере.
Отношения
Теперь об отношениях между участниками. Это ещё один важный пункт по теме «Речевая ситуация и ее компоненты». Говоря о них, прежде всего имеют в виду не отношения в буквальном смысле слова, а социальные роли говорящего и адресата. В описываемом случае отношения между Калугиной и Новосельцевым определяются как «начальник-подчинённый». Однако и здесь не наблюдается стабильности. Всё зависит от условий и обстоятельств. В официальной обстановке, на работе, в кабинете, во время деловых встреч должен сохраняться подчёркнуто-деловой стиль общения. Но если «место действия» переносится из казённого кабинета в обычную домашнюю обстановку – в квартиру Самохвалова, происходит перемена декораций: музыка, праздничный стол, гости... Одним словом, обстановка становится неофициальной, соответственно, социальные роли и стиль общения меняются.
Неверное видение ситуации
Но «старуха» упорно этого не замечает, игнорирует неловкие попытки ухаживания со стороны товарища Новосельцева, и посреди всеобщего веселья продолжает сохранять официально-деловой тон. Непонятна ей и цель их вынужденного общения. Срочность и перспектива, как основные определяющие цели делового общения, отсутствуют, значит, и говорить больше не о чем. Однако и робкий, застенчивый «старший статистик» - то ли от пережитого страха, то ли от принятого коктейля - тоже переходит грани дозволенного. После нескольких вызывающих попыток очаровать собеседницу своим пением, чтением стихов и танцами, так и не получив должного признания, он открыто, в присутствии гостей называет Людмилу Прокофьевну «бессердечной» и «чёрствой». Комизм ситуации налицо. Но это, так сказать, речевая ситуация, примеры. А что говорит теория?
Понятие «речевая ситуация»
Одним из разделов языкознания является лингвопрагматика. Это наука, которая занимается изучением практического использования языка, т. е. того, как человек употребляет «слово» для воздействия на адресата, и того, от чего зависят особенности речи человека и его поведения в процессе коммуникации. А речевая ситуация в этом случае как раз и является тем основным понятием лингвистической прагматики, на базе которого и ведутся основные исследования. Она состоит из нескольких компонентов: участники общения, их отношения, предмет общения, внешние и внутренние условия коммуникации. Речевая ситуация и её компоненты были подробно представлены нами на примере сцены из кинофильма, так сказать, на практике. Для лучшего понимания в теории можно использовать схему, предложенную Н. И. Формановской и дополненную Т. А. Ладыженской. Что собой представляет речевая ситуация и ее компоненты, наглядно видно на рисунке, расположенном ниже.
Адресант
Что касается участников общения, думаем, с этим вопросов возникнуть не может: адресант и адресат – тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Иными словами, адресант является инициатором речевой ситуации, он её активный участник. Может быть как говорящим, так и пишущим, в зависимости от того, как и в какой форме происходит общение - письменной или устной (шестой пункт в таблице «Речевая ситуация»). Схема, как видите, довольно проста. Считается, что роль адресанта зачастую тактически выигрышна, так как он задаёт тему, тон и темп общения. Он «режиссёр» данного действа, а значит, у него особые права: он направляет беседу в нужное русло и, соответственно, может регулировать её временные рамки.
Адресант
Однако, как говорится, всё в этом мире абсолютно и относительно одновременно. Поэтому и роль адресата в диалоге - это не всегда пассивная позиция. В ходе беседы слушающий выполняет целый ряд таких необходимых речемыслительных операций, как:
- контроль объёма того, что ему сообщается,
- контроль понимания,
- обобщение,
- определение понятий,
- корректировка позиций.
Все вышеперечисленные моменты реализуются с помощью обязательных реактивных реплик: «Спасибо за информацию», «Разумеется», «Иными словами, Вы думаете, что…», «Если я Вас правильно понимаю…». К слову, у каждой речевой ситуации, будь то знакомство, приветствие, поздравления, есть свой определённый набор устойчивых фраз и выражений – это так называемая «формула речевой ситуации». С помощью этих клише адресат может перехватить инициативу и далее выступать уже в роли говорящего.
Социальный характер отношений
Невозможно отрицать или преуменьшать значимость социальных ролей коммуникантов. Представим, что мать, только что имеющая тёплую беседу со своей дочерью за завтраком, час спустя выступает в школе в роли учителя своего ребёнка. Отношения меняются. В одном случае они выступают в качестве «родитель-ребёнок», в другом – «учитель-ученик». Соответственно, и речевые ситуации, и речевые роли их будут абсолютно разными. Тот, кто не понимает или не видит разницы, не владеет ситуацией, обречён на неминуемые проблемы.
Социальные роли могут быть постоянными и переменными. К первым относятся те, что определяются полом участника общения, его возрастом, родственными связями и так далее. Ко вторым, переменным ролям, относятся те, что определяют социальное положение и социальный статус одного коммуниканта в момент общения по отношению к другому: «учитель – ученик», «руководитель-подчинённый», «родитель-ребёнок» и т. д. Показателями социального статуса являются служебное и общественное положение, заслуги, достаток.
Внешние условия общения
К внешним условиям общения относят место и время общения. К вопросу о том, важны ли они и какую играют роль в процессе коммуникации, можно в качестве примера привести ремарки драматургов в пьесе. Место действия, время, освещение, описание интерьера, окружающей природы – всё то, что «снаружи», обязательно отразится «внутри» - в каждом слове, вздохе, фразе.
В зависимости от участия пространственно-временного фактора, различают канонические и неканонические речевые ситуации (по "Русскому языку" дети пишут даже рефераты на эту тему). Канонические - когда адресант и адресат находятся в одном и том же месте или, по крайней мере, видят друг друга, имеют общее поле зрения, и время произнесения высказывания одного совпадает со временем восприятия его слушающим. Иными словами, все участники речевой ситуации находятся в прямом взаимодействии. Что касается второго варианта, здесь мы видим абсолютное невыполнение всех вышеперечисленных условий: координаты «я-ты-здесь-сейчас» отсутствуют.
Внутренние обстоятельства
Мотивы и цели также являются немаловажными элементами понятия «речевая ситуация». Зачем мы говорим? Для чего произносится вслух та или иная фраза? Какие намерения у всех участников общения? Цель – это невидимая связующая нить между говорящим и слушающим. Нет её – связь рвётся, и речевая ситуация прекращает своё существование. Какими же могут быть цели, чтобы тонкая нить как можно дольше не исчезала? Первое – это желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чём-либо. Второе – склонение, убеждение слушателя в чём-либо с помощью доказательств и аргументов. Третье – внушение, изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идёт обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия. Четвёртое – побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция – непосредственное действие. И последние – поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения.
Взять, к примеру, фразу: «У меня важная деловая встреча». Её можно использовать с целью отказа. У вас намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино: «У меня важная деловая встреча» (поэтому я не могу пойти с вами). Иная речевая ситуация – опоздание на юбилей близкого товарища, иная цель – извинение: «У меня важная деловая встреча» (которую никак не могу пропустить). Данным высказыванием можно и воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мёртвой точки, отсюда и новая цель – внушить уверенность: «У меня важная деловая встреча» (партнеры обещают нам новые проекты, новые перспективы). Как видно из примеров, одно и то же предложение может звучать и восприниматься по-разному. Всё зависит от речевой ситуации и намерений говорящего, осознанных или неосознанных.