Проблем с выбором оптимального снегохода у современных путешественников и любителей экстрима не возникает. Рынок изобилует моделями и спецверсиями разного назначения, при этом технические данные качественно повышаются из года в год. И все же сегментация аппаратов, покоряющих снежные просторы, давно устоялась и новшества затрагивают уже сформированные направления эволюции. Казалось бы, изобрести нечто принципиально новое на этом фоне просто невозможно. Тем не менее российской компании Irbis это удалось – ее снегоход «Динго 125» предлагает широкие возможности эксплуатации аппарата без потери в ездовых качествах, по крайней мере, в своем сегменте. Модель представляет собой снегоход, который можно разбирать и собирать по принципу конструктора. Помимо этого, «Динго» является весьма перспективным конкурентом отечественных и зарубежных мотовездеходов и по другим характеристикам.
Общие сведения о модели
Dingo Т 125 является второй генерацией скромного по размерам снегохода, разработанного российскими конструкторами. Поэтому среди главных отличий машины стоит отметить ее заточенность на эксплуатацию в условиях русской зимы. Конструкция построена на основе модульного принципа, что дает возможность владельцу разбирать и собирать машину всего за 15 мин. Для этих операций не требуется особый инструмент – в процессе участвуют лишь доступные любому домашнему умельцу наборы ключей и велоболты, обеспечивающие надежное соединение комплектующих. Следовательно, транспортировка «Динго 125» возможна в багажнике обычного семейного авто. Также создатели не обошли стороной все новомодные технологии, увеличивающие функционал снежной техники. В частности, модель обеспечена 12-вольтной розеткой, которая позволяет заряжать мобильные устройства и дополнять электронную начинку навигатором.
Технические данные
Параметры снегохода в собранном виде не дают никаких оснований говорить об уступках малолитражным конкурентам – это в полном смысле семейная модель для сопутствующих целей. Технические характеристики «Динго 125» выглядят следующим образом:
- Габаритные данные – длина 251 см, ширина 97 см, высота 101 см.
- Масса – 116 кг.
- Объем бензобака – 5 л.
- Высота по седлу – 64 см.
- Функция запуска – электрический стартер.
- Особенности конструкции – стальная рама разборная.
- Тормоза – дисковый механизм.
- Тормозная система – гидравлика.
- Коробка передач – трехскоростной «полуавтомат».
- Передняя подвеска – на два рычага.
- Материал гусениц – армированная комбинация резины и ткани.
- Размеры лыж – 102 см в длину и 14,5 см в ширину.
Параметры силовой начинки
И в тестовых режимах, и при эксплуатации владельцами аппарат демонстрирует сравнительно неплохие ходовые возможности – и это несмотря на небольшой вес и в целом скромное исполнение «Динго 125». Двигатель располагает мощностью в 7,1 л.с. и демонстрирует скоростной максимум на отметке 40 км/ч. Конечно, по сравнению с лидерами сегмента показатели малокубатурного агрегата далеки от рекордных. Тем не менее, рабочий объем силового агрегата в 125 см3 все же обеспечивает тот самый потенциал, благодаря которому снегоход можно назвать универсальным средством передвижения по снежному бездорожью. Карбюраторная система питания и масляное охлаждение также вносят свой вклад в позиционирование аппарата в качестве крепкого середнячка.
Преимущества двигателя «Ирбис»
Важно отметить значение воздушно-масляного охлаждения, которое в сочетании с небольшим объемом дает особые преимущества. Например, перегрев двигателю не опасен даже при езде в условиях плюсовой температуры. С другой стороны, и карбюратор дает немало преимуществ уже для эксплуатации в «минус». Дело в том, что воздух при поступлении в емкость для приготовления горючего изначально прогревается, обеспечивая возможность уверенной езды даже при сильном морозе. В целом же силовой потенциал «Динго 125», отзывы о котором часто обращаются к менее мощной 110-й версии, скорее рассчитан на небольшие нагрузки в хозяйственных или туристических целях.
Комплектация
Хотя снегоход поставляется в единственной спецификации, богатство опциональных дополнений компенсирует это ограничение. В списке устройств можно найти целый арсенал полезного оборудования под различные условия эксплуатации. Среди универсальных атрибутов можно отметить фаркоп, электронную приборную панель и ту самую розетку на 12 вольт. Если же снегоход «Ирбис Динго 125» приобретается для использования в суровых условиях, то не лишними будут и такие дополнения, как электростартер, ветровое стекло и ручка с подогревом. Именно тяговые возможности агрегата соблазняют многих владельцев использовать его как транспортное средство – в таких случаях просто необходим вместительный багажник и сани-волокуши, которые поставляются в версиях с отбойником или без него. Если же имеется риск аварийных ситуаций, то в целях безопасности стоит обзавестись и системой экстренного глушения мотора.
Разборочный процесс
Вначале необходимо отключить все электронные системы и задний фонарь под сиденьем. Далее отвинчиваются винты, которые фиксируют раму кресла и пластик. После того как будет откручен крепежный барашек на пластике, необходимо отогнуть и снять этот элемент блока силового агрегата. Открутив болты, закрепляющие раму сиденья, можно ее вытащить. Затем открепляется кожух цепи, для чего необходимо ослабить натяжитель. С обеих сторон откручиваются винты, обеспечивающие соединение моторного блока и гусеничной основы «Динго Т 125» - потом можно снять и багажный отсек. Гусеничный блок следует вытаскивать плавно, ориентируясь по направляющим. На этой стадии разборки мотовездеход делился на две части. На одной из них откручивается руль – его следует положить на бензобак. Теперь можно приступить к съему передней подвески, которая также откручивается болтами. Рулевой вал необходимо натянуть на себя, что позволит полностью изъять подвеску. На последнем этапе снимаются лыжи. Аналогичным образом, но в обратной последовательности, осуществляется сборка.
