Анатолий Осмоловский - очень популярная и явно неоднозначная фигура современной культуры России. В нем замешан коктейль из талантливого художника и внимательного куратора, оппозиционного политика и эпатажной личности.
Всем его действиям присущи юмор и цинизм, находящиеся на грани фола. Некоторые его перформансы явно нарушают Уголовный кодекс, но преследуют благие цели. Он родился в СССР и взрослел в бурные перестроечные времена. Что за человек Анатолий Осмоловский? Биография и творчество данного человека будут рассмотрены далее.
С чего все начиналось
Осмоловский Анатолий Феликсович родился в 1969 году в Москве. И первые пробы пера он делал именно на литературном поприще в беспокойное время перестройки. В 1987 году он присоединился к малоизвестной литературной группе «Вертеп», сменив через год членство на другую группу более критической направленности, с названием, соответствовавшим духу того времени - «Министерство ПРО СССР». О его деятельности в те времена известно, к сожалению, немного.
Движение Э.Т.И.
Свой талант художника Анатолий Осмоловский начал проявлять в начале 90-х, когда возглавил одиозное движение Э.Т.И. (Экспроприация территории искусства). Это был своеобразный эксперимент деятелей искусства, которые хотели выразить свое отношение к определенным событиям необычными способами.
Например, одной из первых акций был перформанс на прощальном матче легенды советского футбола Федора Черенкова. Один из основателей движения как болельщик впервые в истории СССР выбежал на поле и, пожав руку Черенкова, убежал. Конечно же, после этого его схватили милиционеры. Но это был первый в истории такой забег болельщика на поле в СССР.
Другой необычной акцией стал фестиваль «Взрыв Новой волны», на котором показали 15 самых лучших фильмов французских режиссеров авангардной новой волны. В конце фестиваля на показе фильма «Зази в метро» организаторы решили вовлечь зрителей в ретроспективу: на сцене актеры повторяли фрагменты из фильма, затем забрасывали друг друга и зрителей тортами, и в завершение на всех накинули сеть.
Анатолий Осмоловский был идейным вдохновителем одной из самых скандально известных акций, в результате которой телами участников выложили известное нецензурное слово из трех букв. Акция была своеобразным саркастическим шаржем на вышедший недавно закон о нравственности и проводилась накануне дня рождения Ленина. Конечно же, на всех участников открыли уголовное дело, закрытию которого поспособствовала культурная элита того времени. Искусствоведы считают эту акцию началом движения «акционизма» не только в Москве, но и по всей России.
Напоминаем, что Анатолий Осмоловский, фото которого можно увидеть в статье, был одним из организаторов данной акции.
Последней акцией группы стала так называемая «Расчистка»: участники хотели расчистить снег на земле, выделенной под футбольное поле, и сыграть на нем, но их задержала милиция. Анатолий Осмоловский принимал активное участие в подготовке этой акции.
Группа Э.Т.И. распалась в 1992 году, когда программа, по словам организаторов, была исчерпана.
Многогранная личность
После этого Анатолий Осмоловский работал недолгое время редактором неоднозначного культурного журнала «Радек», вышедшего всего тремя номерами и возродившегося в 2000 году уже в виде культурного общества.
В 1993 году Анатолий организовал «Нецезиудик» — некий симбиоз выставочно-перформансной деятельности. Этим движением Осмоловский опять пытался пересмотреть устои адептов постмодернизма, делая выставки и инсталляции, которые подрывали устоявшиеся понятия нового искусства.
В 1995 году сенат города Берлина и выставочный культурный центр современного искусства Kunstlerhaus Bethanien выделили художнику грант за выдающиеся успехи в продвижении необычных видов искусств в массы.
В 2008 году талант Осмоловского был оценен. Его сделали лауреатом премии Кандинского как «Художника года».
В последующие годы Анатолий активно принимал участие в культурной жизни, проводя различные выставки, издавая книги, снимаясь в кино, организовывая предвыборную гонку и, конечно, эпатируя публику своим поведением.
Художник, признанный во многих странах
Его талант художника по достоинству оценен зрителями и искусствоведами, ведь его картины выставлены и хранятся как в музеях России, например в государственной Третьяковской галерее в Москве, так и за рубежом (галерея «Людвиг Форум» в Германии, Музеи современного искусства в Любляне (Словения) и Антверпен (Бельгия)).
За все эти годы он принимал участие во многих персональных и групповых выставках, каждая из которых являлась не просто выставкой картин, но манифестом постмодернизма и его отношением к реалиям современного мира. Ведь Анатолий Осмоловский — это не только современный художник, а и многогранный творец, гениальные идеи которого не всегда можно воплотить, только лишь положив их на холст.
Осмоловский - ректор?!
Одним из последних необычных проектов Осмоловского стала организация института «База», в котором он является ректором. Концепция института отличается от простого обучения искусству в обычном понимании такого рода заведений. Это обучающе-исследовательская площадка для людей, способных мыслить и желающих научиться этому. Для тех, кто готов выдвигать неординарные решения и рушить устои современного искусства. Для всех, кто неординарен, одарен и смел.