Многими учеными отмечен тот факт, что при повышении интереса учащихся на уроке непременно повышается и эффективность проводимых с ними занятий.
А это, в свою очередь, требует от учителя создания необходимых условий, позволяющих активизировать познавательную деятельность детей.
Способы повышения интереса к учебе
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, на своих уроках педагог должен:
- применять разнообразные методы и формы организации учебного процесса;
- создавать необходимую атмосферу заинтересованности, чтобы каждый ученик как можно активнее участвовал в работе всего класса;
- стимулировать детей к высказываниям и использовать разнообразные способы выполнения поставленных перед ними заданий без какой-либо боязни ошибиться или получить неправильный ответ;
- оценивать работу ученика не только по полученным результатам, но и по процессу освоения нового материала;
- использовать для освоения детьми темы дидактического материала, что позволило бы ученику самостоятельно выбрать для себя наиболее приемлемую форму и вид учебной деятельности;
- создавать на уроке определенные педагогические ситуации общения, которые позволили бы ученикам проявить самостоятельность и инициативу.
Развитие интереса к познанию
При проведении любого педагогического процесса используются разнообразные средства и способы, позволяющие активизировать работу школьников. На современном этапе это особенно актуально, ведь общество нуждается в образованных гражданах, способных самостоятельно мыслить и принимать решения в любой обстановке.
Как же организовать учебную деятельность школьников, чтобы они постоянно проявляли интерес к изучению необходимого материала? Для этого педагог должен:- вовлекать детей в процесс самостоятельных «открытий» и поиска новых знаний;
- разнообразить учебный труд, так как однообразные способы вызывают скуку;
- объяснять важность и нужность своего предмета;
- связывать новую тему с уже усвоенными ранее знаниями;
- стремиться делать обучение трудным, но в тоже время посильным;
- применять дифференцированный подход, исходя из личных качеств ученика и его уровня подготовки;
- чаще проверять и оценивать работу школьника;
- воздействовать на учащихся яркостью подачи учебного материала, собственной эмоциональной реакцией и заинтересованностью.
Игровая деятельность
Различные виды деятельности учащихся на уроках способны вызвать интерес к изучаемому материалу. Одной из форм активного обучения являются игры. Это такой вид деятельности, когда в условиях искусственно созданных ситуаций воссоздается имеющийся у детей общественный опыт. Особенно часто игры используются педагогом на начальных этапах изучения предмета. Они считаются наиболее эффективным приемом обучения.
Игровые виды деятельности учащихся на уроках создают атмосферу естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и повышается интерес к учебному процессу. Именно игра позволяет найти спрятанные возможности, которые непременно приводят школьника к успешному освоению материала. Позволят они и сформировать необходимые навыки и умения.Такие виды учебной деятельности, как дидактические игры, индивидуализируют работу на уроках. При этом они посильны для каждого ученика и максимально развивают его способности. В процессе игры дети учатся обобщать и сравнивать, классифицировать и общаться, а также, что самое главное, делать самостоятельные выводы. Вначале детей интересует только предложенная педагогом ситуация, а затем и связанный с ней материал. У ребенка появляется потребность в понимании, изучении и запоминании новой темы.
Такие виды учебной деятельности учащихся на уроке, как дидактические игры, это ценное средство, воспитывающее умственную активность детей и активизирующее их психологические процессы. Все это способствует проявлению повышенного интереса учеников к процессу познания. Школьники с желанием развивают свои умения и способности, тренируют силы и преодолевают нешуточные трудности. Благодаря играм любой поданый педагогом материал увлекает, создает радостное настроение и вызывает чувство глубокого удовлетворения. Все это в значительной мере облегчает процесс усвоения. Применяют все существующие в педагогике виды деятельности учащихся на уроке биологии и химии, русского и иностранного языка, литературы и математики, физики и т. д.
