На просторах стран СНГ достаточно много плавсредств отечественного производства, о которых люди слагают легенды: знаменитая лодка «Казанка» или «Ёрш» на слуху у многих рыбаков и туристов. Но ни одна из них не может сравниться с моторной лодкой «Крым», которую все водномоторники иначе как «вечная» не именуют. В фокусе данной статьи - лодка "Крым": технические характеристики, достоинства и недостатки, отзывы владельцев и рекомендации по усовершенствованию.
Историческая справка
Пермский судостроительный завод «Кама» в далёком 1970 году наладил выпуск моторных лодок «Крым». Отличительной особенностью их была цветовая раскраска – жёлтый корпус с красной палубой. Также на воде лодку легко узнать по характерному прямому стеклу с треугольными боковинами. Такие уникальные отличия были задуманы изобретателями в известном на весь СССР конструкторском бюро «Нептун», которое за всё своё время существования выпустило тысячи уникальных проектов, пользующихся спросом до сих пор.
Лодка "Крым", фото которой занимает почётное место в каталоге продукции КБ «Нептун», получила высокий статус неспроста. Её главное предназначение – это туризм, рыбалка и прогулки по рекам, водохранилищам и прибрежным зонам морей при удалении от берега до трёх километров с высотой волны до 75 см. Однако довольно часто данное плавательное средство использовалось путешественниками для преодоления очень больших расстояний. Примером может служить знаменитый водный пробег «Астрахань – Москва», в котором принимали участие представители многих заводов и конструкторских бюро, занимавшихся изготовлением плавсредств и моторов.
Особенности корпуса
Водное транспортное средство называют вечным неслучайно, ведь моторная лодка "Крым" технические характеристики корпуса имеет такие, какими не сможет похвастаться ни одно судно в мире такого же класса. В первую очередь, это касается материала, из которого изготовлен корпус моторной лодки – алюминиево-магниевый сплав с маркировкой АМг5. Как известно, такой сплав используется при производстве продукции, которая будет работать в агрессивных средах, где требуется повышенная коррозионная стойкость – промышленные холодильники, кондиционеры, газовые плиты и тому подобные устройства. Для моторной лодки это свойство металла открывает возможность эксплуатации в морской воде.
Толщина обшивки днища составляет 2 мм, а палубы и бортов – 1,5 мм, как и у других плавсредств, однако все соединения деталей выполнены посредством аргонно-дуговой и контактной сварки. Также в конструкции используется штамповка листовых деталей.
О гидродинамике
Гидродинамика – это второе достоинство, которое имеет после коррозионной устойчивости лодка "Крым". Технические характеристики манёвренности на воде обеспечивают ей выпукло-килеватые обводы днища со скуловым брызгоотбойником. По набору корпуса среди владельцев маломерных судов принято различать три модификации лодок «Крым»: обычная, модернизированная и спортивная.
Набор корпуса самой первой модификации, представленной в 1970 году, был выполнен по смешанной системе: с продольными шпангоутами и стрингерами. А вот остальные модели: модифицированная лодка "Крым - М" и спортсмен "Крым - 3" - днище имели, подкреплённое штампованными шпангоутами с П-образным профилем. Однако это усовершенствование не ликвидировало проблему с ударом корпуса о воду на высоких скоростях.
Непотопляемость – отличная характеристика
Третье достоинство, которым может похвастаться лодка "Крым" – технические характеристики плавучести. Для каждого водного судна они являются индивидуальными. Одни лодки, набирая воду, кренятся набок, другие ныряют носом вниз, есть и такие судна, что, набрав воды до борта, просто уходят на дно. Но только не лодка "Крым"! Фото полностью залитого водой судна на плаву, появившееся в 70-х годах прошлого столетия в журналах, посвящённых маломерным судам и рыбалке, сразу же привлекло к нему внимание многих водномоторников.
Непотопляемость плавсредства обусловлена наличием специальных блоков плавучести, которые выполнены из пенопласта и размещены вдоль кормы, а также присутствуют под кормовыми сиденьями. Если залить лодку «Крым» водой на 100 %, то обнаружится самое главное – положение корпуса будет на идеально ровный киль.
Заводские характеристики
Очень интересно будет узнать, какие заводские имеет лодка "Крым" технические характеристики. Фото, которое можно увидеть в данной статье, подсказывают, что судно довольно крупное:
- Наибольшая длина составляет 4 метра и 20 сантиметров, при наибольшей ширине 1,6 метра.
