Многие профессии считаются подходящими только для мужчин. Выполнение профессиональных обязанностей требует чрезмерных физических или психических сил. Женщины не смогут с ними справиться. Так думает большинство. Дрессировщик – одна из таких профессий. Маргарита Назарова нарушила принятый в обществе шаблон о возможностях красивой женщины.
Необычное начало
Маргарита никогда и не мечтала стать дрессировщицей тигров. Но судьба распорядилась по-иному. В результате получилось то, что получилось. Настойчивость натуры, прочность характера и стремление к преодолению опасностей предопределили жизненный путь девушки.
Первый раз в клетку к тиграм Рита попала в начале пятидесятых. Шла подготовка к дублированию главной героини на съёмках фильма «Опасные тропы». В то время девушка выступала в составе балетной труппы с акробатическими номерами. Знакомство с тиграми под руководством талантливого дрессировщика Бориса Эдера зародило идею попробовать себя в новом амплуа. Попытка оказалась удачной и стала жизненной стезёй. Так, приглашение дублировать актрису на съёмках с тигром привело к появлению громкого имени "Маргарита Назарова – дрессировщица". Биография девушки с самого рождения подводила её к этому рискованному шагу.
Детство маленькой Незабудки
Родилась и выросла девочка в счастливой и дружной семье. Мама учительствовала. Папа работал лесником. Сочетание преподавательского воспитания и жизни на лоне природе привело к формированию характера Маргариты. В семье Назаровых было три дочки. На долгие летние каникулы их отправляли к отцу в сторожку. Свобода и единение с природой давали возможность для полёта фантазии.
Как-то отец принёс маленького медвежонка, оставшегося без матери. Это подвигло Марго к первой попытке стать дрессировщицей. Но ничего не получилось, медведь не подчинился девчонке.
Желание найти увлечение по душе вскоре привело девочку в балетную школу. Её белокурые волосы, небесного цвета глаза и стройный стан создавали вид неземного существа. Родители называли дочь Незабудкой. Занятия проходили успешно. Но всё оборвалось внезапно.
Судьба и война
Крутой перелом начался с войной. В 1941 году пятнадцатилетняя девочка оказалась в плену. Случилось всё обыденно и неожиданно. Отец был призван на войну. Мать с дочерьми пыталась спастись от наступающих фашистов, перебираясь в тыл. Старшая Маргарита в поисках хоть какого-то пропитания однажды отправилась в деревню. За это время мать с детьми эвакуировали, а Рита попала в плен.
Молодую девушку вместе с такими подростками перевозят в Германию на работы. В Гамбурге на красавицу обращает внимание начальник. Её внешнее сходство со знаменитой актрисой Ритой Хэйуорт помогает спастись от изнурительных рабских работ на благо вермахта. Начальник отправляет копию голливудской артистки работать в богатом доме прислугой. Хозяйке девочка понравилась. Годы плена прошли хоть и унизительно, но сравнительно спокойно.
Через какое-то время плавность движений и грациозность фигуры девушки наводит хозяина на мысль отдать служанку в танцовщицы. Начинается её работа в кабаре. Продолжались танцы вплоть до её освобождения из плена в 1945 году. Русские солдаты с автоматами наперевес ворвались в кабаре перед началом выступления. Услышав русскую речь, Рита выскочила к освободителям. Судьба делает ещё один поворот.
Жизнь с чистого листа
Летом 1945 года Маргарита приезжает в Ригу, где живут мать и сёстры. Отец с войны не вернулся, пропал без вести. Послевоенная жизнь вынуждает молодую женщину скрывать факт своего пребывания в плену. Она старается найти постоянный доход. Используя свои умения, Рита создаёт акробатический с танцевальными элементами номер. С таким представлением её берут работать в «Цирк на сцене».
Работа с партнёром не остаётся неизменной. Тяга к животным даёт о себе знать. К акробатам на сцене присоединяются сначала собаки, потом лошади. Задумывая необычный номер, актриса цирка осваивает мотоцикл. Её вертикальные мотогонки становятся фурором. Адреналин зашкаливает. Публика приходит в восторг.
Но мотогонщице вскоре и этого становится мало. Она продолжает поиски призвания. Мысль о подчинении своей воле полосатых гигантов приводит к действиям. Так появляется знаменитое имя "Маргарита Назарова – дрессировщица". Биография укротительницы с этого времени производит впечатление быстрого взлета.