Фронтальная форма обучения
Существуют такие виды деятельности учащихся на уроках, когда весь класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу. При этом ученики сравнивают, обсуждают и обобщают ее результаты. Этот вид деятельности школьников называется фронтальным. Его основным достоинством является то, что учитель со всем классом работает одновременно. Это приводит к установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, а также внутри класса. В детях воспитывается чувство коллективизма. Они учатся рассуждать, а также находить ошибки в высказываниях своих товарищей. В этом случае происходит формирование устойчивых познавательных интересов и активизируется деятельность школьников.
Однако фронтальные виды деятельности учащихся на уроках имеют и свои недостатки. В связи с различной работоспособностью и подготовленностью дети не выдерживают единого темпа. Тот, кто обладает низким уровнем учебных возможностей, усваивает материал хуже и требует большего внимания учителя. Сильным же школьникам важны более сложные задания, только в таком случае работа на уроке приведет их к повышению уровня знаний. В связи с этим для большей эффективности учебного процесса необходимо использовать и другие виды учебной деятельности учащихся на уроке.
Групповая работа
Такая форма организации учебного процесса входит в основные виды деятельности учащихся. При этом учитель делит класс на группы, призванные решать конкретные учебные задачи. Ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из учеников. При правильной организации активность проявляют все члены группы. При этом слабые ученики не прячутся в тень более сильных, а те, в свою очередь, не подавляют самостоятельность и инициативу менее способных школьников.
Групповую работу, без сомнения, можно отнести к коллективному виду деятельности учащихся. Ее успех во многом будет зависеть от четкого распределения обязанностей внутри данного звена, а также от оперативной помощи и поддержки учителя.Правила ведения групповой деятельности требуют постоянной смены состава учащихся, половина из которых должна состоять из тех, кто способен на самостоятельную работу. При этом в значительной мере возрастает индивидуальная помощь школьников друг другу. Результаты подобной деятельности весьма ощутимы. Учащиеся приучаются к коллективной работе с одновременным формированием у них положительных нравственных качеств.
Данная деятельность школьников на уроках практически идеальна. Однако ее все же нельзя противопоставлять другим методам организации учебного процесса. Характеристика основных видов деятельности учащихся позволяет делать вывод о том, что все они решают свои специфические задачи и прекрасно дополняют друг друга.
Индивидуальная работа
Наиболее доступным и проверенным многолетней практикой методом повышения эффективности познавательного процесса школьников является организация их самостоятельной работы. На современном уроке эта деятельность занимает исключительное место. Дело в том, что именно благодаря индивидуальной работе ученик способен освоить большой объем знаний.
Самостоятельный вид деятельности школьников включает в себя выполнение детьми поставленной педагогом дидактической цели, придти к которой нужно за определенное время. Это стимулирует ученика на поиск новых знаний, а также их дальнейшее закрепление и осмысление. При этом у ребенка формируются и развиваются необходимые умения и навыки, а учебный материал обобщается и систематизируется.
Самостоятельная работа является эффективным средством повышения познавательного уровня учащегося. Ведь, с одной стороны, она является учебным заданием, то есть объектом деятельности школьника. С другой стороны, индивидуальная деятельность – это форма проявления мышления, памяти и творческого воображения, что расширяет и углубляет объем уже полученных знаний. Однако стоит иметь в виду, что при этом важно осуществление контроля со стороны учителя и его своевременная помощь при возникших затруднениях.
ФГОС
Важнейшей задачей современного образовательного процесса в школах является формирование у детей умения и желания овладевать какими-либо новыми видами деятельности и знаниями, а также в построении нужного направления собственного самообразования. И здесь в работе педагогов во многом помогает Федеральный государственный образовательный стандарт. Он представляет собой свод определенных правил и требований, которые используются начальными, средними и высшими учебными заведениями.
Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами.
На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современными средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций.
Организация учебного процесса на уроках литературы
Данный процесс обучения обладает своими особенностями. Здесь школьники работают с текстами разнообразных литературных жанров. В связи с этим вся работа педагога выстраивается по следующему алгоритму:
1. Проведение предварительной беседы, включающей в себя актуализацию имеющегося читательского опыта.
2. Первичное знакомство с текстом, при котором происходит его общее восприятие.
3. Детальное изучеиие текста с проведением анализа содержания.
4. Обобщение прочитанного.