- Борт достаточно высокий и составляет 65 сантиметров на миделе.
- В заводском исполнении масса лодки с установленным оборудованием - 190 килограммов.
- Грузоподъёмность судна - 400 килограммов либо пять пассажиров, для которых оборудованы на борту 5 сидячих мест.
- Угол килеватости днища на транце всего 4,5 градуса.
Заводом-изготовителем рекомендуется использовать 20-сильный мотор, с которым лодка гарантированно покажет достойные результаты: при полной нагрузке – 30 км/ч, а с одним водителем – 39 километров в час. Но за долгие годы эксплуатации многие владельцы приходят к выводу, что установка более мощного мотора не особо влияет на износ плавсредства. Поэтому многие водномоторники давно поменяли «Вихрь» на «Ямаху».
О комплектации
Вне зависимости от модификаций, будь то базовая, спортивная или лодка "Крым-М", технические характеристики заводской комплектации идентичны:
- Пара разборных вёсел с уключинами.
- Очень удобный черпак со скосами корпуса для удобства забора воды из плавсредства.
- Запасной днищевый блок плавучести – в полной комплектации.
- Дистанционное управление газом, реверсом и поворотами для мотора.
- Съёмный тент из палаточной ткани.
Интересно, что спортивная лодка "Крым-3" технические характеристики комплектации имеет те же, но с небольшой доработкой. В первую очередь, это коснулось съёмного тента, в котором появились смотровые окна, а сам материал стал застёгиваться на молнии, обеспечив тем самым высокую теплоизоляцию. Также спортивный вариант плавсредства имеет в наличии спидометр и тахометр.
Прямое предназначение
Для туризма и активного отдыха лодка "Крым" технические характеристики имеет безукоризненные. Это один из немногих видов водного транспорта, который можно назвать удобным и безопасным, и дело даже не только в непотопляемости судна.
- Спинки передних сидений откидные, к тому же они имеют съёмные подушки, что очень удобно при чистке и сушке. Да и работать вёслами намного удобней, если сиденья сложены.
- Кормовое сиденье сплошное и больше напоминает диван, однако это не мешает быть ему складным. Опрокинуть спинку довольно легко одной рукой для того, чтобы получить доступ к кормовому багажнику.
- И если нужно будет обеспечить ночлег в лодке – это легко сделать, ведь сиденья легко снимаются, однако более трёх человек в лежачем положении разместить не удастся.
А как быть с багажом, чем порадует лодка "Крым"? Отзывы в средствах массовой информации уверяют, что с этим проблем нет. В форпике есть багажное отделение, оно не очень большое, но с сюрпризом. Скрытый рундук небольшого размера позволит разместить пару походных рюкзаков.
Лодка «под себя»
Усовершенствованию подвергаются очень часто плавсредства рыбаков, ведь комфортная ловля рыбы – залог удачного отдыха. Поэтому улучшение приобрела и лодка "Крым". Тюннинг своими руками проводился касательно в большей степени внешнего вида, нежели тактико-технических характеристик.
- Замена штатного тента, который неудобно монтировать. Многие водномоторники установили реечную систему с протяжным механизмом, который по выбору владельца натягивает либо маскировочную сетку, либо жёсткий тент на водоотталкивающей основе.
- Замена штатных сидений вращающимися механизмами. Очень удобная система как для отдыхающих, так и для рыбака. Также можно поставить кресла от иномарок с электрическим приводом, которые при полном разложении создадут мягкий диван для отдыха.
- Фанерный настил в виде пола. Такая модернизация чаще используется на плавсредствах для активного отдыха, когда требуется максимум удобств.
- Бомболюк. Кулибины любят вырезать люк на носовой части лодки. Нужно заметить, что такая модернизация - не на непотопляемость, если при модернизации не выбрасывать с борта часть блока плавучести. Ведь при резке металла вырезается и часть пенопластового блока.
Немного о недостатках
Естественно, недостатки есть у любого плавсредства, их нужно только найти. Для лодок «Крым», построенных в 70-80-х годах XX столетия, основной проблемой было самопроизвольное подтопление судна за счёт накопления воды в подмоторной нише. Происходило это в тех случаях, когда попутная волна оказывалась чуть выше борта. Позже проблема была решена модернизацией корпуса – установлен водоотливной клапан.
