Психология изучает человеческую личность, учитывая все особенности, и даже самые маленькие аспекты, которые оказывают свое влияние на поведенческую линию и формируют то, что мы привыкли называть личностью. Также ни для кого не секрет, что в психологии существует достаточно много методик для того, чтобы самостоятельно оценивать те или иные параметры для их дальнейшего развития посредством тренировок. Внимание не является исключением. С помощью открытий и наработок психологов мира есть множество способов того, как проверить и развивать его, а также концентрацию и другие параметры, так или иначе связанные с ним. О том, какие существуют методики, расскажет данная статья.
Виды внимания
Прежде чем говорить о конкретных методиках, используемых в психологии, давайте рассмотрим само понятие. Согласно выводам психологов, это качественная характеристика восприятия, а не самостоятельный процесс. Его суть состоит в том, чтобы обеспечить человеку возможность избирательного характера деятельности психики, а также обеспечить выбор одного объекта из некоторого существующего множества. Психологическое внимание специалистами в этой области разделяется на три основных вида: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Непроизвольное внимание характеризуется тем, что возникает спонтанно независимо от того, чем занят человек и какое действие он совершает в конкретный момент. Вызывает его среда, которая окружает человека. Также оказывают свое влияние эмоции и инстинкты. Любой звук, запах или движение в среде моментально активирует непроизвольную реакцию. Также стоит отметить, что особенности личности и ассоциации также проявляют себя в момент активации сосредоточения. К примеру, если раздражитель вызывает неприятные ассоциации, пойдет выброс негативных эмоций. Положительные эмоции выделятся при приятной ассоциации с раздражителем.
Второй вид внимания, который выделяют специалисты, называют произвольным. Его отличие от непроизвольного состоит в том, что его активирует сам человек осознанным действием. Его основная задача – концентрировать психическую работу на достижении какой-то четко определенной цели, не отвлекаясь на что-то другое. Достаточно часто произвольную реакцию могут называть активной.
Постпроизвольное внимание – достаточно специфический вид. Согласно выводам психологов, оно являет собой сочетание двух предыдущих видов. При его проявлении сначала усилием воли активируется активное, а по прошествии какого-то отрезка времени, в результате эмоциональной деятельности совершается переход от произвольного к непроизвольному вниманию.
Уровни внимания
Психологи также определили, что умение человека концентрироваться на чем-то одном, сосредотачивая луч восприятия на конкретных целях, развивается вместе с возрастом. Вследствие этого были выведены уровни реакции, которых на сегодняшний день насчитывается девять.
В детстве человек проходит путь, в котором он встречается с четырьмя первыми уровнями. Они различаются по тому, какое количество объектов попадает и фиксируется в поле внимания ребенка. За период с момента рождения до 12 лет человек шаг за шагом учится фиксировать от ничего до большого количества процессов, постепенно увеличивая их количество.
За последующие шесть лет жизни и развития, то есть за период с 12 до 18 лет, человек развивает свое внимание, переходя на следующие уровни. Среди специалистов они получили названия «Одна карта» и «Много карт».
За период с 18 до 24 лет человек учится в ходе жизни фиксировать одно или много пространств. Таким образом, проходятся еще два уровня. И последний уровень, на котором фиксируется все, наступает после 24 лет.
Нарушение внимания
Однако этот, как и любой другой процесс психической деятельности, может быть недостаточно развитым по причине нарушений. К основным из них, способным нарушить концентрацию, относятся следующие процессы:
- Снижение устойчивости.
- Уменьшение объема.
- Нарушение переключения.
У каждого из этих нарушений есть слабые места, благодаря которым можно исправить их и вернуть внимание в нормальное состояние. Но стоит помнить о том, что результата нельзя достичь за один раз. Нарушение внимания исправляется отнюдь не так легко, как хотелось бы.
Оценка внимания. Методика Мюнстерберга
Мюнстерберг разработал одну методику, которая позволяет оценить уровень концентрации каждого человека достаточно простым способом. Человеку дается буквенный ряд, в котором зашифровано 23 слова. В течение двух минут необходимо отыскать и подчеркнуть максимальное количество слов. Оценка производится согласно затраченному времени и количеству найденных слов. Наилучшим результатом считается тот, при котором все слова найдены до того, как истекают две минуты, заданные на выполнение задания. Наихудшим считается тот, когда время превышает заданное. Этот тест на внимание также предупреждает о том, что количество расшифрованных и подчеркнутых слов также оказывает свое влияние на результат. Согласно правилам этой методики за каждое ненайденное слово нужно прибавлять 5 секунд к конечному времени выполнения задания.
Методика оценки с применением таблиц Шульте
Методики диагностики внимания достаточно часто подразумевают выполнение определенного задания за ограниченное время. Причем задания эти могут быть связаны с цифрами, буквами или словами. Таблицы Шульте – один из инструментов, которые может использовать подобная методика. Оценка внимания с их помощью проводится следующим образом: в клетках таблиц случайным образом размещены числа от 1 до 25. Задача испытуемого – как можно быстрее показать и назвать числа. Хороший уровень внимания будет диагностирован тогда, когда на одну таблицу уйдет не более 40 секунд. Худший результат – одна таблица занимает более 50 секунд.
Методика 10 слов
Методики на внимание не всегда подразумевают под собой ограниченное время. Некоторые, к примеру, «10 слов», используют совсем другие приемы для того, чтобы оценить уровень восприятия человека. Этот тест на внимание являет собой ряд слов, которые не связаны между собой. Задача состоит в том, что после единоразового зачитывания слов воспроизвести по памяти максимально возможное количество слов. При использовании данной методики на внимание хорошим результатом считается тот, когда человек без проблем воспроизводит восемь или больше слов из представленного ему ряда. Важным моментом является то, что при этом тесте используется не только умение концентрации, но и кратковременная память, тренировка которой также достаточно полезна для продуктивности трудовой деятельности.
Упражнения на концентрацию внимания
В то время как предложенные выше методики на внимание позволяют определить уровень концентрации, чтобы задать курс дальнейшей работы, упражнения, о которых мы поговорим сейчас, помогают повысить его и научиться меньше отвлекаться во время выполнения работы.
Условно все упражнения можно разделить на три уровня сложности. Наиболее яркими и известными упражнениями первого уровня считаются «Линия», «Дальтоник» и «Муха». Кратко рассмотрим каждое из них.
- «Линия» - пожалуй, самое простое упражнение, которое позволит сделать концентрацию внимания лучше. Для его выполнения понадобится лист бумаги и карандаш. С помощью карандаша человек начинает вести на бумаге ровную линию. Вести стоит легко. Заметив, что отвлекся, испытуемый делает небольшой подъем линии, после чего продолжает ее вести на изначальном уровне. В результате линия будет напоминать кардиограмму.
- Упражнение «Дальтоник» кажется простым с виду, но на самом деле является достаточно сложным. Человеку дается ряд слов, называющих цвета. При этом слова написаны разными цветами. Задача – без ошибок назвать цвета каждого из слов из предложенного ряда.
- «Муха» - упражнение, с помощью которого можно развивать концентрацию внимания сразу у целой группы людей.
Второй ряд упражнений
Упражнения этого уровня направлены на то, чтобы развивать рефлексию – основное средство осознанного управления этой характеристикой и жизнью в целом. Наиболее известными из множества упражнений считаются «Куда направлено мое внимание» и «Рефлексивное чтение».
Третий уровень упражнений на внимание
Основная задача этих упражнений – не только развить умение концентрироваться, но и помочь человеку достичь максимального эмоционального равновесия.
Вот, в принципе, и все методики на внимание.