При прохождении каждого из этих этапов используются различные виды деятельности учащихся. На уроках литературы важно ответственно подойти к выбору той или иной формы работы школьников, которая будет зависеть от конкретного произведения и уровня подготовленности класса.
Так, на первом, дотекстовом этапе, учитель может включить видеозапись произведения или предложить школьникам просмотреть видеоряд по рассматриваемой теме. В виды деятельности учащихся может также входить:- прослушивание рассказа, подготовленного учителем или обучающимися;
- чтение сложных для понимания слов;
- выполнение упражнений по артикуляции и т. д.
При первичном знакомстве с текстом школьникам можно предложить такой вид деятельности, как:
- чтение произведения вслух;
- самостоятельное прочтение;
- чтение произведения по цепочке.
Детальный разбор произведения можно проводить:
- при выборочном прочтении отрывков учащимися;
- при прочтении с беседой и комментариями;
- как чтение с пометкой непонятных слов и т. д.
В процессе обобщения текста на уроках литературы учащимся предлагается:
- инсценирование;
- чтение конкурсных стихотворений;
- проведение репортажа с места, где разворачиваются события рассматриваемого произведения и т. д.
Проведение уроков по английскому языку
В ФГОСе предусматриваются правила и требования по изучению учащимися иностранных языков. Здесь также большое значение имеет самостоятельная работа. Кроме того, существуют и другие виды деятельности учащихся на уроке английского языка. При объяснении новых правил по грамматике или при работе со словарем и текстом учитель должен четко спланировать урок. При этом важно иметь предельно ясно сформулированную тему и цели, а также задачи, преследуемые при освоении нового материала. Педагог организует поисковые и проблемные ситуации и активизирует деятельность школьников. При этом используются всевозможные виды деятельности детей (групповые и фронтальные, индивидуальные и игровые).
Современное обучение предусматривает просмотр учениками фильмов и мультфильмов на английском языке, которые могут быть как с субтитрами, так и без них. Освоению материала поможет и прослушивание различных аудио материалов (стихов, песен, диалогов и текстов).
Проведение уроков русского языка
Новые государственные стандарты обучения призывают усилить мотивацию подрастающего поколения к изучению родной речи. При этом основной задачей учителя является демонстрация того, что получаемые в школе знания являются необходимой подготовкой к жизни и поиском полезной информации, которую в дальнейшем понадобится применить в той или иной ситуации.
ФГОС рекомендует использовать различные виды деятельности учащихся на уроке русского языка. Прежде всего школьникам предлагается самостоятельная работа. Дальнейшие действия учителя предусматриваются в различных вариантах. Это позволит своевременно направить образовательный процесс в нужное русло. При этом ученики выполняют:
- разнообразные виды диктантов (выборочные, словарные и т. д.);
- работы с текстом (этот вид деятельности является весьма занимательным для учащихся);
- тестирование, позволяющее определить текущий и итоговый уровень знаний;
- работу с таблицами и опорными схемами, которые используются в качестве наглядного материала.
Проведение уроков математики
Сегодня в общеобразовательных школах нашей страны при изучении точных наук может быть использована фронтальная, групповая и индивидуальная форма проведения учебного процесса. Это и есть основные виды деятельности учащихся на уроке математики. Больше всего внимания уделяется фронтальной работе. Однако она во многом усредняет задания и рассчитана на определенный темп работы. Оптимальная занятость учащихся возможна при самостоятельном виде деятельности. Это выполнение самостоятельных работ, которые в максимальной степени соответствуют способностям и индивидуальному развитию каждого. Для тех, кто не верит в свои силы, учитель должен предложить карточки-инструкторы (особенно актуально это при решении задач по геометрии).
Индивидуальные задания по математике важны для мобилизации способностей, имеющихся у школьника. Развивает познавательную деятельность в области точных наук и проведение школьных конференций, подготовка семинаров и докладов.Наряду с фронтальной и индивидуальной деятельностью учащихся, на уроках применяется групповая (коллективная) форма работы. Это позволяет повысить интерес школьников к изучению математики и в дальнейшем принимать самостоятельные решения при ответах на многие жизненные вопросы.