Растущий бешеными темпами мегаполис, каковым является Москва, требует кардинальных решений в области транспортной логистики. В этих целях разработан и реализуется стратегический план развития столичного метрополитена, согласно которому в эксплуатацию до 2020 года будут введены более 155 километров новых путей и 75 станций.
При этом предусмотрено возведение не только новых остановок на уже действующих линиях. Спроектированы и планируются к пуску целые ветки, предназначенные для улучшения доступа к транспорту, прежде всего скоростному, отдаленных районов столицы.
Новый цвет на карте
Из числа этих объектов Кожуховская линия метро, станция «Некрасовка» на которой будет конечной остановкой. Указанная ветка на схеме метро рисуется розовым цветом. После ввода в строй она соединит воедино подземным транспортом жилые кварталы в Нижегородском, Рязанском, Косино-Ухтомском районах, а также Кузьминок и Выхино-Жулебино, обеспечив более комфортное перемещение между ЮВАО, ЮАО и к центру города, параллельно разгрузив уже действующие магистрали.Проектом предусмотрено ее органичное коммутирование с Таганско-Краснопресненской и Калининской линиями. После ввода в эксплуатацию, она будет самой значимой из ныне возводимых, ввиду возможности улучшения транспортной обеспеченности для более восьмисот тысяч жителей Москвы и области.
Новое - хорошо забытое страрое
Проект Кожуховской линии берет начало еще в 1985 году от задумывавшейся тогда системы скоростных хорд. Линия рассматривалась в качестве первоочередных для соединения Люберец и Химок, однако кризис в стране повлек отказ от проекта и про него надолго забыли. В средине нулевых нового века на фоне очевидной невозможности подключения новых микрорайонов к существующей и явно перегруженной Таганско-Краснопресненской линии метростроители к ранее имевшейся идее вернулись вновь, и в схеме метро Москвы «Некрасовка» получила право на свое существование в новом статусе. Однако прежний проект был пересмотрен, чему способствовало принятое решение о строительстве помимо уже возведенного ранее и активно развивающегося Кожухово, еще и Люберецких полей.Где пройдет линия?
Старт проекту дан 13 сентября 2012 года, когда он был одобрен Градостроительно-земельной комиссией города Москвы. Линия метро станция «Некрасовка» - «Авиамоторная» будет проложена под Рязанским проспектом, Ферганская улицей, пересекая предполагаемую линию строительства скоростной железной дороги «Москва-Казань» и участок МЖД на Рязань.Появление Кожуховской ветки обязано прорабатываемой концепции Большой Москвы, направлено на реализацию амбициозных замыслов архитекторов и городского правительства. Самая дальняя от центра по «розовой» линии - станция метро «Некрасовка» на карте Москвы расположится в Юго-Восточном округе за пределами МКАД, что направлено на интеграцию столицы и области в единую агломерацию, которой препятствуют, прежде всего, транспортные проблемы.
Прежнее проектное название «Некрасовки» - «Люберецкие поля», что само по себе говорит о ее близости к указанному району, где последние годы массового строятся жилые кварталы на новоприсоединенных к столице землях Люберецкой аэрации.
Какая она, «Некрасовка»?
При проектировании размещение станции намечалось в северной стороне района, на месте схождения улиц Дружбы и Вертолетчиков. В дальнейшем, в конце 2011 года, станция метро «Некрасовка» расположение несколько сменила. Сейчас оно определено с восточной стороны пересечения ул. Покровской и проспекта Защитников Москвы (Комсомольский).В схеме московского метро станция «Некрасовка» задумана как неглубокого залегания, двухпролетная, колонная, с размером платформы в ширину около 11 метров. Улучшают эргономичность станции два вестибюля. Через юго-восточный пассажирский поток направится в подземный переход под Покровской улицей, северо-западный выведет к ныне действующему и оснащенному лестницами с каждой стороны переходу под схождением проспекта Защитников Москвы и той же Покровской.
