Этот автомобиль интересен тем, что не выпускался серийно. Но при этом легкий грузовик занимает особенное место среди продукции отечественного автопрома. В процессе проектирования, испытаний, доработок машина прошла все стадии, однако до конвейера дело так и не дошло. История ГАЗ 56: фото позволят узнать, что это за автомобиль.
Как все начиналось
История этой модели началась в 50-х годах. Тогда, после усовершенствования первых послевоенных машин, автоконструкторы стали разрабатывать технику нового поколения. Нужно сказать, что в то время инженерные отделы выдавали множество интересных экспериментальных, порой даже оригинальных и фантастических идей. И ГАЗ-56 был именно одной из сумасшедших задумок.
Так как в Европе производство малотоннажных машин было очень хорошо налажено и на них был отличный спрос, на Горьковском автозаводе решили, что вместе с производством ГАЗ-51 нужно наладить выпуск более компактной, экономичной и современной машины.
Работы продвигались очень быстро. Практически сразу изготовили макет из пластилина в реальную величину. Первые опытные образцы для обкатки стали испытывать уже в 1956 году. Было выявлено множество недостатков, поэтому конструкторы все оптимизировали проект.
Работы длились вплоть до 1962 года. Но в этом же году работы было решено свернуть. Кое-какие идеи и технические решения используются и сегодня. В 1960 на испытаниях лишь одна машина показала себя успешно. Вот так легенда и не вышла в свет. Но обо всем по порядку. Писали, что он выпускается серийно, упоминали в литературных произведениях, позже выпускали на базе автомобиля ГАЗ-56 самосвал.
Дизайн
Оформлением внешнего вида машины и кабины занимался известный в те года промышленный дизайнер Лебедев. Так, вместо прорезей облицовки как в УАЗах, специалист решил сделать вертикальную решетку, а саму кабину и детали ее оперения сделать как можно проще и рациональней. Нужно признать, что хоть дизайнер и обладал оригинальным видением, профессионалы УАЗа постарались куда лучше. 300-й выглядел более стильно и оригинально. Он чем-то напоминал джип, из тех, что производили в Америке в те года. Но ГАЗ-56 – не джип, а настоящий грузовик.
С современной на то время формой передней части и передовым оформлением подфарников, которые дизайнеры взяли от «Победы», придали внешнему виду некую новизну и чувство оптимизма. Стоит сказать, что такой же экстерьер хотели применить и для ГАЗ-51.
Было создано два типа оформления. Это более ранний, который отличался низкими крыльями, и поздний. Он отличался кабиной, которая унифицировалась с ГАЗ-53. Первую кабину сильно критиковали, так как там были видны явные недоработки.
Габариты и геометрия
Дизайнеры и инженеры придали автомобилю ГАЗ 56 следующие габаритные размеры. Длина грузовика - 5085 мм, ширина составила 2175 мм, в высоту машина была 1995 мм. Колесная база была равна 2950 мм, а размеры колесных колей были 1650 для задней и 1472 мм для передней.
"Газель" времен СССР
Геометрия позволила вполне уверенно в условиях грунтовых дорог транспортировать более 1,3 т различных грузов. На трассе с твердым покрытием автомобиль мог нести и все 1500 кг. Вес этой модели составлял 1848 кг.
Более ранние версии обладали хорошим клиренсом. Так, под задним мостом он мог составлять 240 мм. Под передним – 345 мм. Такой клиренс повлиял на небольшой, в 6,5 м, радиус поворота. Эта машина обладала небывалой маневренностью, а также компактностью, недоступной на то время. Грузовик отлично работал в условиях бездорожья.
Большие маневры для малотоннажного грузовичка
Грузовик проектировался под руководством молодого конструктора. Это было очень серьезно для выпускника института. До этого он занимался созданием автоприцепов. Но оказалось, что между прицепами и будущим малотоннажником очень много общего.
Создавать машину было решено на базе рамы УАЗ-300. Кроме нескольких мелких нюансов конструкции, а также простого деревянного кузова, ГАЗ-56 мало чем отличался от предшественника.
Технические решения
Конструкторы при создании машины применяли современные и оригинальные решения. После первых испытаний было решено установить на этот автомобиль герметичные барабанные тормоза. Также был установлен кулачковый дифференциал, который к тому же имел вставной редуктор с гипоидной передачей. В качестве силовой части в ГАЗ-56 – двигатель форкамерно-факельного типа, с верхневальной компоновкой. Он имел встроенную электрическую муфту для вентилятора охлаждения и назывался ГАЗ-21.
Экспонат для выставок
С таким дизайном и техническими решениями грузовик был показан на выставке в Москве в 1957-58 годах. Это наиболее известный ГАЗ-56. Фото автомобиля печатали во всех журналах, и даже на спичечных коробках.