Работа плюс семья
Дебют работы с тиграми в роли дублёрши актрисы подготавливался долгие и утомительные месяцы. Наставник Борис Эдер учил повадкам опасных хищников, передавал свой опыт. После съёмок фильма «Опасные тропы» он предлагает продолжить совместную работу в новом аттракционе. Опытный укротитель увидел, что тигры и ученица стали понимать друг друга с небольшого жеста и мимолётного взгляда.
В это время происходит встреча и сближение с помощником главного тренера. Через некоторое время Константин Константиновский становится не только напарником в рискованной работе, но и мужем Маргариты. Их совместные выступления собирали аншлаги. Турне по городам Советского Союза и поездки за границу принесли всемирную известность. В семье дрессировщиков родился сын Алексей.
Укротительница-киноактриса
Цирковые представления стали не единственным увлечением семьи. После работы дублёром Людмилы Касаткиной в фильме «Укротительница тигров», появилась возможность сниматься самой. Сценарии кинофильмов, где главной героиней была бы Маргарита Назарова (дрессировщица), биография которой стала образцом для многих советских женщин, появляются одно за другим. Особенно после слов Хрущёва Н.С., что о таких героинях «кино нужно снимать». Женщина-милиционер, зоотехник или работница фабрики, покорившая своей воле хищников, воплощала сказку о превращении Золушки в королеву.
Всех заразил рассказ о морском путешествии белых медведей на корабле. Во время турне медвежата вырвались из клеток. Их приключения среди обезумевших от страха людей вызывали смех. Было принято решение снять фильм по такому сюжету. Сценарий написал Виктор Конецкий в союзе с Алексеем Каплером. В итоговом варианте медведей заменили тиграми. Главной героиней стала Маргарита Назарова, укротительница. Появился любимый многими фильм «Полосатый рейс».
Семья дрессировщиков сумела воспитать преданность тиграм у своего сына Алексея. После смерти отца и запрета для матери работать с хищниками (из-за полученной дрессировщицей травмы), сын унаследовал семейное дело. Через несколько лет Алексей Константиновский уехал в турне по Европе и остался за границей жить.
Секрет профессиональных достижений
Чтобы подчинить себе неукротимых полосатых зверей, надо много терпения и мастерства. Обычно используется два вида дрессировки: через боль или через лакомство. Маргарита Назарова – дрессировщица, биография которой говорит о важности использования знаний характера зверя, применяла в основном второй способ. Близость к хищникам, замена инстинктов в результате длительных тренировок условными рефлексами, приводила к удивительным результатам. Уссурийские тигры считали её своей и покорялись этой хрупкой женщине.
Только эта красавица-дрессировщица тигров решалась на отчаянные эксперименты с дикими животными. Её экстравагантный номер в бассейне с несколькими зверями приводил зрителей в восторг. Наблюдая за происходящими событиями в воде, люди забывали об опасности, которой подвергается человек. Тигры играли в мяч, догонялки, прыгали и плескались как дети. Любимец укротительницы огромный зверь Пунш любил погружать под воду свою покровительницу. Положив лапу на её голову, он не отпускал женщину определённое время. Затем разрешал вынырнуть.
Назарова Маргарита Петровна не боялась выходить с тиграми в город. Её можно было увидеть в компании со своими любимцами в ресторане, в автомобиле, просто на улице. Ей принадлежит первенство вывода дрессированного зверя в естественные природные условия. Оказавшись на воле, тигр рванул в чащу. Укротительница за ним. Через несколько минут они вернулись вместе и продолжили съёмки.
Последние годы жизни
После прекращения выступлений с тиграми Назарова закрылась от всего мира. Муж Константин Константиновский давно умер, сын за границей. Годы плена не прошли даром, и ей казалось, что за ней организована слежка. Поэтому она до минимума сократила контакты. Её квартира в Нижнем Новгороде стала укрытием от преследований.
Жила скромно, на небольшую пенсию. Обслуживать себя ей удавалось с трудом – сказывались многочисленные травмы, физические и моральные. Просить, брать подачки отказывалась наотрез. Умерла в нищете и безвестности 26 октября 2005 года. Похоронили дрессировщицу на Федяковском кладбище Нижегородской области.