Медики в годы Великой Отечественной войны проявили не меньший героизм, стойкость и мужество, чем солдаты, моряки, летчики, работники тыла и офицеры. Девушки-санитарки на хрупких плечах выносили раненых бойцов, медицинский персонал госпиталей работал сутками, не покидая больных, фармацевты делали все возможное, чтобы обеспечить фронт высокоэффективными лекарствами в требуемых объемах. Не было легкого поста, должности, места работы – каждый из медиков внес свою лепту.
Начало войны
Медслужба, как и вся армия, вступила в войну в условиях ее внезапного начала. Многие мероприятия, направленные на совершенствование медицинского обеспечения и снабжения, были еще в значительной степени не завершены. Дивизии приграничных округов вступали в боевые действия с ограниченным запасом медикаментов, инструментов и оборудования. Тем весомее подвиг медиков в годы Великой отечественной войны, умудрявшихся в тяжелейших условиях спасать здоровье и жизни бойцов и гражданских лиц.
С первого дня войны создалось напряженное положение как со снабжением действующих войск, так и с производством медицинского имущества промышленностью. Основные запасы медпрепаратов, хирургических инструментов, перевязочного материала, сосредоточенные в приграничных округах, вывезти не успели. Были потеряны существенные объемы медицинского имущества, которые предназначались для формируемых и развертываемых частей и учреждений.
Несмотря на потерю санитарных складов, благодаря героическому труду и неимоверным усилиям военных фармацевтов из уцелевших складов прифронтовой полосы было вывезено более 1200 вагонов медико-санитарного имущества в тыл страны.
Опыт, добытый кровью
Тяжелейший для страны 1941 год завершился долгожданной первой большой победой Красной армии в изнурительной битве под Москвой. Здесь особенно ярко проявился подвиг медиков в годы Великой Отечественной войны. Фото того периода запечатлели кадры бойцов, спасенных из-под ураганного огня и бомбежек санитарами и санитарками. Нередки были случаи, когда медработники прикрывали собою раненых, не жалея жизней. Об интенсивности работы медслужбы говорит непредвзятая статистика. Во время московской битвы было израсходовано огромное количество медицинского имущества:
- Только на Западном фронте свыше 12 млн метров марли.
- Калининский и Западный фронты израсходовали более 172 тонн гипса.
- Широко применялись комплекты «помощь раненым», полковой и дивизионный, которые содержали наиболее важные лекарственные средства, сыворотки, шовные материалы, шприцы. С фронтовых складов Западного фронта в войска было выдано 583 комплекта полковых и 169 комплектов дивизионных.
Приемы организации медицинского снабжения в московском сражении, обобщенные на совещании в ГВСУ РККА 12-15 апреля 1942 года, позволили более успешно осуществлять обеспечение войск и лечебных учреждений в последующих операциях войны.
За нами Москва!
Медики в годы Великой Отечественной войны научились эффективно работать и в условиях обороны (отступления), и в наступлении, и при стремительных прорывах на большую глубину фронта. Во многом ценный опыт был получен при длительной стойкой обороне и последующем контрнаступлении на московском направлении. Битва под Москвой позволила скорректировать организацию медобеспечения войск в условиях перехода от оборонительных действий к проведению наступательной операции стратегического масштаба.
Еще до начала оборонительного сражения под столицей медицинская служба Западного и Брянского фронтов провела большую работу по приведению в порядок своих сил и средств, которые были значительно ослаблены в результате больших потерь в первые два месяца начавшейся войны. Особенно большое внимание приходилось уделять укомплектованию медицинских подразделений полков и дивизий санитарами и санитарами-носильщиками.
На передовой
Известны многочисленные факты о медиках в годы Великой Отечественной войны, не жалевших собственных жизней, чтобы вынести, выволочь, любыми средствами доставить с поля боя раненых в госпиталь. Приходилось работать под обстрелами, в жару и дождь, в грязи и снегу.
Особенно сильно был затруднен вынос раненых при глубоком снежном покрове. Поэтому наиболее надежным санитарным транспортным средством, особенно во время метелей и снежных заносов, оказались сани. Причем не только для транспортировки раненых на полковые медпункты (ПМП), но нередко и для их эвакуации из ПМП на дивизионные медпункты. Стала отчетливо ощущаться необходимость иметь соответствующие средства усиления в составе звеньев медицинской службы. Таким средством стали включенные в состав сил медслужбы конно-санитарные роты, значительно облегчавшие оперативную эвакуацию.
