Во все времена служба на благо своего племени, общины или же страны славилась почётом. Люди, занимающиеся данной деятельностью, получали все самое лучшее от своих собратьев. Их уважали и прославляли. Позднее, с развитием политики и механизма строения государства, служба на благо страны стала цениться ещё больше. Потому что появилась насущная потребность в специалистах своего дела. Известно, что чиновники существовали в Древнем Египте, Китае. Таким образом, служение государству – это наиболее значимый и весомый вид деятельности, которым может заниматься каждый гражданин.
На сегодняшний день данная сфера приобрела специфические черты, которые появились в силу эволюции практически всех общественных отношений. Помимо этого служба государству подразделялась на несколько видов, каждый из которых характеризуется своей спецификой. Если говорить конкретно о Российской Федерации, то тут государственная служба имеет три основные направленности. В данной статье мы попытаемся охарактеризовать один из этих видов, а именно гражданскую службу России.
Структура госслужбы РФ
Прежде чем рассмотреть государственную службу в Российской Федерации, необходимо понять саму суть и структуру государственной службы в целом. Согласно выработанной теоретической доктрине, а также положениям отдельных НПА, государственной службой называется деятельность граждан профессионального характера в аппарате управления государством. Однако данное понятие не раскрывает ее полной сути и важности. Поэтому её разделяют на три составляющих элемента, а именно: гражданскую, военную и правоохранительную. Подобного рода дифференциация помогает детальнее рассмотреть каждый из этих специфических видов.
Понятие
Ранее автор уже указал, что государственная служба подразделяется на три элемента. Одним из них является гражданская служба РФ. Согласно нормативно-правовым актам данной сферы, это профессиональный вид деятельности граждан России, которые занимают должности в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. От военной и правоохранительной службы гражданская отличается спецификой и непосредственным предметом работы. Учитывая представленное выше понятие, она является деятельностью граждан в нормальных условиях реализации правового поля державы.
Следует заметить, что государственная служба гражданского вида оплачивается за счет средств бюджета России. Особенности подобного рода деятельности можно проследить не только в специфике работы, но и в способе организации специалистов, которые ею занимаются.
Правовое регулирование
Федеральная гражданская служба, как и иные виды подобной деятельности, регулируется рядом нормативно-правовых актов. Учитывая особенности правовой системы РФ, законы являются наиболее значимыми из них. Таким образом, нормативно-правовое регулирование осуществляется в рамках следующих двух основных актов:
1) Федеральный закон «О системе государственной службы». Данным нормативным актом предопределены ключевые принципы и понятия госслужбы. Помимо этого закон предусматривает её разделение на три составляющих элемента: военную, правоохранительную и гражданскую.
2) ФЗ «О гражданской службе» регулирует все без исключения вопросы, связанные именно с данным видом службы, а именно: порядок трудоустройства, запреты, принципы осуществления деятельности и т. п.
Стоит заметить, что ФЗ 79 «О гражданской службе» не является единственным нормативным регулятором. Помимо него существует достаточно обширная подзаконная база, наполненная указами президента России и постановлениями правительства РФ. Кроме этого большое значение имеют региональные нормативные акты. Однако именно закон о гражданской службе закрепляет исходные принципы данной сферы деятельности.
Современный этап
Согласно представленным выше законодательным актам государственная служба гражданского характера – это деятельность граждан в органах судебной, законодательной и исполнительной власти. Основываясь на представленном понятии, можно выделить целый ряд профессий, которые непосредственно принадлежат к ней. Таким образом, гражданская служба – это деятельность следующих органов и должностных особ:
- администрации президента РФ;
- правительства;
- федеральных органов исполнительной власти;
- отдельно взятых служащих федеральных органов;
- органов исполнительной власти, кроме органов правопорядка.
Вопреки распространённому мнению не являются государственными служащими особы, которые числятся членами Совета Федерации, а также депутаты Государственной Думы.
Должности
Гражданская служба РФ является структурированной. Данный принцип наиболее ярко прослеживается в должностном распределении каждого в отдельности служащего. Следует заметить, что вне зависимости от типа и функций органа в нём всегда имеется штатная структура. Это документ, в котором содержатся ведомости о численности личного состава ведомства или организации и о должностях, на которых этот личный состав распределён. Как правило, название должностей и их функциональные особенности не отличаются. Во всех ведомостях они одинаковы. Однако с учётом специфики работы некоторых отдельных ведомств и организаций могут вводиться дополнительные должности.
Виды должностей
Согласно ФЗ «О гражданской службе», существуют четыре основные категории государственных гражданских должностей. При этом каждая дополнительно делится на несколько групп. Таким образом, существуют следующие категории должностей:
1) Руководители. Данная категория подразделена на три группы. Её представители являются «штурвалом», которым осуществляется регулирование деятельности гражданской службы. Служащие данной категории обеспечивают работу и реализуют функции отдельных государственных органов.
2) Категория помощников. Она существует для содействия категории руководителей. Представители данной категории всяческим образом содействуют процессу управления организацией или службой.
3) Специалисты – это категория, на которой, по сути, держится вся гражданская служба. Её представители самым непосредственным образом осуществляют, а точнее реализуют, деятельность организации, службы.
4) Обеспечивающий персонал – это категория служащих, которая существует для организационного, информационного, документального, хозяйственного и иного вида обеспечения.
Классные чины
Помимо представленных в статье должностей каждый государственный служащий гражданского характера наделен классным чином, который является званием, аналогичным воинскому. Классные чины, как правило, присваиваются служащему лишь в соответствии с занимаемой им должностью. Однако сам факт пребывания на должности не является обязывающим присвоить классный чин. Как правило, гражданские служащие проходят квалификационный экзамен, результаты которого обусловливают получение ранга.
Следует помнить, что присваиваемый чин сохраняется за служащим пожизненно. При этом факт его наличия позволяет лицу получать определённые льготы. Например, каждому служащему в зависимости от присвоенного чина выплачивается дополнительное вознаграждение. Размеры подобных вознаграждений варьируются в зависимости от состояния бюджета и экономики государства. Присуждение льгот за классные чины осуществляется указом президента Российской Федерации.
Реестр должностей
Необходимо отметить тот факт, что сегодня в Российской Федерации существует реестр должностей государственной гражданской службы. Он представляет собой перечень наименований абсолютно всех существующих в РФ должностей во всех государственных органах. Реестр должностей государственной гражданской службы был учрежден указом главы государства в 2005 году. Его создание обусловливается облегчением кадровой работы, а также целью более скрупулезного ознакомления граждан со структурой гражданской службы.
Заключение
Итак, в статье рассмотрено понятие "государственная гражданская служба". Следует отметить, что данная сфера деятельности никогда не придёт в упадок из-за её первостепенной важности. Ведь именно благодаря работникам гражданской службы осуществляется непосредственная деятельность государства. Вдобавок к этому данный институт фактически реализует положения Конституции и иных нормативно-правовых актов. Таким образом, разработка научных теорий и концепций в данной области все ещё необходима, дабы система государственной гражданской службы постоянно эволюционировала. А это, в свою очередь, позволит более конкретно регулировать общественные отношения в Российской Федерации.