Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова. Своеобразие лирики Некрасова

К теме поэзии и поэта обращались не раз многие великие художники слова, однако в своих произведениях они раскрывали ее по-разному.

Два направления в искусстве

Две основные тенденции в вопросе о том, как следует понимать стоящие перед искусством задачи, определились в середине 19 века. Сторонники "чистого искусства" полагали, что не в изображении реальности заключается поэзия. Она состоит в изяществе предмета и формы стихотворения. Представители этого направления осознанно уходили от проблем действительности и обращались в своем творчестве к "вечным" темам.

Представители так называемого "демократического" направления занимали противоположную позицию. Они опирались на опыт поэтов-декабристов, Лермонтова и Пушкина. Безусловно, к их числу принадлежал и Некрасов. Творчество Н. А. Некрасова является ярким примером служения Отчизне. Продолжая традиции Лермонтова и Пушкина, этот поэт постоянно обращался на протяжении своего пути к теме поэзии и поэта. Многие стихотворения Некрасова посвящены ей. Мы отметим в этой статье лишь наиболее известные и важные из них.

Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова ранних лет

стихотворения некрасова

Касаясь данной темы, Некрасов уже в 40-е годы склонен был сопоставлять с простой женщиной, вышедшей из народа, свою Музу ("Вчерашний день, часу в шестом..."). Николай Алексеевич подчеркивал этим самым народность всего своего творчества, которая была осознана им еще в раннюю пору. Вместе с тем он показывал трудности, с которыми пришлось столкнуться поэту в начале пути. Речь идет о борьбе Некрасова с журналистскими преследованиями и цензурой. Словно молодая крестьянка, муза его "кнутом иссечена" и "бичом исполосована".

Стихотворение "Муза"

В стихотворении "Муза", написанном через 4 года, поэт развивает эти оценки и сравнения. Его наставница, увы, сладкогласных песен не поет. Она не учит гармонии, не пользуется свирелью. Иной облик имеет его муза. Вновь поэт сравнивает ее с крестьянкой, но теперь уже более развернуто. Она поет перед "дымной лучиной" в "убогой хижине". Крестьянка эта "убита кручиной", "согбенна трудом". Однако Муза Некрасова не только уподобляется деревенской труженице. Она также названа "спутницей печальных бедняков". Для этого стихотворения Некрасова характерно то, что расположенность к мщению является чертой характера музы. Этим самым поэт подготавливает в характеристике чудесной "девы" сложный синтез, определение, сформулированное несколько позже, в 1855 году, когда он назвал ее "музой мести и печали".

Два типа поэтов в стихотворении Некрасова

Также Некрасов размышляет о творце, в частности, в произведении "Блажен незлобивый поэт...". Это творение, созданное в период "мрачного семилетия", посвящено памяти Н. В. Гоголя (на фото ниже), только что умершего. В нем ведется, вопреки цензуре, борьба за торжество в литературе "гоголевского" направления. В этом стихотворении по-новому раскрывается тема поэзии и поэта в лирике Некрасова. Николай Алексеевич резко противопоставляет 2 типа поэтов: "обличитель толпы" и являющийся "незлобивым" художник слова.

основные темы и идеи лирики некрасова

Некоторые исследователи творчества интересующего нас автора убеждены в том, что он подразумевал под "незлобивым поэтом" Жуковского, вполне заслуживающего данного эпитета. Под "обличителем толпы", сатириком Некрасов подразумевает Гоголя. Путь в литературе этого писателя был "тернистым". Гоголю не было "пощады" и покоя от противников. "Крики озлобленья" и "хулы" постоянно преследовали его. А самое главное - именно Николай Васильевич, "вооружив сатирой" уста, обличал "карающею лирой" общественные пороки. Необычайно близка была Некрасову проповедь любви "ненавистью" ко злу, "враждебным словом отрицанья". Как и Николай Васильевич (портрет его представлен ниже), Николай Алексеевич "любил ненавидя". Некрасов провозглашал свою заветную мысль о том, что своей отчизны не любит тот, кто живет без гнева и печали.

