В журналистике, появившейся в конце 80-х годов, было немало интересных персон, но немногие из них смогли сохранить свой почерк и жизненную позицию до сегодняшнего дня. Политковский Александр Владимирович – редкий пример сохранения своей творческой индивидуальности на трудном журналистском пути.
Обычное детство
В сентябре 1953 года в Москве в обычной семье родился мальчик. Александр Политковский о своем детстве говорит, что оно было самым обычным, с футболом во дворе, с прогулами школы, с книжками и кино. После школы рабочей молодежи Александр ушел в армию, отложив выбор профессии на два года.
Обретение профессии
Вернувшись из армии, Александр Политковский поступает на телевизионное отделение факультета журналистки МГУ. В период обучения начинающий телевизионщик знакомится с основами профессии, завязывает знакомства, получает первые навыки на практике.
Начало
Журналист Александр Политковский по распределению после вуза приходит на Центральное телевидение в главную редакцию спортивных программ. В течение четырех лет ему приходится выполнять самую разнообразную работу, часто ездить в командировки, снимать большое количество сюжетов. Рутинная работа, давшая хорошую закалку и научившая мастерству, отнимала много времени и сил, но от нее не было никакой отдачи, отсутствовали и перспективы. Поэтому Александр Политковский, биография которого (творческая, разумеется) притормозила свое развитие, наш герой начал задумываться об уходе с телевидения. Он хотел поступить на высшие режиссерские курсы: у него была мечта снимать свое кино. Но ему предложили перейти в редакцию молодежных программ, которая выпускала популярные передачи «До 16 и старше», «12-й этаж» и «Мир и молодежь». В последнюю и перешел Политковский. Здесь он встречается с людьми, которые сыграют значительную роль в его жизни: Э. Сагалаевым, В. Мукусевым, И. Кононовым. Программа выходила еженедельно, для нее нужно было снимать большое количество сюжетов.
В этот период Политковский объехал почти полмира, побывал в экзотических местах, например, он стал первым журналистом, побывавшим в Пхеньяне. У него формируется индивидуальный стиль: знаменитая кепка, сюжеты в форме публицистического рассказа, он становится заметным репортером, учится работать в новом формате «проблемной журналистики», нарабатывает связи, и это позволит ему в дальнейшем достичь значительных успехов.
«Взгляд»
В 1987 году Эдуард Сагалаев придумал новую программу «Взгляд», в которую пригласил Александра Политковского. Программа была совершенного нового формата для тогдашнего телевидения, ее ведущие мгновенно стали знаменитостями, в том числе Александр Политковский. Фото героев появлялись в СМИ, их узнавали на улицах. Это было, по словам журналиста, «время веры во что-то светлое». Создатели «Взгляда» старались создать свободную и честную программу, в которой поднимаются любые темы. Политковский работал сначала репортером, а потом вошел в число ведущих, которые за 10 лет существования программы стали символами эпохи перемен.
В 1990 году происходит смена руководства и формы собственности у телеканала, Александр Политковский входит в число акционеров новой телекомпании «ВИД», во главе которой встал Александр Любимов. Когда в 1991 году руководство приняло решение о приостановке выпуска программ, Политковский и Любимов восприняли это как акт посягательства на свободу слова и начали выпускать «Взгляд из подполья» на видеокассетах. Проект не имел успеха, но программа через некоторое время вернулась в эфир.
С 1992 года у Политковского появляется собственная передача «Политбюро», ему приходится много и напряженно работать, он постоянно находится в разъездах и получает настоящее удовольствие от своей работы. Его кредо – это честность и достоверность. Он находит острые и неожиданные темы, так, он обследует саркофаг Чернобыльской АЭС, рассказывает о том, что видел своими глазами. В этой программе Политковский находит себя в расследовательской журналистике, однако программа продержалась только до 1995 года. После убийства Влада Листьева в телекомпании начинается отчаянная борьба за власть, Политковского оттесняют и выдавливают из компании, он расстается с акциями и уходит.
