Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа): темы, план

Самообразование — неотъемлемая составляющая профессионального роста и совершенствования специалиста любого профиля. Не исключением являются и воспитатели дошкольных учреждений. Время не стоит на месте: появляются новые педагогические веяния, авторские методики, библиотеки пополняются современной методической литературой. И педагог, который стремится к совершенствованию в своей профессии, не может оставаться в стороне. Именно поэтому важной составляющей педагогического процесса является самообразование воспитателя в ДОУ. Младшая группа, так же как и подготовительная, нуждается во внедрении современных инноваций и педагогических методик. В нашей статье мы поможем воспитателю организовать работу по саморазвитию, отметим важные составляющие этого процесса, предложим перечень тем по самообразованию педагога в младших группах детского сада.

самообразование воспитателя в доу младшая группа

Цели и задачи самообразования воспитателя

В первую очередь следует четко осознать, что такое самообразование воспитателя. Это способность педагога самостоятельно получать новые профессиональные знания и навыки. Какова цель такой работы? Это усовершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога.

Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает постановку следующих педагогических задач:

  • оценка возрастных особенностей детей, определение проблемных моментов в работе с малышами;
  • ознакомление с методическими новинками;
  • применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;
  • совершенствование и повышение уровня профессионального мастерства.

Как выбрать тему для самообразования воспитателя младшей группы?

С чего начать самообразование воспитателя в ДОУ? Младшая группа детского сада - это малыши от двух с половиной до четырех лет. Поэтому рекомендуется начать саморазвитие педагога с оценки возможностей детей этой возрастной категории, их психологических и физиологических особенностей. Важно также отметить актуальные проблемы в работе с этой группой воспитанников, определить перспективы последующей работы. Только после этого можно выделить несколько тем, которые требуют профессионального исследования и диагностирования.

самообразование воспитателя в доу 2 младшая группа

Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа): темы работ

Как уже было отмечено выше, тематика педагогической деятельности определяется в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных особенностей детского коллектива и самого воспитателя (его приоритетов, взглядов и методов работы, а также актуальности проблемы в конкретном ДОУ). Мы предлагаем лишь приблизительные темы, которые можно использовать для планирования деятельности по саморазвитию педагога:

  1. Использование интерактивных методов обучения и воспитания в детском саду.
  2. Современные методики раннего развития: формы, виды, эффективность.
  3. Интегрированные занятия для детей младшей группы: подготовка и проведение.

Выбрать тему для самообразования можно в рамках годового плана ДОУ, рекомендуется также проконсультироваться с методистом учебного заведения. Важно, чтобы вопрос был актуальным, соответствовал общей направленности деятельности детского сада.

самообразование воспитателя в доу 1 младшая группа

Формы работы

Самообразование воспитателя в ДОУ (младшая группа) предполагает работу непосредственно самостоятельную, с родителями, детьми и коллегами. Важно продумать предполагаемые формы работы. Так, самостоятельная работа педагога состоит из:

  • анализа методической литературы;
  • обмена педагогическим опытом;
  • внедрения полученных теоретических знаний на практике;
  • оценки результатов деятельности;
  • оформления итогов.

В работе с родителями можно использовать такие формы работы, как консультации, круглые столы, педагогические тренинги и другие.

Отличается разнообразием и работа с детьми. Проводить деятельность по выбранной воспитателем теме можно непосредственно во время образовательного процесса, а также при организации досуга малышей. Важно учитывать возраст воспитанников, планируя самообразование воспитателя в ДОУ: 2 младшая группа старше первой всего на год или даже полгода, но старшие воспитанники уже адаптировались к детскому садику, успели получить определенный объем знаний и умений по программе. В то время как 1 младшая группа только приспосабливается к новым условиям.

план самообразования воспитателя доу в младшей группе

Как составить план: методические рекомендации

Для того чтобы эффективно организовать самообразование воспитателя в ДОУ (1 младшая группа и 2 младшая группа), следует упорядочить и продумать последовательность работы:

  1. Выбрать тему.
  2. Поставить цели и задачи.
  3. Определить формы работы.
  4. Оформить план работы.
  5. Изучить теоретический материал по выбранной теме.
  6. Проанализировать педагогический опыт.
  7. Разработать практическую деятельность.
  8. Применить знания на практике.
  9. Презентовать полученные результаты.

план самообразования воспитателя доу 2 младшая группа

Оформление плана самообразования воспитателя

Как же правильно оформить самостоятельную деятельность педагога? Предлагаем в качестве примера следующий план:

  1. Титульная страница. На первой странице указывается заголовок: «Самообразование воспитателя в ДОУ (2 младшая группа)», имя педагога, образование, опыт работы, стаж, категория и другое.
  2. Указывается тема, поставленные цели и задачи работы.
  3. Определяются формы работы с родителями, детьми, педагогами.
  4. Оформляется перечень литературы.
  5. Описывается конкретная практическая деятельность педагога по выбранной теме с указанием дат.
  6. Вкладываются наработанные материалы: поделки детей, результаты исследований, собственные методические разработки и другое.
  7. Указываются формы презентации результатов.

План самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе предполагает проведение творческих работ, познавательных мероприятий, а также вовлечение в работу родителей и других членов семьи ребенка.

самообразование воспитателя в доу младшая группа темы

Оформление результатов работы

Завершается подведением итогов работа на тему "Самообразование воспитателя в ДОУ". 1 младшая группа может лишь выполнять поставленные конкретные задания под руководством воспитателя. В то время как 2 младшая группа уже может продемонстрировать собственные поделки и самостоятельную работу, помогая воспитателю собрать необходимый практический материал. Как же оформить результаты работы по саморазвитию педагога? Можно применить такие формы:

  • тематический семинар;
  • круглый стол;
  • педагогический мастер-класс;
  • открытое занятие;
  • творческий марафон;
  • развлекательно-познавательная деятельность и другие.

К сожалению, не всегда педагоги осознают, для чего необходимо составлять план самообразования воспитателя ДОУ в младшей группе. Ведь дети этой возрастной категории совсем еще малыши, разве можно с ними организованно что-то делать, экспериментировать, использовать педагогические инновации, исследовать? На самом деле не только можно, но и нужно! Так как эти дети — наше современное поколение. Устаревшие, привычные опытному воспитателю методики образования попросту будут тормозить развитие этих малышей.

самообразование воспитателя в доу младшая группа

В работе крайне важно внедрять педагогические инновации, идти в ногу со временем с целью воспитания поколения, которое отвечает современным требованиям общества. В нашей статье мы предложили примерный план самообразования воспитателя ДОУ (2 младшая группа и 1 младшая группа), рассказали о возможных формах работы и организации деятельности. Но работа воспитателя — это прежде всего творчество и фантазия. Важно подойти к деятельности нестандартно, креативно — только тогда работа педагога будет эффективной и интересной для малышей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.