Информация на панели приборов
Современные снегоходы оснащаются функциональными приборными панелями, на которых отображается весь необходимый пользователю перечень эксплуатационных параметров. Отечественный снегоход «Динго 125» не стал исключением и демонстрирует полный спектр показателей о состоянии техники, среди которых:
- Кнопка установки режимов – меняет характеристики отображения данных.
- Кнопка настройки режимов панели – с ее помощью можно менять формат отображения.
- Часы.
- Спидометр – отображает скорость езды снегохода.
- Температурный указатель.
- Тахометр – отображает количество оборотов коленвала.
- Лампы включенных передач.
- Индикатор перегрева мотора – лампа активизируется, если температура силового агрегата достигла 2 300 °C.
- Счетчик пробега.
Важно отметить удобство использования приборной панели – множество настроек по форматам предоставления информации делают модель «Динго 125» удобной в управлении и практичной.
Как правильно обкатывать?
Как и в случае с традиционными автомобилями, снегоход нуждается в обкатке, которая позволит безопасно использовать его технический ресурс уже в условиях полноценной эксплуатации. Новый экземпляр требует прохождения 500 км в щадящем режиме. В процессе обкатки происходит калибровка рабочих зазоров и притирка агрегатов между собой, что в дальнейшем положительно скажется на сроке службы техники.
Итак, прохождение первых 500 км должно выполняться с соблюдением некоторых правил. Во-первых, скоростной режим не должен переваливать за 30 км/ч, а интервалы в режиме непрерывной езды могут составлять не более 1 ч. Во-вторых, нельзя допускать высоких нагрузок. Даже на небольшой скорости двигаться на «Динго 125» по глубокому снегу или пытаться преодолеть горки, раскручивающие мотор до 7 тыс. оборотов, не стоит. Ну и в-третьих, миновав первые 100 км, в картере снегохода следует поменять масло и выполнить техническое обслуживание.
Правила управления
Перед тем как начать езду, необходимо поставить ноги на специальные подножки снегохода, а руки – положить на элементы управления. Далее следует запустить мотор и дать ему прогреться. Затем необходимо нажать на тормоз и перевести трансмиссию в первую позицию. Тормоза отпускаются, пальцем нажимается рычаг дросселя. Скоростной режим в «Ирбис Динго 125» регулируется путем манипуляций с рычагом трансмиссии – его нужно устанавливать в соответствующее требуемому режиму езды положение. В ходе первого заезда следует двигаться медленно, желательно - на ровной площадке.
Чтобы совершать развороты или повороты, необходимо элементарно поворачивать руль «Динго 125» в соответствующие стороны, но при этом важно и наклонять корпус вглубь самого поворота, смещая массу тела в сторону наружной подножки мотовездехода.
Техобслуживание
В целом мероприятия по техобслуживанию снегохода сводятся к проверке трех компонентов: состояния масла, натяжения гусениц и параметров карбюратора. Разумеется, есть и другие характеристики, требующие регулярного осмотра, но к описанным элементам снежный вездеход от «Ирбис» наиболее чувствителен.
Масло требует проверки перед каждой поездкой. В случае необходимости следует обновлять его составом с маркировкой 10W30SF. Гусеницы регулируются натяжителями – в частности, необходимо осматривать и корректировать гайки фиксации. Обороты холостого хода «Динго 125» настраиваются только на разогретом моторе. Силовой агрегат необходимо завести и дать ему поработать на холостом ходу около 10 мин. На работающем двигателе следует крутить специальный винт настройки, снижая или повышая количество оборотов коленвала.
Возможные неисправности и ремонт
Основные проблемы в работе снегохода, которые не относятся к физическим повреждениям снаружи, можно свести к неполадкам в двигателе и тормозной системе. В первом случае вероятны неисправности стартера, нарушения в работе топливопровода, в инфраструктуре электродов и свечей зажигания. Кроме того, распространены неполадки с аккумуляторной батареей. Выявление конкретной проблемы возможно только после тщательного осмотра «Динго 125». Запчасти к блоку ДВС доступны в дилерских центрах, поэтому сложностей с заменой возникнуть не должно. Неудовлетворительная работа тормозной системы, как правило, требует замены колодок или всего дискового механизма, но лишь при очевидных погрешностях функции. В остальных случаях достаточно продувки тормозных путей с целью удаления воздуха.
Отзывы
Второе поколение снегоходов «Ирбис» сложно оценивать, поскольку нет широкого представительства конкурентов. Он стоит отдельно и от мини-вездеходов по снегу, и от массивных аппаратов, разгоняющихся до высоких скоростей. Как ни странно, за малолитражность двигателя и среднюю динамику при движении меньше всего критикуют «Динго 125» – отзывы отмечают лишь слабую аккумуляторную батарею и нестабильность в преодолении крутых длинных горок. Но и тут на крайний случай можно использовать опцию включения мотора от «толкача». Многие критикуют и низкое расположение агрегата, из-за чего снег забивается внутрь и гасит свечи. Помогает только систематическая чистка.
Но и достоинств у аппарата не меньше. Чего стоит одна лишь возможность разборки! Легкость и скорость сооружения полноценного снегохода из компактно уложенных в багажник деталей вызывает только восхищение. Радует и богатая комплектация. Обогрев, ветровое стекло, системы безопасности, транспортные аксессуары и другие новшества подняли модель на новый уровень. Вместе с этим аппарат является надежным средством для езды по снегу, которое обеспечивает удобство управления и комфорт в техобслуживании.