Непосредственно создание проекта, который был окончательно доработан в 2012 году, выполнено «Мосинжпроектом». В его разработке приняли участие главный архитектор Вигдоров А. Л., главный инженер проекта Островский А. Б. Совместно с ними над архитектурным проектом станции трудилась группа авторов во главе с Каретниковым С. В.
Толчком к стилистическому оформлению станции метро «Некрасовка», дата открытия которой ныне отодвинута на 2017 год, послужила история развития района, в котором она располагается. Некоторое время назад он был из явно неблагополучных. Затем стал активно облагораживаться, превратившись в благоустроенную и озелененную территорию. С учетом этого, архитекторы, используя натуральные материалы и природные цвета, постарались олицетворить в интерьере станции близость к природе, возвращение к экологии и чистоте воды.
«Некрасовка»: куда поедем?
К 2018 году обретет свой окончательный вид Кожуховская ветка метро. «Некрасовка», соединенная ею с Рязанским проспектом, будет иметь важное значение, открывая Москву с юго-востока. В интересах близлежащих жилищных массивов, а также Подмосковья около нее спланировано создание крупного транспортного и пересадочного узла с активным городским и областным автобусным сообщением. Предусмотрено и строительство большой многоуровневой перехватывающей парковки.Всего на Кожуховской ветке (обозначение розовым цветом), помимо «Некрасовки», построят еще семь станций. Это:
- Авиамоторная (пересадочная на Калининскую ветку);
- «Нижегородская улица»;
- «Окская улица»;
- «Ферганская улица»;
- «Косино» (переход к проектируемой станции «Лермонтовский проспект» на Таганско-Краснопресненской ветке);
- «Салтыковская улица»;
- «Косино-Ухтомская» (на московскую сторону - к улицам Красковская и Лухмановская, в Люберецкую - Гоголя и 8-е Марта).
Строительство
В процессе прокладки Кожуховской ветки метро станция «Некрасовка» стала одним из первых объектов. Ее возведение поручено ОАО «Бамтонельстрой» ГК «СК МОСТ». Обустройство площадки под станцию начато в 2012 году, 26 ноября. Ровно через три месяца первая свая основания установлена в грунт. Тогда же к станции были подведены запитывающие кабельные линии.По первичному плану ввод в действие всей «розовой» ветки назначался на декабрь 2016 года. В дальнейшем, с изменением экономической ситуации, сроки претерпели ряд корректировок. Теперь упор делается на завершение строительства перегона от «Некрасовки» до «Косино» с возведением пересадочного комплекса (с Таганско-Краснопресненской линией).
Инновационные решения в московском метростроении
Кожуховская линия впервые в России возводится по передовой «испанской» технологии. Все ее 16,8 километра поезда будут идти по одному двухпутному туннелю диаметром около 10 метров, что позволяет сэкономить как время, так и деньги (до 30 процентов удешевления, что составит в сумме до 80 миллиардов рублей).
Кроме того, ее станции планируется оснастить новейшей мелкодисперсной системой пожаротушения, предполагающей создание водяной массы при возгорании (эффекта «влажного тумана»). Принципиально новую конструкцию имеет и система вентиляции, обеспечивающая повышенную экономичность в процессе ее эксплуатации.
Безопасность пассажиров повысится за счет стеклянной стены с раздвижными дверями, разделяющей платформу и прибывающие электропоезда. Маломобильные граждане при спуске будут иметь возможность воспользоваться двумя лифтами. Расчётный пассажиропоток станции «Некрасовка» составит до 190 тысяч человек в сутки.
Станция метро "Некрасовка", дата открытия которой в качестве ворот к Кожуховской ветке назначена не позднее 2017 года, позволит жителям Москвы и Подмосковья на практике оценить инновационные решения в метростроении, а также значительно повысит доступность столицы для ее гостей, удивляя их комфортом и безопасностью.