Подземное метро российской столицы очень красивое, на его возведение правительство не жалело времени и средств. Некоторые станции похожи на чудесные дворцы под землей. Например:
- «Комсомольская».
- «Площадь Революции».
- «Киевская Кольцевая».
- «Маяковская».
Они украшены камнями, скульптурами и картинами. А есть таинственные станции-призраки московского метро, которые давно не функционируют и немного пугают жителей города своей загадочностью. Почти о каждой из них уже ходят легенды.
Что такое станции-призраки московского метрополитена?
Москва - большой город, который очень быстро развивается, и в связи с этим постоянно строятся новые подземные вокзалы. Недостроенная, закрытая по каким-то причинам, недоступная для пассажиров и еще не запущенная станция - «призрак московского метро». Их так называют, потому что поезда, проезжая их, снижают скорость, и пассажиры могут видеть из окна пустые залы, которые выглядят как призраки.
Если это недостроенные пункты остановок, то работают над ними, как правило, ночью, когда метро для пользования закрыто.
Некоторые остановки вывели из действия с течением времени, по причине строительства новых залов, или же изначально их и строили как временные.
Например, с 1950 года возводились временные залы Московского метрополитена времен СССР. Они нужны были для того, чтобы пассажиры могли ездить с этих остановок до того, как построят и сдадут в эксплуатацию новые - постоянные залы. После того как их закрыли, такие станции-призраки московского метро стали приспосабливать под хозяйственные нужды предприятий, при этом оставляя некоторые детали оформления.
«Советская»
Например, к таким можно отнести эту и многие другие станции-призраки московского метро.
«Советская» в планах должна была войти в точки Горьковского радиуса при его проектировании в 1930 году, но через некоторое время выяснилось, что уклон тоннелей не позволит возвести на этом месте полноценную станцию, и ее закрыли.
Остановка должна была располагаться прямо под Тверской площадью. По личному указу Сталина ее переоборудовали под штаб ГО. В настоящий момент здесь находятся убежища государственных муниципальных учреждений, расположенных над перегоном.
«Троице-Лыково»
Считается залом с большими перспективами, ведь находится на Арбатско-Покровской линии метро столицы. Расположена станция на действующем промежутке дороги между «Крылатским» и «Строгино». Эта остановка представляет собой только половину перегона с небольшой платформой и служебными помещениями. Используется в настоящий момент для перевозки служащих. Хотя и числится в некоторых списках как перспективная постройка, ни в каких проектах пока не намечается ее открытие.
«Первомайская»
Это первая временная станция в Советском Союзе, которую открыли в 1954 году и эксплуатировали на протяжении семи лет, пока не открыли постоянную станцию «Измайлово». Отделка временной станции «Первомайская» отличается пышностью, характерной для тех времен. Особенно красив вестибюль, который располагается на поверхности и делает станцию настоящим вокзалом. Внутри зала был отделан красивый барельеф и оригинальные люстры, которые в настоящий момент исчезли. Теперь здесь располагается несколько цехов ремонтного депо «Измайлово» и актовый зал предприятия.
«Калужская»
Этот зал открылся в 1964-м и был конечной остановкой Калужско-Рижской линии метро. Художественное оформление помещений отражает Хрущевскую эпоху. Функционировало депо в течение десяти лет, после чего его переоборудовали под склад, так как рядом открыли новую одноименную остановку. С тех пор «Калужская» пополнила станции-призраки московского метро. Она сохранила платформы, а в вестибюле отдыхают машинисты нового депо.
«Волоколамская»
Данная остановка возводилась в то время, когда планировали рядом с ней строить новый жилой район. Однако все получилось по-другому, и стройку приостановили.
Это еще одна замороженная постройка, которая находится на Таганской линии подземной дороги и пополняет станции-призраки московского метро - «Волоколамская». Она выглядит как стандартная платформа с бетонными колоннами. Здесь нет никаких декоративных орнаментов на стенах и люстр, более того, отсутствуют выходы. Хотя есть информация о наличии одного выхода, который был закрыт, но подтверждения этому найдены не были. По этому же архитектурному проекту построили станцию в городе Ташкенте.
