Русский язык в школе можно, пожалуй, отнести к одним из самых важных предметов, незнание которого может наложить серьезный отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Но как поднять интерес детей к нему? Как облегчить восприятие таких трудных и запутанных на первый взгляд правил? В этом поможет регулярный выпуск школьной газеты, посвященной русскому языку. Интересные факты, забавные истории происхождения слов, "ляпы" из сочинений – все это придет на помощь и сделает русский язык для учеников по-настоящему родным.
О чем может рассказать стенгазета
Школьная стенгазета, посвященная русскому языку, должна стать не просто изложением фактов, а обязательно и способом общения. Пускай ученики задают вопросы, оставляя их в специальном кармашке, приносят свои заметки (можно ввести какое-то поощрение за такую активность) и участвуют в конкурсах.
Так, в рубрике «Занимательный русский язык» можно привести следующую информацию:
- Знаете ли вы, что в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода: «дитя», «животное» и «чудовище»?
- Единственное полное прилагательное в русском языке, имеющее один слог – это слово «злой».
- Глагол «вынуть» – единственное в нашем языке слово, не имеющее корня. Считается, что он тут нулевой и чередуется с -ним (вынуть – вынимать).
Кроме этого, можно опубликовать и своеобразный тест:
«Любого иностранца, утверждающего, что он в совершенстве знает русский язык, можно протестировать. Предложите ему перевести следующее предложение (интересно, а сами-то вы поймете, о чем в нем речь?): «Косил косой косой косой». И если иностранец в результате выдаст что-то вроде: «Срезал траву человек с дефектом зрения кривым инструментом», то его и впрямь можно причислить к знатокам «великого и могучего».
Но в конце этих заметок не забудьте спросить: «А знаете ли вы подобные занимательные факты?» Это подтолкнет интерес детей к чтению и создаст начало общения.
Информация, о которой может поведать стенгазета
Школьная стенгазета может стать собранием удивительных фактов. Как, например, эти:
- все неприличные слова до 14 в. на Руси именовались «нелепыми глаголам»;
- в русском языке есть слово, состоящее из 46 букв - «тысячадевятьсотвосьмидесятидевятимиллиметровый», а самый длинный предлог и одновременно самый длинный союз – это состоящее из 14 букв слово «соответственно»;
- а слово «тьма» раньше было числительным, обозначающим самое большое из известных количество – 10 тысяч.
Не менее интересны будут и сведения для рубрики «Занимательный русский язык» о существительных с «выпадающими» гласными. Если склонять такие слова, как вошь, день, лев, лоб, ложь, пень, ров, рожь, сон, шов и т. п., то в их корнях не останется ни одной гласной. А так как перечислены не все слова, можно предложить читателям дополнить этот список.
Удивительная буква «Ъ»
История 28-ой буквы русского алфавита «ъ» сложна и запутана и тоже может стать темой одного из выпусков газеты.
В старину она обозначала какой-то очень краткий гласный звук, о котором до сих пор спорят лингвисты. Позже, примерно с середины 12 в., ею пользовались для того чтобы разбивать слова на слоги, а строку – на отдельные слова, вплоть до того времени, пока не состоялся повсеместный переход к применению пробелов (къбогомъизъбраномуцарю).
Но даже после того, как между слов появились пробелы, в церковнославянской письменности так и осталось правило: «ъ» – буква, обозначающая конец слова. То есть каждое слово в русском языке могло раньше заканчиваться только на на гласную, й, ь или ъ (ломбардъ, адресъ, гастрономъ). Представляете, на написание этого абсолютно ненужного знака уходило до 4% объема текста!
Теперь, в результате реформы русского правописания, проводимой в 1917-1918 гг., появилось новое правило: непроизносимая «ъ» – буква, которая употребляется только как разделительный знак между согласным и гласным. Ее можно обнаружить на стыке приставки и корня (съезд, объять, въедливый и т. п.) или для обозначения йотированного произношения гласных в заимствованных словах (инъекция, адъютант и др.).
Но, конечно же, это далеко не все, что можно рассказать о твердом знаке.