Скоростные качества судна из года в год имеют свойство ухудшаться, это происходит из-за особенностей днища, которое имеет лодка "Крым". Тюнинг тут не в силах помочь, ведь антикоррозионный сплав, в отличие от того же дюралюминия, очень мягкий. За долгие годы использований, прыгая на скорости по волнам, оказывается, очень просто сделать днище волнистым от ударов об воду. Продлить срок службы моторной лодки поможет лишь желание владельца, который один раз в год готов посвятить время своему транспорту и с помощью домкратов и резинового молотка сможет устранить неровности днища судна.
У спортсменов немного всё сложнее
Как известно, спортивные судна оснащаются усиленными моторами, мощность которых порой превышает рекомендуемые заводом-изготовителем в 2-3 раза, да и двухмоторные системы пользуются спросом. Попала под эту участь и спортивная моторная лодка "Крым-3", технические характеристики которой не претерпели больше никаких видоизменений.
Как и следовало ожидать, проблема при эксплуатации связана с мягким коррозиеустойчивым материалом, который применялся для создания днища судна. Только на больших скоростях вместо искривления поверхности днища происходит раскол металла – это можно наблюдать воочию, ведь на корпусе появляются маленькие трещины. Решений проблемы тут несколько:
- Заклеить щели эпоксидной смолой со стеклотканью. Естественно, для этого нужно время для сушки места операции, да и эпоксидка высыхает около одной недели.
- Место повреждения можно рассверлить шестимиллиметровым сверлом и, подложив плоские шайбы с двух сторон, поставить заклёпку.
Тюнинг для спортсменов
Не нужно думать, что если речь идёт о спортивном судне, значит, темой тюнинга будет увеличение мощности двигателя. Как раз с моторами владельцы лодок не связываются – проще купить нужный, с большей мощностью и по доступной цене, нежели тратить время на усовершенствование топливной системы и увеличение рабочего объёма цилиндров.
Спортивная модификация предполагает усовершенствованное ветровое стекло, имеющее сложную конструкцию, которой не имела лодка "Крым". Тюнинг в заводском исполнении предусматривал дополнительную защиту от воды для водителя и пассажиров на высокой скорости. Однако именно это усовершенствование привело к тому, что тент лодки чуть сдвинулся вперёд, образовав щель между креплением заднего клапана тента и транца.
Владельцам лодок, желающим избавиться от попадания воды в лодку во время дождя, нужно удлинить тент либо установить дополнительную защиту от протеканий на заднем клапане защиты. В идеале нужна полная замена заводского тента на комплект маскировочной сетки с защитным чехлом от дождя и брызг.
Аксессуары и принадлежности к лодке
Тент, маскировочная сетка и вращающиеся кресла больше нужны для прекрасного времяпрепровождения, а вот рыбаков интересует вопрос о том, как более эффективно разместиться на лодке нескольким людям, чтобы в процессе ловли не мешать друг другу. В средствах массовой информации представлено очень много вариантов для размещения рыбаков на корпусе моторной лодки вне зависимости от модификаций, хотя в большинстве случаев усовершенствованию подвергается лодка «Крым-М».
В первую очередь, рекомендуется наварить 7-8 подставок для удилищ на носу судна, непосредственно перед лобовым стеклом. Подставки должны быть в виде стаканов длиной 30-40 см и толщиной, достаточной для входа рукояти удочки с большим зазором. На корме и транце лучше не устанавливать такие подставки, так как они будут очень часто мешать. Также справа и слева от ветрового стекла не помешает наварить 20-30 см подножки для более удобного перемещения к удилищам, размещённым в носовой части моторной лодки.
Если на носу судна вырезан люк, многие рыбаки рекомендуют установить в нём пластиковую бадью, в которую можно бросать пойманную рыбу, не загрязняя палубу чешуёй. Не стоит забывать и про освещение в вечернее и ночное время – это головная боль всех рыбаков на воде. Дополнительный аккумулятор и пара светодиодных ламп с высокой просеиваемостью решат проблему.
В заключение
Как видно из обзора, лодка "Крым" характеристики имеет очень привлекательные по сравнению с конкурентами в своём классе маломерных судов. Есть и недочёты, которые больше уже зависят от условий эксплуатации, однако в целом стоит обратить внимание на эту моторную лодку при покупке водного транспорта для рыбалки и активного отдыха.