Знаменитый русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин оставил после себя несколько сотен картин, воспевающих красоту русской природы. На выбор тематики большое влияние оказала местность, где он вырос. Это Вятская губерния, город Елабуга и окрестности - пойма реки Камы, её обрывистые берега, лесные ручьи, прорезающие густые заросли корабельных лесов, озёра, солнечные лужайки... Всё это рождало в нём вдохновение и желание запечатлеть божественную красоту на холсте.
Любимые сюжеты
Берёза, дуб, сосна – любимые деревья художника. Даже уезжая за пределы России, он бродил по окрестностям Дюссельдорфа, Мюнхена, Цюриха и искал похожие виды. Наезжая в Финляндию, в гости к старшей дочери Лидии, Иван Иванович продолжал писать пейзажи, ведь природа этих мест очень похожа на российскую.
Если внимательно рассмотреть полотна Ивана Шишкина, можно обнаружить на них часто повторяющиеся пейзажи с соснами. Величественные прикамские красавцы покорили сердце Ивана Ивановича ещё в детстве.
«Сосны, освещённые солнцем»
Картина Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», написанная в 1886 году, знакомит нас с прелестью русского леса: два стройных, крепких дерева, из тех, что идут на корабельные мачты; пушистые кроны создают приятную прохладную тень; упругая почва, усыпанная толстым слоем иголок, заглушает все шумы. Только пение птиц и шелест веток от порывов ветра нарушают тишину летнего дня. Смолистый запах слегка будоражит, лёгкий ветерок бодрит. Зрителю легко представить себя в этом месте. Обратите внимание, как выписаны кора, ветки, хвоя. Можно подумать, что перед вами фотография. Некоторые наши современники считают это большим недостатком. Не надо забывать, что во времена Шишкина ещё не изобрели дегерротипию. Достоверность, скрупулёзность в изображении ценилась выше, нежели смазанные штрихи. Эпоха фотографии и импрессионизма была впереди.
Иван Шишкин – мастер мелких деталей. Он намеренно не придаёт своим сюжетам психологической направленности. Он пишет, как дышит, как живёт. Он никого не учит. Череда тяжёлых утрат, постигших художника в самом расцвете жизни, научили его терпению, принятию своей судьбы как креста, возложенного Господом. Какие ассоциации вызывает эта картина Шишкина? «Сосны, освещенные солнцем» - пара прекрасных, сильных, здоровых деревьев. Под их тенью приятно укрыться от палящих лучей полуденного солнца. Здесь могли бы резвиться маленькие медвежата, как в «Утре в сосновом лесу», или отдыхать уставшие грибники. Грустью веет от пейзажа. Только две сосны и пустое пространство рядом. Ко времени написания полотна художник уже дважды овдовел и больше не надеялся на возможность жить в счастливом семейном гнезде.
Две сосны как два разных человека
Иван Иванович справедливо считал излишним нагружать картины природы психологизмом. Тем не менее вышло так, что каждая картина Шишкина – это автобиография художника, проекция его личной жизни, боль и радость его души. Сравните – «Сосна на скале», написанная в 1855 году, тогда художнику было 23 года, и «На севере диком», год написания - 1891.
Ему без малого 70 лет. Он уже дважды вдовец, похоронил сыновей. Чего можно ждать от жизни? До чего пронзительно одинокой и неприкаянной выглядит валаамская сосна (картина Шишкина «На севере диком»). Сравните её с более ранней работой 1884 года «Сосна на песке».В том году Ивану Ивановичу исполнилось 52 года. В его работах (полотна «Сосна на песке» и «Перед грозой») ощущается надежда на перемены, на возможность начать новую жизнь. Посмотрите, сосна на песке словно поднимается на дюну. Песчаные холмы выглядит скорее щитом от холодных ветров Балтики, чем препятствиями. И всё же почва зыбкая. Нет прежней уверенности в своих силах. Появились сомнения, хотя надежда ещё не потеряна.
«Перед грозой»
Иван Иванович много работает. Труд не даёт сломаться и опуститься. Художник уделяет особенно большое внимание мелким деталям, прорисовывает каждую травинку, каждый листочек. Картина Шишкина «Перед грозой» написана как раз в те годы. Обратите внимание, что правая часть заметно более нагружена. Узкая, но чёткая дорожка делает решительный поворот вправо, в строну будущего. Стоячая вода – это не то место, где нужно задерживаться. Уныние – тяжкий грех. Пока живём – должны двигаться вперёд! Свежие и яркие оттенки зелени с правой стороны и желтоватая, слегка пожухлая трава слева. Большой куст – не препятствие. Это как бы ширма, за которой новая жизнь. Какая она?
Последняя картина Шишкина
Сосновые боры в Вятской губернии, со столетними деревьями по полметра в диаметре и высотой до сорока метров, назывались ещё корабельными, или мачтовыми лесами. Прямые, прочные и лёгкие стволы отвозили на верфи и использовали в кораблестроении.
Не случайно последняя картина Шишкина – «Корабельная роща» (1898 год). Выставка проходила в феврале-марте этого же года, и Иван Иванович представил на ней свою новую работу. Последняя картина Шишкина известна ещё под названием «Афонасофская корабельная роща близ Елабуги». Она вызвала массу восторгов, а 8 марта замечательный художник скончался. Смерть застала его за мольбертом, с кистью в руке, за созданием нового пейзажа...