Эпатажная, неординарная, талантливая - таков образ Анны Ахтматовой, оставшийся в наследие потомкам. Её темы были различными: гражданскими, философскими, лирическими. Но есть в её творчестве одно малоизвестное произведение, выпадающее из обоймы типичных для неё творений. Темой его стала родная земля.
Анна Ахматова
Анализ - метод логический, можно ли с его помощью изучать столь тонкие и порой мистические вещи, как стихи? Попытаемся.
Простая украинская фамилия Горенко была у Ани в детстве. Именно стремление к творчеству подвигло её взять родовую фамилию бабушки - татарской княжны: так она исхитрялась прятать от отца свои опубликованные стихи под фамилией Ахматова.
Анна была обычным ребёнком с типичными для её возраста наклонностями и интересами. Не давали ей покоя лишь стихи, которые рождались из сердца. Она писала на те темы, к которым была неравнодушной, на которые отзывалась душа.
Ей довелось побывать в самых разных точках планеты, видеть самые различные национальные и культурные традиции, наводившие на размышления о судьбах мира. Любовь, влюблённость, поклонники, переживания и впечатления рождали стихотворную лирику, выходившую из-под её пера. Источниками вдохновения для неё были Пушкин и Державин.
Но одна тема долгое время ей была чужда - есенинское язычество, природопоклонство, ощущение вечной связи с окружающим миром и бесконечности жизни.
А был ли Есенин?
Ахматова никогда не упоминала о какой-либо симпатии к Есенину или склонности к его поэтическим образам. Да и на первый взгляд поэты отличались стилем и тематикой своих произведений. Но не сыграл ли свою роль в более позднем мировоззрении Анны "опыт, сын ошибок трудных"?
Ахматовой выпало на долю немало испытаний: война, голод, потеря любимого мужа, арест сына, гонения и несправедливость в отношении неё. Блеклая тень дорогого сердцу Ленинграда встретила её после войны. Всё это обрушилось на поэтессу и, несомненно, навеяло размышления и повлияло на мировоззрение.
Ахматова на протяжении лет размышляла о судьбах человечества в тоне гражданском, социальном, но вряд ли можно найти в её ранних работах даже намёк на поклонение природе. Родина гражданская не отождествлялась в её молодом уме с землёй-матушкой. И совсем иное впечатление оставляет анализ стиха Ахматовой "Родная земля".
Язычество в творчестве Анны Ахматовой
В 1961 году увидел свет несколько нелогичный и нетипичный стих "Родная земля" Ахматовой. Анализ этого небольшого произведения проводился не раз, и обычно специалисты относили его к так называемой гражданской лирике. Вероятно, такие выводы навеяны образом родины, которую игнорируют, не замечают и топчут, считая чем-то само собой разумеющимся.
Под иным углом зрения может производить и другое впечатление "Родная земля" Ахматовой: анализ мыслей "между строк" заставляет утверждать, что этот текст прекрасно иллюстрирует многовековое язычество, свойственное всем рождённым на Руси.
Что же есть язычество? Это одушевление и обожествление сил природы, восприятие ее явлений как проявлений извечного, выходящего за рамки человеческого понимания и жизни. Где же в строках Ахматовой всё это?
"Родная земля" Ахматовой
Анализ этого стиха непрост, как и сам текст. По сути, здесь происходит прославление от обратного: поэтесса показным цинизмом и равнодушием словно понижает уровень святости родной земли. "В заветных ладанках не носим на груди", - холодно констатирует автор, озвучивая современного человека. Что слышно в этих словах: грусть, сожаление, тоска? Кажется, что одно равнодушие.
Дальше - больше. Ахматова изрекает: "Да, для нас это грязь на калошах", - тем самым полностью нивелируя значение страны-родины и земли как родины для миллиардов людей. Добившись от читателя 3D-эффекта, ощущения присутствия, поэтесса внезапно бьёт в самое сердце, идёт вглубь страха каждого - напоминает о неминуемом конце. Всего несколькими словами она добивает гордого и равнодушного современника: "Но ложимся в неё и становимся ею".
Именно в этих нескольких строках кроется суть стихотворения: наружу выходит глубинное языческое мироощущение, представляющее землю вечным живым существом, праматерью и могилой всего сущего.
И перед этим последним безжалостным ударом по современному бездушию поэтесса словно невзначай бросает строчку о безгрешности земли, её святости: "Тот ни в чем не замешанный прах". Такой исход раскрывает перед нами Ахматова. "Родная земля", анализ стихотворения демонстрирует это, предстаёт многоплановой картиной бытия. Мастерица слова и язычница!
Земля-матушка
Так к гражданской ли лирике относится "Родная земля" Ахматовой? Анализ, приведённый выше, достаточно субъективен, однако имеет право на существование, особенно сегодня, в век бездумного потребительского отношения к окружающей среде и одновременного открытия сокровенных знаний о происхождении и предназначении человека.
Земля испокон веков была символом плодородия, рождения и материнства. Да так оно и есть: из земли произрастает и проистекает всё насущно необходимое для человека. Как же так выходит, что жители прекрасной планеты Земля остаются равнодушными к своей кормилице, а порой и жестокими? Об этом и заставляет поразмыслить стихотворение.
"Что же есть источник нашей жизни и прибежище в смерти?" - спрашивает Ахматова. Родная земля! Анализ строк поэтессы не оставляет сомнений в ответе.