Жизнь без «Взгляда»
Параллельно с работой во «Взгляде» Политковский занимается любимым делом – снимает документальные фильмы. Самыми известными являются «За окнами август» и «За окнами август – 2». Еще в последние годы работы в «ВИДе» Александр Политковский по приглашению Э. Сагалаева начинает делать авторскую передачу на ТВ-6, она называется «Территория ТВ-6». Журналист продолжает работать в своем стиле, выдавая только достоверную и честную информацию. Он не мог и не хотел вписываться в новое коммерческое телевидение и поэтому предпочел уйти в свободное плавание, чем освещать выгодные события, за которые кто-то мог заплатить. В «Территории» Политковский окончательно обретает имидж борца за справедливость, он едко указывает на социальную несправедливость, не стесняется в выражениях и не признает авторитетов. В таком формате он быстро перестал быть нужным ТВ-6, которая позиционировала себя как развлекательный канал для молодежи. Позже Политковский с программой уходит на канал "Югра", он сосредоточивается на съемке документальных фильмов на злободневные темы.
Дальше в течение нескольких лет журналист работает в компании "ТВ-Центр", выпуская программу «Время местное», также ведет ток-шоу «Тюрьма и воля», но все эти программы имеют невысокий рейтинг и достаточно быстро уходят из эфира.
В 2000 году он создает телекомпанию «Студия Политковского», которая снимает программы и фильмы для разных каналов. Параллельно он работает в различных компаниях, так, на телеканале "Ностальгия" Политковский ведет программу «Назад в СССР». В течение трех лет он старался не говорить о политике и ситуации в стране, но это было ему совсем не органично, и он покинул программу по собственной воле. На канале «Охота и рыбалка» он ведет программу «Вишневая косточка».
Жизненная позиция
Политковский Александр Владимирович – независимый журналист, это самое главное его достижение. Он считает, что журналистика не терпит коммерциализации и что журналистам нужно всегда стремиться к объективности и честности. После «Взгляда» он долго пытается найти себе место в отечественном телевидении, но его острые высказывания и непримиримость не позволяли ему где-то задерживаться надолго.
Работая над собственными программами и фильмами, он не приемлет включения в них рекламных блоков, не признает создания заказных материалов, а такая позиция не вписывается в современное телевидение.
Общественная деятельность
С 1989 по 1993 год в Верховном Совете РСФСР был такой депутат – Александр Политковский. Отзывы коллег о его деятельности в то время самые положительные. Депутат Политковский отстаивал справедливость и добился, например, закрытия Пермской зоны для политзаключенных. Он входил в Комитет по правам человека и старался помогать людям отстаивать свои права.
День сегодняшний
Сегодня Политковский считает себя независимым журналистом, в собственной студии он снимает фильмы и передачи на разные темы. Он говорит, что оставаться свободным журналистом сегодня невозможно, но он стремится к этому. Он снимает фильмы на острые темы: «Братишка» - о внутренних войсках в Чечне, «Клыкастые горы» - о малом народе - сойотах - которые находятся на грани исчезновения, он много ездит по провинции, общается с людьми, выступает в качестве эксперта по политическим вопросам. Он редкий гость на федеральных каналах, так как не готов смягчать своих высказываний об их руководителях. Политковский говорит, что доволен своим нынешним положением и гордится тем, что ему удается сохранить относительную независимость.
Частная жизнь
Люди, которые всегда находятся на виду, часто не могут скрыть своей личной жизни, исключения бывают, и к ним относится Александр Политковский. Личная жизнь журналиста мало известна широкой публике. Все только знают, что он был мужем трагически погибшей журналистки Анны Политковской. Но они расстались за несколько лет до ее смерти.
Александр общается с их детьми – Верой и Ильей. И на этом общеизвестные факты заканчиваются. Политковский никогда не появляется в свете со спутницами и ничего не говорит о своей личной жизни. Он рассказывает о своих увлечениях рыбалкой и аквариумистикой, о том, что владеет чешским и испанским языками, и на этом проникновение в приватность журналиста заканчивается.