Так как освещения на станции не было, поезда проезжали ее, не снижая скорость движения.
С 2008 года постройку отдали под стадион строительной компании, которая сочла ее привлекательным местом.
В настоящий момент здесь открыта станция «Спартак», а стадион одноименного клуба располагается неподалеку.
От «Калининской» до «Киевской»
После того как в 1953 году открылся участок, который именуется Арбатским радиусом, параллельный перегон от «Калининской» до «Киевской» закрыли. Здесь оборудовали складские помещения под запчасти и вагоны.
А такие помещения, как «Смоленская» и «Арбатская», задействовали под выставки. Довольно недолго продолжали радовать народ подобными мероприятиями станции-призраки московского метро. Фото с выставок поражают красотой. Но «Смоленская» закрылась после третьего мероприятия, а на «Арбатскую» ходили до самого возобновления работы этой линии. Сейчас все эти остановки - часть Филёвской ветви.
Другие призраки метро
На «Ленинском проспекте», посередине, можно увидеть дополнительный переход, который закрыт. Он ведет на «Площадь Гагарина» - еще одну закрытую подземную платформу.
В 1980 году, когда строили станцию «Новоясеневская», один из выходов должен был вести прямо к большому зоопарку. Теперь об этом напомнить может только железная картинка с животными возле того входа.
В 1996 году неожиданно возникла на схеме станция «Физтех», которая считалась строящейся. Это удивило многих москвичей, которые знали о том, что такой остановки не существует, ведь она располагалась за «Алтуфьево», а в данном направлении работы не велись. Оказалось, что это просто шутка одного студента, который напечатал на компьютере свой вариант и расклеил в вагонах подземных поездов.
Кроме того, в столице имеются станции не с двумя, а с тремя путями. Это «Полежаевская» и «Партизанская». Когда-то, должно быть, рядом с ними планировались большие проекты стадионов и других подобных объектов, третий путь должен был увеличить пропускные возможности станций. Теперь не пригодившиеся пути часто снимают в кино.
«Красные ворота» - еще один перегон, который можно включить в станции-призраки московского метро, он существовал еще во времена ВОВ. В «Красных воротах» располагался военный штаб в те годы, поезда не останавливались, а платформу отделяло высокое фанерное ограждение.
Иногда можно услышать о том, что где-то есть новые недостроенные проекты, которые пополняют станции-призраки метро Москвы, но информация не всегда подтверждается.
Городские легенды
Самое интересное и таинственное - не то, что станции существуют, а легенды, которые ходят об этих местах.
Одной из самых загадочных историй считается таковая о станции «Перово». Вестибюль ее украшают фрески со львом, солнцем, птицами и единорогом. Так как все это считается определенными символами из древних мифов, то в связи с этим есть мнения, что барельеф связан со славянскими Богами. Другие связывают голову льва с главой из Библии, в которой идет речь о конце света. Сотрудники рассказывают, что во время декорирования скульптор неожиданно заболел, и срочно вызвали другого. Он справился с работой очень быстро и качественно, а в свете экстренных обстоятельств никто не удосужился посмотреть, что именно изображено на скульптурах. Сам мастер исчез без следа, и данных о нем нет никаких.
Еще одна страшилка про подземный мир - легенда о поезде-призраке, который раз в месяц проезжает по Кольцевой. Он останавливается на всех подземных остановках, но двери открывает очень редко. Считается, что если человек войдет в вагон, то его больше никто не найдет. Сам поезд старой конструкции, машинист в форме, характерной для довоенного времени, и несколько пассажиров, также одетых в старинную серую одежду. Считается, что в этом поезде находятся души умерших во время работ над подземными дорогами. К ним привлекались заключенные, поэтому с ними не церемонились и могли сбросить в шахту и замуровать прямо в стену за малейшую провинность.