Госпитали
Военные медики в годы Великой Отечественной войны десятками тысяч трудились в госпиталях. Например, в период 1941-1942 гг. только в армиях Западного фронта имелось 50 полевых передвижных госпиталей и 10 эвакоприемников общей емкостью 15 000 штатных коек. Госпитальная база Западного фронта была развернута в два эшелона на двух эвакуационных направлениях. Общая емкость госпитальной базы достигала 42 000 коек. При этом в первом эшелоне были развернуты преимущественно полевые лечебные учреждения, а во втором ее эшелоне – почти исключительно эвакуационные госпитали.
Подвиг медиков в годы Великой Отечественной войны заключался в их самоотверженной ежедневной работе. Основные усилия медицинской службы направлялись на то, чтобы как можно скорее эвакуировать раненых и больных из тех районов, которые находились под угрозой захвата противником, оказывая медицинскую помощь. Значительное количество легкораненых, а также раненых средней тяжести продолжало оставаться в строю. Значительные санитарные потери, которые несли с самого начала контрнаступления войска Калининского и Западного фронтов, обусловили поступление не менее 150–200 раненых в сутки, а в дни напряженных боев - до 350–400.
Аптеки
Медики в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) воевали не только на фронтах. Серьезные проблемы, порою неподъемные, доставляло тыловое обеспечение аптек жизненно важными лекарствами. Выполнение задач по медицинскому снабжению осложнялось еще и тем, что внушительный отряд фармацевтов, врачей отбыл в действующую армию. Количество фармацевтов, работавших в аптеках, сократилось в 1941-1942 годах наполовину.
Планомерное снабжение аптечных сетей изделиями, медикаментами серьезно нарушилось: большинство предприятий медицинской промышленности оказались разрушенными или эвакуированы. С началом ВОВ военные аптеки укомплектовывались в основном фармацевтами, призванными по мобилизации из запаса. Большинство из них имели среднее фармацевтическое образование и никогда не служили в армии. Значительную часть работников составляли женщины, закончившие укороченный срок обучения в фармацевтических учебных заведениях. Ряд должностей в аптеках были заняты фельдшерами.
Особые трудности испытывали начальники войсковых аптек, в одном лице представлявшие все штатные должности. Помимо профессиональных обязанностей, на фармацевтах были и хозяйственные хлопоты. Сами писали документацию, получали медикаменты, стерилизовали растворы, мыли аптечную посуду. Причем военные требования по приготовлению и использованию лекарств осваивать приходилось по ходу. Вклад медиков в годы Великой Отечественной войны был важен не только на передовой, но и в аптечной сети.
Пример служения
История ВОВ богата фактами того, как роль одного человека влияла на судьбы тысяч. Основную тяжесть в спасении жизней и сохранении трудоспособности раненых бойцов взвалили на себя хирурги-медики в годы Великой Отечественной войны. Фото отличившихся специалистов можно увидеть в печатных изданиях, музеях, в интернете. Показателен пример выдающегося хирурга и организатора Василия Васильевича Успенского.
После оккупации родного Калинина (ныне Твери) талантливый врач возглавил Кашинскую районную больницу. Одновременно он являлся хирургом этого лечебного учреждения, консультантом эвакогоспиталей, развернутых в г. Кашине, соседних населенных пунктах и эвакуированной в этот город областной больницы. Именно он оперировал легендарного летчика-героя А. П. Маресьева. При Кашинской больнице Василий Васильевич организовал станцию переливания крови и районное научное общество врачей.
В 1943 году В. В. Успенский вернулся в Калинин, где организовал специальный госпиталь, через который прошло более 3000 детей, доставляемых самолетами из вражеского тыла. Об этом детском госпитале было известно даже за пределами страны. В частности, о служении Успенского восторженно отозвалась госпожа Клементина Черчилль – супруга английского премьер-министра.
Оказание офтальмологической помощи
На полях сражений ранения и травмы глаз случались часто. Среди раненых солдат, находившихся на лечении, наибольшее число составляли пациенты с осколочными и пулевыми ранениями различной степени тяжести, требовавшими оперативного вмешательства. Только в госпиталях Саратова за время войны врачи специализированных офтальмологических отделений и клиники глазных болезней помогли восстановить зрение 1858 раненым и 479 больным.
Весомый вклад в разработку методов оказания медицинской помощи на поле боя при ранении глаз, а также диагностики и лечения травм глаза на госпитальном этапе внесли сотрудники кафедры и клиники глазных болезней, возглавляемой профессором И. А. Беляевым. Саратовские медики в годы Великой Отечественной войны значительно усовершенствовали диагностику и методы терапии воспалительных заболеваний глаз, в повседневную практику врачей-офтальмологов внедрялись новые технологии.
