Спустя два года после введения новых реформ Николай Некрасов начал работу над произведением, ставшим вершиной его творчества. Долгие годы он работал над текстом, и в результате была создана поэма, в которой автор не только смог изобразить народное горе, а вместе со своими героями стремился ответить на следующие вопросы: «В чем счастье народа?», «Как его достигнуть?», «Может ли отдельный человек быть счастлив среди всеобщего горя?» Анализ «Кому на Руси жить хорошо» необходим для того, чтобы выяснит, какие образы и художественные приемы помогли Некрасову ответить на эти непростые вопросы.
Замысел
Начиная произведение, автор едва ли сам знал ответ на эти тревожные вопросы. Это были сложные времена в истории русского народа. Отмена крепостничества не облегчила жизнь крестьянства. Первоначальный замысел Некрасова заключался в том, что мужики-странники после напрасных поисков возвращались домой. В процессе работы сюжетная линия несколько менялась. События в поэме находились под влиянием важных общественных процессов. Подобно персонажам своего произведения, Некрасов стремится ответить на вопрос: «Хорошо ли жить на Руси?» И если на первом этапе работы над поэмой автор не находит основания для положительного ответа, то позднее в обществе появляются представители молодежи, которые действительно находят свое счастье в хождении «в народ».
Ярким примером стала некая учительница, сообщившая в письме Некрасову о том, что испытывает настоящие приливы счастья в своей работе в народе. Поэт планировал использовать образ этой девушки в развитии сюжетной линии. Но не успел. Он умер, не завершив работы над своим произведением. Поэму «Кому н Руси жить хорошо» Некрасов писал до последних дней своей жизни, но она так и осталась неоконченной.
Художественный стиль
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» выявляет основную художественную особенность произведения. Поскольку книга Некрасова о народе, и прежде всего для него, в ней он использовал народную речь во всем ее разнообразии. Эта поэма представляет собой эпос, одной из целей которого было изобразить жизнь такой, какой она есть. Существенную роль в повествовании играют сказочные мотивы.
Фольклорная основа
Многое позаимствовал Некрасов из народного творчества. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» позволил критикам выявить былины, сказания и пословицы, которые автор активно использовал в тексте. Уже в прологе встречаются яркие фольклорные мотивы. Здесь появляется и пеночка, и скатерть-самобранка, и многие анималистические образы русской народной сказки. Да и сами мужики-странники напоминают героев былин и сказок. В прологе также присутствуют числа, имеющие сакральное значение: семь и три.
Сюжет
Мужики поспорили о том, кому на Руси жить хорошо. Некрасов, используя этот прием, раскрывает главную тему поэмы. Герои предлагают несколько вариантов «счастливцев». Среди них пять представителей различных слоев социального общества и сам царь. Для того чтобы ответить на столь тревожный вопрос, странники отправляются в долгий путь. Но успевают расспросить о счастье лишь попа и помещика. По ходу поэмы общие вопросы меняются на более конкретные. Мужиков уже больше интересует счастье трудового народа. Да и замысел повествования сложно было бы осуществить, если бы простые мужики отважились наведаться к самому царю со своими философскими проблемами.
Крестьянские образы
В поэме присутствует множество крестьянских образов. Некоторым автор уделяет пристальное внимание, о других говорит лишь мимоходом. Самым типичным является портрет Якима Нагого. Внешний облик этого персонажа символизирует каторжное существование, которое свойственно крестьянской жизни на Руси. Но несмотря на непосильный труд, Яким не очерствел душой. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» дает четкое представление о том, каким видел или хотел видеть Некрасов представителей трудового народа. Яким, несмотря на нечеловеческие условия, в которых он вынужден существовать, не ожесточился. Он собирает всю жизнь для сына картинки, любуясь и развешивая их по стенам. И во время пожара он бросается в огонь, чтобы спасти прежде всего любимые изображения. Но образ Якима отличается от более достоверных персонажей. Смысл его жизни не сводится к труду и выпивке. Большое значение для него имеет и созерцание прекрасного.
Художественные приемы
В поэме Некрасов уже с первых страниц использует символичность. Сами за себя говорят названия деревень. Заплатово, Разутово, Дырявино – символы образа жизни их обитателей. Правдоискатели встречаются во время своего странствия с разными людьми, но вопрос о том, какому на Руси жить хорошо, так и остается открытым. Бедствия простого русского люда открываются перед читателем. Дабы придать живости и убедительности повествованию, автор вводит прямую речь. Поп, помещик, каменщик Трофим, Матрена Тимофеевна – все эти персонажи рассказывают о своей жизни, и из их историй складывается общая безрадостная картина русской народной жизни.
Поскольку жизнь крестьянина неотрывно связана с природой, ее описание гармонично вплетается в поэму. Из множества деталей создается типичная бытовая картина.
Образ помещиков
Помещик, несомненно, является главным врагом крестьянина. Первый представитель этого социального слоя, встретившийся странникам, на их вопрос дает вполне развернутый ответ. Повествуя о богатой помещичьей жизни в прошлом, он утверждает, что сам всегда по-доброму относился к крестьянам. И все были довольны, и никто не испытывал горя. Теперь же все переменилось. Поля в запустении, мужик совсем отбился от рук. Всему виной – реформа 1861 года. Но следующий живой пример «благородного сословия», появляющийся на пути мужиков, имеет образ угнетателя, мучителя и стяжателя. Ведет он жизнь вольготную, трудиться ему не приходится. Все за него выполняют крестьяне, находящиеся в зависимости. Даже отмена крепостничества не сказалась на его праздной жизни.
Гриша Добросклонов
Вопрос, поставленный Некрасовым, так и остается открытым. Крестьянину жилось тяжело, и он мечтал о переменах к лучшему. Ни один из тех, кто встречается на пути странников, не являет собой человека счастливого. Крепостное право отменено, но крестьянский вопрос все же не решен окончательно. Сильным ударом реформы стали как для помещичьего сословия, так и для трудового народа. Однако, сами того не подозревая, мужики нашли то, что искали, в образе Гриши Добросклонова.
Почему на Руси жить хорошо может только негодяй и стяжатель, становится ясным при появлении в поэме этого персонажа. Судьба его непроста, как и судьбы других представителей трудового класса. Но, в отличие от прочих персонажей в произведении Некрасова, Грише не свойственна покорность сложившимся обстоятельствам.
Образ Григория Добросклонова олицетворяет революционные настроения, которые стали появляться в обществе во второй половине XIX века. В финале поэмы, пусть и незавершенной, Некрасов не дает ответа на вопрос, в поисках которого скитались так долго странники-правдоискатели, но дает понять, что счастье народное все же возможно. И не последнюю роль в нем сыграют идеи Гриши Добросклонова.