Версия 2.0
Машина получилась хорошей. Она была очень нужна. Среди недостатков модели можно отметить плохую конструкцию кабины и низкие крылья. Одним же из самых реальных недостатков считалось то, что он не был унифицирован с другими моделями ГАЗ. Выпускать автомобиль, который сильно отличается от своих собратьев, очень рискованно.
Это понимало руководство завода, а потому и началась работа над унификацией 56-й. Унифицировать модель попытались с моделями 52 и 53. Дизайнеры и инженеры уже создали кабины и оперение. Они были сконструированы в стиле американских машин.
Для 56-го кабины оказались велики, но они еще и были тяжелыми. Однако, со слов водителей и тех, кто проводил испытания, новая кабина имела улучшенный обзор и была гораздо удобней (можно посмотреть у грузовика ГАЗ-56 фото салона и лично в этом убедиться). Это немного приблизило модель к конвейерной сборке.
Эти машины можно считать второй версией этого грузовика.
Отличия
Автомобили выглядели, в сравнении с первыми версиями, более просто. Казалось, что они не завершены. Крупные размеры кабины по внешнему виду не вписывались в и так низкую посадку. Малые размеры автомобиля также влияли на внешний вид.
Кроме того, конструкторы не смогли увеличить динамические характеристики и улучшить проходимость. Это цена за желание унифицированной конструкции.
Мотор от ГАЗ-21 с электрической муфтой, которая впоследствии стала применяться в ГАЗ-24, -56, и масляным фильтром центробежного типа, в этой модификации работал уже на пределе своих возможностей. Двигатель оказался откровенно слабым. Даже на достаточно ровной дороге грузовичок был не способен набрать скорость выше 80 км.
Колеса
В первой версии использовали колеса от автомобиля ГАЗ-ММ. Во второй решили оставить их же, но они имели уже шесть шпилек вместо пяти. Это техническое решение не прижилось. В 60-х годах было решено оснастить модель бескамерной резиной.
Чтобы осуществить эту идею, пришлось сделать новые диски, которые состояли из глубокого обода, а также приваренной торцевой оси. Так как это было новинкой, на заводе планировали комплектовать автомобили и обычной камерной резиной. Так различных модификаций грузовика стало 5. Здесь три вида моделей первой версии и две модели второй.
Сцепление и КПП
В качестве сцепления применили сухую однодисковую систему. КПП было четырехступенчатым, с синхронизаторами. Также машина оснащалась двумя карданными валами с промежуточными опорами.
Особенности конструкции второй версии
Какие имеет обновленный ГАЗ-56 технические характеристики? Среди важных и новых решений автомобиля стоит выделить задний мост с неразъемной конструкцией и редуктором с гипоидной передачей. Смазывать мост автомобиля ГАЗ-56 нужно было специальной смазкой для гипоидных передач. Это же можно сказать и о задних ступицах.
Для тех из грузовиков, которые планировались для тяжелых условий, применили кулачковый дифференциал с возможностью блокировки.
Подвеска
Этот узел представлен телескопическими амортизаторами. Вместо типичных для таких машин пальцев рессор применили специальные резиновые оригинальные детали.
Правительственные испытания
Пробег испытаний составил более 25 000 км, а именно такое расстояние было гарантийным. Он длился ровно полгода. В этом пробеге участвовали также и другие модели ГАЗ, а также американские «Форд Меркьюри-350» и «Опель Блиц». Этот пробег проходил и по дорогам, и по размытым грунтовкам, и по большинству других районов.
Рама
На грузовом автомобиле ГАЗ-56 технические характеристики во второй версии стали ощутимо лучше. Здесь рама оказалась даже прочнее, чем в американских авто. Но в особо тяжелых условиях система охлаждения не справлялась с нагрузкой. И силовой агрегат оказался откровенно слабым.
Мотор требовал от водителя постоянного внимания к себе, а обращаться с ним нужно было нежно. Провести модернизацию мотора оказалось невозможным.
Также были и другие недочеты и недоделки. Это и ступицы, и крепления рессор, и задний мост с вечными протечкками масла.
Несмотря на все это, грузовик был признан вполне достойным для серийного производства. Машина числилась на учете не иначе как предсерийная. И тут его снова везут на выставку. О нем было написано множество статей.
Закрытие проекта
В 1962 году все работы по данному грузовику остановились. Какие-то технологии стали использовать на других моделях, что-то дожило и до наших дней. Грузовикам не слишком повезло. Удел ГАЗ-56 – тюнинг кабин. Однако на улицах увидеть такую редкость вряд ли удастся.