Поговорим о супплетивах
Интересные факты о русском языке для стенгазеты не обязательно собирать «с миру по нитке». Ведь даже вполне научное явление из области лингвистики может оказаться для рядового читателя удивительным и занимательным. Например, супплетивы.
Каждый из носителей языка может легко образовать от любого глагола прошедшее время:
- писать – писал,
- читать - читал,
- делать – делал,
- петь – пел,
- идти – … шел.
Вот это «странное» несоответствие между корнем начальной и производной формы и называется супплетивом. Такие же явления встречаются при образовании сравнительной степени некоторых прилагательных:
- смешной – смешнее,
- умный – умнее,
- теплый – теплее,
- хороший – … лучше или плохой – … хуже.
То же можно встретить и у существительных, например, у слова «человек» (его множественное число – «люди», образовалось от другого корня), у местоимения «я» (его косвенные падежи «меня», «мне» и т. д. тоже имеют иной корень).
Как хулиган появился в России
Школьная стенгазета на тему: «Русский язык и его история» может с успехом размещать интересные факты и о происхождения некоторых слов. Вот пример небольшой заметки о том, как в русском языке появилось слово «хулиган».
Ни для кого не секрет, что хулиганом называют человека, позволяющего себе бесчинства и не уважающего закон, но то, что данное слово ранее было английской фамилией, наверное, мало кому известно.
Да-да, на рубеже 18 и 19 вв. в Англии, в городе Саусворк, проживала пренеприятнейшая семейка, занимавшаяся бандитизмом и грабежами. Все они носили одну фамилию – Халиган. И скоро печально прославились на всю Англию. А о главе этого разбойничьего клана, Патрике Халигане, была даже сложена насмешливая песенка, ставшая со временем популярной во всей Европе. На Халиганов рисовали карикатуры, писали пародии, и их фамилия постепенно стала именем нарицательным, причем не только в Англии, но и в России, где, правда, несколько видоизменилась.
Противоречия в одном и том же слове
Интересные факты о русском языке для стенгазеты можно подбирать в огромном количестве. Школьникам наверняка будет любопытно узнать и о таком удивительном явлении развития нашего языка как энантиосемия – поляризация значении одного слова. То есть в одной лексической единице значения могут противоречить, противопоставляться друг другу. Судите сами – известное слово «бесценный» кроет в себе сразу два понятия:
1) что-то, не имеющее никакой цены;
2) нечто, имеющее очень высокую цену.
А что имеет в виду человек, говорящий: «Я прослушал лекцию»? То, что он внимательно выслушал ее или, наоборот, что он ничего так и не услышал? Глагол «прослушать», как видите, антоним сам себе.
Как возникала энантиосемия
Интересные факты о русском языке для стенгазеты могут включить и историю возникновения этого явления.
Лингвисты объясняют его применением слова в разных сферах, например в разговорной речи и в книжном языке. Нечто подобное произошло со словом «лихой». Если в древнерусских манускриптах оно имело лишь одно значение: «плохой, скверный» (лихой человек), то в просторечии «лихой» стал еще и «смелым, удалым» (лихой воин).
Все дело в том, что в древности как о лихих людях говорили чаще всего о разбойниках, способных, как все знают, на смелые, рискованные и бесшабашные поступки. Отсюда и взяло начало новое, противоположное значение древнего слова.
Русский язык богат примерами энантиосемии слов. Можно вспомнить из них следующие: одолжить (взять в долг – дать в долг) или наверно (наверняка, точно – может быть, не точно).
Факты о том, как развивался великий русский язык, стенгазета может подавать и в виде коротких заметок, и как научно-популярные статьи.
Еще несколько советов напоследок
Газета, о которой говорилось в статье, должна стать и увлекательным чтением, и источником информации, подталкивающей к раздумьям, для детей разного возраста. Интересные факты о русском языке для стенгазеты можно в большом количестве найти в СМИ, особенно сейчас, когда интерес к родному языку поднялся на более высокий уровень.
Но еще раз хочется напомнить, что такая газета – это не просто информативное издание, но и место для общения. Только так интерес из чисто созерцательного станет чем-то более реальным, приводящим к увлечению предметом, а может, и к раскрытию таланта писателя, поэта или художника. Удачи!