Борис Мессерер: биография

Борис Мессерер удостоен многих званий, премий и наград. Он заслужил почетное звание народного художника Российской Федерации, орден Почета, занимает пост президента ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы.

Отличительной особенностью его творчества является то, что у Бориса никогда не было определенного вектора, в котором бы он работал. Это человек широких взглядов и огромного творческого диапазона. Борис Мессерер — художник с большой буквы, который никогда не стоял на одном месте. Он знаменитый график, скульптор, станковист, лучший сценограф как советского, так и после советского времени.

Биография

Мессерер Борис Асафович родился 15 марта 1933 года в Москве. Аристократическая фамилия их семьи звучала по всей стране. Мессерер — имя памятное, легендарное и известное по сей день.

борис мессерер

Его отец был балетмейстером, знаменитым советским танцовщиком и педагогом, а мать — актрисой немого кино и художницей, она также проработала много лет главным художником Московского цирка. В такой творческой атмосфере и вырос будущий легендарный театральный художник, знаменитый российский сценограф — Борис Мессерер. Биография его продолжает писаться и сегодня.

Начало творческого пути

По словам самого Бориса Асафовича, от отца он унаследовал работоспособность, а от матери - художественное виденье мира. Асаф Михайлович (отец Бориса) был очень волевым и энергичным человеком, который даже на восьмидесятилетие танцевал один из своих знаменитых концертных номеров «Футболист». А мать великого театрального художника была изумительно красивой женщиной с так называемой аристократической красотой.

С самого детства Борис отличался независимым характером, свободолюбием и своим собственным мнением. Был всегда вне влияния учителей.

Когда по окончании школы нужно было принять одно из самых важных жизненных решений: в какой вуз поступать, Борис Мессесер побоялся идти в художественный. Он опасался, что не сможет сдать экзамены и выдержать предстоящую нагрузку, поэтому решил поступить в Архитектурный институт. И ни разу об этом не пожалел. Архитектурный вуз дал будущему легендарному сценографу очень много,и он до сих пор очень высоко его ценит.

мессерер борис асафович

Живопись

Многие называли Бориса Мессерера нон-конформистом, но сам называл себя всегда художником «чистой воды». Еще в 60-е года Мессерер Борис Асафович считался «королем московской богемы». Великий легендарный художник наделен особым, редким даром: превращать обычные вещи в осмысленные художественные образы. К примеру, отдельная серия картин посвящена, казалось бы, обычным бытовым вещам. Таким как утюги, граммофоны, керосиновые лампы. Но каждый из этих предметов на его холсте приобретают одушевлённость и новый, какой-то особый смысл.

Борис Мессерер всегда в первую очередь хотел связывать себя с искусством, быть знаменитым живописцем, но в одно время ему пришлось поменять профессию. И переход из искусства изображать действительность красками в театр художник связывает, прежде всего, со своими великими учителями и кумирами: с Фонвизиным и Тышлером, поскольку в то время картины могли продаваться исключительно через художественный совет. Стоило появиться хоть малейшему намеку на необычное, нестандартное мышление, и картина мгновенно отвергалась.

Тогда спасением для многих художников становился театр. Вот по такому же пути тогда пошел и знаменитый впоследствии русский сценограф — Борис Мессерер. Фото его представлено далее в статье.

борис мессерер биография

Театр

Сегодня знаменитое имя Бориса Асафовича Мессерера связано с более чем со ста пятьюдесятью драматическими, оперными и балетными спектаклями в различных как русских, так и в зарубежных театрах.

Первые свои выступления легендарный сценограф ставил в московском «Современнике». Спектакли сразу же вывели его в первые ряды театрального искусства. В итоге именно эта практика подарила Мессереру колоссальный опыт и громкое имя.

С его рукой по сей день связывают такие удивительные спектакли, как «Кармен-сюита» Альберто Алонсо, который принес идею модернизма в Большой театр, "Пиковая дама", «Назначение» и "Третье желание" в «Современнике». Спектакль «Дальше тишина» в Моссовете, «Самоубийца» и "Андрюша" в Театре Сатиры и многие, многие другие.

борис мессерер художник

Личная жизнь

Первый брак, который заключил Борис Мессерер, был с Ниной Чистовой. Балерина государственного академического Большого театра России подарила Борису сына Александра. Но брак художника и артистки не быль столь счастливым, и вскоре они развелись.

С самого детства Александра Нина пыталась всеми силами затащить его в балет, но Борис сразу сказал, что ребенок будет художником. Так оно и вышло. Легендарный живописец привил своему сыну чувство цвета, научил выбирать правильные композиции и тона. Благодаря этому Александр Мессерер стал знаменитым художником, который проводит ежегодные выставки своих картин.

Свою вторую жену, Беллу Ахмадулину Борис встретил в 1974 году. История их счастья, которая длилась до самой смерти любимой, до сих пор будто живет и дышит в ее стихах и его картинах.

борис мессерер фото

История любви Бориса и Беллы

Белла была знаменитой поэтессой и писательницей. Встретились они совершенно стихийно и случайно в Доме кино, расположенный на Поварской улице. Сейчас там находится Театр киноактера.

Борис Мессерер просто был ею очарован. Белла покорила его сердце с первого взгляда, когда пришла в Дом кино в снегу и со снежинками на волосах. До встречи с любимой Борис не читал ее стихов и даже не подозревал о том, что она знаменитая поэтесса.

После того как они познакомились, он всё так же не хотел читать ее стихотворения потому, что вокруг писательницы всегда было большое количество людей. И никогда невозможно было понять: эти люди которые восхищались то ли стихами, то ли самой Беллой. Борис не хотел становиться одним из тех поклонников.

Однажды вернувшись домой после рабочего дня, художник застал Беллу за написанием стихотворения. Тогда, впервые прочитав ее творение, Борис схватил первые попавшиеся под руку гвозди и прибил листок с её произведением к потолку. Так он висит уже сорок лет.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
0
Удивило, что Мессерер в 1974г. на пике славы Беллы не знал о её существовании. Мужское лукавство?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.