Как решалась проблема с дефицитом лекарств
Героизм медиков в годы Великой Отечественной войны проявлялся и в тылу. В стране наблюдался острый дефицит медицинских средств, поэтому стояла задача возродить фармацевтическую промышленность, большей частью разрушенную в начале войны. За непродолжительный период поставки медпрепаратов удалось наладить.
Этому способствовало:
- Перемещение значительного количества предприятий химико-фармацевтической промышленности в Среднюю Азию. Это привело к созданию восточной группы химико-фармацевтической промышленности, которая взяла на себя основной груз обеспечения лекарственными средствами.
- Помощь стран антифашистского блока. Сотрудничество позволило смонтировать мощнейшие установки для выпуска стрептоцида, сульфидина и сульфазола, хлорэтила и фармакопейного натра.
- Переориентация непрофильных предприятий промышленности. Выходу из ситуации нехватки перевязочных материалов способствовали фабрики текстильной промышленности, которые начали изготавливать медицинскую марлю. Также многие предприятия химической промышленности стали поставлять органам здравоохранения ампульные препараты: адреналин, кофеин, глюкозу, морфий, пантопон и другие.
- Замена дефицитных фармацевтических препаратов лекарственными растениями. Только весной 1942 было собрано около 50 т тридцати шести видов лекарственных растений. Ученые воссоздали методику замены ваты медицинской на торфяной мох-сфагнум и получили пихтовое иммерсионное масло взамен традиционного и ставшего дефицитным кедрового.
Разработка новых лекарственных средств
Женщины-медики в годы Великой Отечественной войны внесли выдающийся вклад в разработку новых высокоэффективных лекарственных средств. Значительным прорывом стало получение группой советских ученых под руководством профессора З. В. Ермольевой первых образцов пенициллина. Исследовательская группа Ермольевой проводила изучение лечебного эффекта нового препарата «Пенициллин-крустозин ВИЭМ» при ранениях и раневых осложнениях в медсанбатах, близких к полям сражений, в клиниках тыла.
Центральный институт эпидемиологии и микробиологии, который возглавляла профессор М. К. Кронтовская, освоил методику производства сыпнотифозной вакцины. Наркомздрав СССР признал это средство в качестве действенного в борьбе с сыпным тифом, свирепствовавшим в то время, и постановил применить новую сыворотку в массовом масштабе.
Научным открытием мирового значения стала разработка сотрудником Ленинградского института переливания крови, профессором Л. Г. Богомоловой, метода лиофильной сушки плазмы. Она получила возможность, не зная группу крови раненого, переливать большие дозы препарата под названием «сухая плазма» от донора. При этом методе переливания донорская кровь превращается в порошок, который долго хранится и хорошо транспортируется.
Подвиг медсестер
Во Вторую мировую нужда в медсестрах резко обострилась. В соответствии с этим НК здравоохранения занялся ускоренной подготовкой среднего медицинского персонала. До 1945 Комитетом Красного Креста подготовлено свыше 500 000 сандружинниц, 300 000 медсестер, более 170 000 врачей. Смотря смерти в лицо, они отважно переносили раненых с места боевых действий и оказывали им помощь.
Можно говорить о героических поступках, глядя на судьбу медсестры батальона морпехов Екатерины Деминой. Воспитанница детского дома, она служила на медицинском судне «Красная Москва», которое переправляло раненых из Сталинграда в Красноводск. Жизнь в тылу ей быстро надоела, Екатерина решила стать санитаркой 369-го отдельного батальона морской пехоты. Поначалу десантники прохладно приняли девушку, однако она завоевала уважение. За все время Екатерина спасла жизнь более чем 100 раненым, уничтожила около 50 фашистов, а сама получила 3 ранения. Е. И. Демину отметили множеством наград.
В ВОВ Красный Крест успешно справился с ускоренной учебой медсестер и санитаров, а самопожертвование, доброта и любовь к Отечеству помогли медицинским работникам обеспечить раненым выздоровление и возвращение на фронт. Таким образом, совершалось все возможное для Победы.
Послесловие
Советские медики в годы Великой Отечественной войны творили чудеса, ставя на ноги раненых бойцов. По статистике, из наших госпиталей в строй повторно возвращалось более 70% поступивших на лечение. Для примера: немецким медикам удавалось возвращать в армию лишь около 40% раненых.