«Голубой поток» – это самый крупный трансчерноморский газопровод, по которому топливо поступает из России в Турцию. Он был построен голландским филиалом ООО «Газпром» B.V. и итальянским «Эни» и начал функционировать в 2005 году. Часть газопровода на территории Турции контролируется местной энергетической компанией BOTAS. Остальная часть подконтрольна РФ. Основная цель «Голубого потока» - диверсифицировать пути доставки российского топлива в Турцию в обход третьих стран.
История создания
Подготовка проекта газопровода началась в 1997 году. В декабре Россия и Турция подписали межправительственное соглашение о строительстве приморского канала. В это же время ООО «Газпром» договорился с BOTAS о двадцатипятилетнем контракте на поставку топлива. В феврале 1999 года был подписан Меморандум между российской и итальянской стороной, а также был создан голландский филиал.
Строительство «Голубого потока» производилось в 2001-2002 годах. Морской участок конструировался итальянской компанией Saipem, а российский сухопутный – «Стройтрансгазом». «Голубой поток» начал работать в феврале 2003 года. Однако из-за конфликта России и Турции по поводу цен на топливо официальная церемония открытия на газоизмерительной станции Darusu прошла только 17 сентября 2005 года. На ней присутствовал президент РФ Владимир Путин, премьер-министры Турции и Италии.
Технические характеристики газопровода
«Голубой поток» начал функционировать на полную мощность в 2010 году. Его пропускная способность составляет 16 миллиардов кубических метров. Общая длина «Голубого потока» – 1213 километров. Российская часть начинается Изобильным газовым заводом рядом со Ставрополем и заканчивается в Краснодарском Крае. Большая протяженность приходится на Турцию – 444 километра. В газопроводе используются трубы с разным диаметром: сухопутная часть – 1400 миллиметров, горная – 12000, морская – 610. Давление достигает 25 Мпа. «Голубой поток» считается самым глубоким газопроводом в мире. Он пролегает на 2,2 километра ниже уровня земли.
В 2014 году Турция и Россия достигли соглашения по поводу повышения пропускной способности на 3 миллиарда кубических метров. Также была проведена ревизия цены на топливо.
Финансирование и первые сложности
«Голубой поток» – это очень масштабный проект. Его фактическая разработка стартовала еще в 1987 году, когда Турция начала импортировать топливо из СССР. Первоначально объем составлял 0,5 миллиардов кубических метров, на сегодняшний день он вырос в 34 раза. Данное строительство – это крайне масштабный проект. Проблемы начались еще на первом этапе, поэтому он был запущен с опозданием в три года. Общая стоимость строительства газопровода составила 3,2 миллиарда долларов США. Он оплачивался совместно турецкой и российской стороной. На конструкцию морской части было потрачено 1,7 миллиарда долларов США.
Непосредственно после запуска газопровода турецкая сторона заявила, что она не готова принять такие объемы топлива. Чтобы не допустить срыва проекта, РФ понизила цену и решила сократить поставки. Но на этом споры не закончились. В 2004 году Владимиру Путину пришлось даже вмешаться и снизить цену до уровня поставок по болгарскому маршруту.
Газопровод «Голубой поток-2»
Проект новой магистрали был впервые предложен в 2002 году. Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган обсудили строительство второй линии и расширение существующего газопровода с помощью звена Самсун-Кейхэн и ветки в Юго-Восточную Европу. Разработка проекта активизировалась после решения пяти стран начать строительство «Набукко». Однако вскоре разговоры о расширении превратились в проект под названием «Южный поток». Новый газопровод должен соединить непосредственно Болгарию и Россию. Но сейчас он находится в замороженном состоянии из-за обострения отношений с Украиной.
В 2009 году Владимир Путин на посту премьер-министра предложил магистраль, которая бы проходила параллельно «Голубому потоку» под Черным морем и продолжалась на пути из Самсуна в Кейхэн. Оттуда он мог бы транспортировать газ в Сирию, Ливию, Израиль и на Кипр. На сегодняшний день этот проект остается вопросом исключительно дальней перспективы, никаких обновлений о его статусе пока нет.
Защита окружающей среды
Строительство «Голубого потока» было связано с масштабными протестами энвайронтаменталистов. Но они не имели значительного влияния на сам процесс, поскольку официальные оценки воздействия на окружающую среду показали незначительный для нее ущерб. Строительство было продолжено, запуск проекта доказал, что серьезных причин для беспокойства не было. Но все эти оценки остаются спорными, потому что все стороны крайне заинтересованы в его функционировании. Более того, все экспертизы в основном проводились Россией, для которой «Голубой поток» имеет стратегическое значение, особенно после обострения ее отношений с Украиной и заморозки «Южного потока». Хотя в случае очевидных нарушений американская сторона не преминула бы вмешаться.
Текущее состояние
Газопровод «Голубой поток» – это проект, который должен стать основой стратегического сотрудничества между Россией и Турцией в энергетической и транспортной сферах. Существующее направление транзита шло через Украину, Молдову, Румынию и Болгарию. Сухопутное транспортирование топлива делало его более дорогим, были многочисленные жалобы на его хищение государствами, на территории которых он пролегал.
Но с самого начала функционирования «Голубого потока» у проекта были сложности, в том числе и внутри России. Как показала проверка, произведенная Счетной палатой, итальянская компания воспользовалась неполагающимися ей льготами. Это, конечно же, причинило ущерб государственному бюджету. По подсчетам экспертов, только в 2003 году он составил 1 миллиард долларов США.
Проблемы и перспективы
Россия первоначала предполагала строительство газопровода под Черным морем. Одной из политических целей, которую ставила перед собой схема «Голубого потока», была необходимость перебороть конкурентов в транспортировке газа в Европу. Страна, за которую все сражаются, – это Турция. «Голубой поток» сосредоточен именно на ее территории, как и следующий проект. Уже в ноябре 1999 года Туркменистан, Турция, Азербайджан и Грузия подписали межправительственное соглашение о Транскаспийском пути. Через несколько месяцев над этим проектом уже работали ведущие компании Genaral Electric и Royal Dutch Shell. Но между сторонами возникли споры, поэтому строительство было приостановлено.
На сегодняшний день, несмотря на критику со стороны США, «Голубой поток» получил стратегическое значение, а зависимость Европы от российского газа остается на прежнем уровне.