своеобразие лирики некрасова

"Поэт и гражданин"

Основные темы и идеи лирики Некрасова были связаны с одним очень важным для Николая Алексеевича понятием - "гражданин". Поэт, размышляя о художнике-творце, создает стихотворение под названием "Поэт и гражданин". Образу Поэта в нем он придал некоторые собственные свои черты, колебания, сомнения, хотя и стремился, прежде всего, к типизации этого образа. Фигура Гражданина также отличается обобщенностью. Он требует от Поэта откликаться на различные жизненные конфликты, служить активно народу, защите обездоленных. К декабристской поэзии восходят строки Николая Алексеевича о том, что можно не быть Поэтом, но гражданином - обязательно. Вспомним, например, формулу К. Ф. Рылеева (портрет его представлен ниже), который говорил, что он не поэт, а гражданин.

некрасов стихи

Николай Алексеевич развивает эту мысль. "Разговорность" и драматизм произведения "Поэт и гражданин" (Некрасов) усилила его диалогическая форма. Однако она не спасла от дидактизма и некоторой декларативности, которые проявляются в риторических вопросах, наставлениях, призывах, побуждениях, а также в политической лексике, присущей эпохе Некрасова.

"Поэту"

Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова проходит через все его творчество. Николай Алексеевич, откликаясь на споры о том, какую роль в обществе должен играть поэт, которые велись в 1870 годы в журналистике, создает стихотворение "Памяти Шиллера" ("Поэту"). Проблематика и колорит этого произведения отличаются во многом от предшествующих стихотворений о поэзии, как показывает анализ лирики Некрасова. Николай Алексеевич уже не касается темы мук и страдания, не связывает с судьбами крестьянства художника слова. Некрасов, стихи которого часто посвящены страданиям простых людей, ограничивается тем, что создает в этом стихотворении идеальный образ Поэта.

Кто для Некрасова является идеальным образом Поэта?

Для него им является Шиллер (портрет его представлен ниже).

анализ лирики некрасова

Творчество, мысль, жизнь этого великого немецкого поэта для Некрасова прекрасны главным образом потому, что он видит в них проявление художника-судьи, руководствующегося высшими принципами красоты и нравственности. Автор подчеркивает в подвиге своего героя возвышенное и прекрасное. Он равен в своем верном служении свободе Богу. Поэт вооружен "небесными громами". Он стоит выше банкиров и царей, а "волшебный факел", поднятый им, как "светильник разума", уже нам знакомый, озаряет путь людям, выводит их на свет.

Своему веку и людям нужен Поэт. Он служит им, не пытаясь замкнуться в искусстве, оторванном от жизни. Певец зовет свою музу только тогда, когда ясны в его душе "типы добра и любви". По мнению автора, такой творец может и должен напоминать людям о "высоком призвании", а также, что особенно важно теперь для Некрасова, вносить "гармонию" в их чувства и дела, руководствуясь высоким идеалом красоты.

Стихотворение "Элегия"

тема поэта и поэзии в лирике некрасова

Тема поэзии и поэта в лирике Некрасова раскрывается также в стихотворении "Элегия". Это, возможно, самое драматически выразительное и глубокое стихотворение на эту тему в творчестве интересующего нас автора. Николай Алексеевич, осмысляя пореформенные годы, делает неутешительный вывод о том, что тема "страданий народа" своей злободневности не утратила. Участь крестьян, доля народа остаются по-прежнему невыносимыми и тягостными. Как и раньше, "напевы сельских дев" исполнены скорби и грусти. Своеобразие лирики Некрасова на протяжении всего его творчества заключается в изображении страданий народа. Однако Николай Алексеевич в "Элегии" значительно расширяет картину тягот крестьян. Он говорит, используя множественное число, о бедствиях различных "народов", подразумевая торжество реакции в государствах, соседних с Россией. Здесь люди переживают в это время "ночь безрассветную" (определение, данное в стихотворении "Смолкли честные...", написанном в том же году).

поэмы некрасова

Поэмы Некрасова сегодня знают и любят многие. Крупнейшая и самая известная из них - "Кому на Руси жить хорошо?". Прочитав даже одно это произведение из всего творчества поэта, можно понять, насколько любил Николай Алексеевич русский народ. Однако не только поэмы Некрасова отражают заботу о нем. Судьбы народа волнуют автора во многих других произведениях. Николай Алексеевич видит высшее предназначение поэта в том, чтобы беззаветно служить ему. В "Элегии" Некрасов будто подводит итог своему творчеству, говоря: "Я лиру посвятил народу своему". С этим нельзя не согласиться.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.