«Мудьюг» (ледокол). Дизель-электрический ледокол «Мудьюг»

Береговая линия России вдоль Ледовитого океана так велика, что ледокольный флот стране необходим. Но ледоколы работают не только на Севере. Они проводят суда круглый год, и по замерзающим морям и по рекам.

История ледокольного флота России

На северных реках России ледокольные лодки применялись издавна. Первый корабль ледокольного типа был построен в Кронштадте в 1864 году, и уже в конце XIX века стал официально создаваться ледокольный флот. Знаменитый ледокол «Ермак», идея создания которого принадлежала вице-адмиралу С. О. Макарову и известному ученому Д. И. Менделееву, был заложен на английской верфи в 1897 году.

Дизельные ледоколы

Морское министерство Российской империи в 1913 г. объявило конкурс на постройку двенадцати линейных и портовых ледоколов. Первый в мире линейный ледокол «Святогор» был построен в 1917 г. фирмой «Сэр Амстронг и К°» по проекту С. О. Макарова. Позже он был переименован и стал носить имя «Красин».

Первые советские ледоколы были построены на отечественных судостроительных заводах в 1938—1941 годах. Ледовый флот Советского Союза состоял из судов отечественной, британской, германской, датской, финской и канадской постройки.

Советский ледокольный флот первым в мире пополнился атомным ледоколом «Ленин» в 1959 году, построенный на Адмиралтейской судостроительной верфи.

Дизельные ледоколы для советского флота строились на верфях Финляндии. Это были и мощные суда типа «Москва» и ледоколы типа «Капитан Сорокин» мощностью 16,2 МВт, предназначенные для навигации в устье арктических рек и в районах с малыми глубинами при температурах -50°С, а также ледоколы типа «Мудьюг». К концу советской истории отечественный ледокольный флот насчитывал 36 судов.

Остров Мудьюг

В Белом море возле устья Северной Двины расположен остров с живописной природой, который привлекает туристов и красотами, и морским чистым воздухом, и страшной историей. Мудьюг для Архангельска имел важное стратегическое значение, такое же, как Кронштадт для Петербурга.

Во время первой мировой и в начале гражданской войны здесь находился созданный интервентами концентрационный лагерь для военнопленных, позднее ставший ссыльно-каторжной тюрьмой. В лагере, а затем и тюрьме были нечеловеческие условия, выжили там немногие, поэтому Мудьюг называли «островом смерти».

Сейчас на острове историко-природный заповедник, в который входят остатки лагеря и тюрьмы, створный знак маяка 1875 года и маяк 1938 года постройки.

Памятник жертвам интервенции был установлен в память погибшим на острове в 1928 году сначала в из камня и цемента, а в 1958-м он был заменен гранитным.

Корабль "Мудьюг"

Именем острова назван корабль. «Мудьюг» – дизель-электрический ледокол мощностью 7 МВт, построенный в 1982 году.

Ледокол «Мудьюг»

Перевод этого названия с фино-угорского – «извилистая река». Название, в общем-то, соответствует нынешней работе вспомогательного ледокола.

Построен он был в 1982 году на известной финской верфи «Вяртсиля» (ледоколы Финляндии ломают льды во всех ледокольных флотах мира), как и два других ледокола – «Диксон» и «Магадан» – после него.

Ледоколы Финляндии
Начал свой трудовой путь «Мудьюг» с работы в Мурманском пароходстве, потом был передан в Архангельск. В 1987 году «Мудьюг» был переделан по швейцарскому проекту. Передняя половина ледокола была полностью перестроена, и сейчас его нос напоминает гигантских размеров калошу. Бак судна стал очень просторным, но ухудшились маневренность и новый нос, который был изначально разработан для тонкого льда швейцарских озер, не смог разбивать толстые льды Арктики. И вспомогательный ледокол передали в Санкт-Петербург в Северо-Западный филиал Росморпорта.

Теперь он режет молодой лед на фарватере в Невской губе, и полоса чистой воды после него для проводки судов остается широкая и ровная.

Характеристики ледокола

Владельцем вспомогательного ледокола «Мудьюг» является Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт», приписан он в порту Санкт-Петербурга. Суда «Росморпорта» обеспечивают безопасное судоходство в акваториях российских портов на Балтийском море и на подходах к ним.

Ледокол с мощностью хода 7,3 МВт развивает скорость хода на чистой воде в 16,5 узлов. Его длина составляет 111,6 метров, ширина – 22,2 метра, осадка – 6,8 метров, высота – 38 метров. Полное водоизмещение ледокола – 8,154 тысячи тонн, ледопроходимость – 115 сантиметров.

Ледопроходимость – это способность ледокола продвигаться в сплошных льдах при полной мощности двигателей, она показывает ледовые качества судна и измеряется максимальной толщиной льда, в которой судно может непрерывно с минимальной скоростью двигаться.

"Мудьюг" перевод

По данным «Росморпорта», ледокол «Мудьюг» может двадцать пять суток находиться в автономном плаванье, и район его плаванья в Балтийском море не ограничен.

Назначение ледокола

Вспомогательный ледокол «Мудьюг» предназначен для самостоятельной ледокольной проводки крупнотоннажных судов, то есть прокладывания канала чистой воды, свободной ото льда. Поскольку длина каравана зависит от длины канала чистой воды за ледоколом, «Мудьюг» может проводить караваны из нескольких судов. Также он может буксировать несамоходные суда и плавучие сооружения не только во льдах, но и по чистой воде. Специфика «ледореза», который оставляет за собой широкий ровный канал, позволяет ему буксировать суда на длинном буксире.

"Мудьюг" ледокол

Его оборудование позволяет тушить пожары на любых сооружениях, а не только на плавучих объектах, и выполнять работы по оказанию помощи судам, которые терпят бедствие, и в ледовых условиях, и на чистой воде.

Эксперимент по модернизации ледокола

Изначально ледопроходимость решалась за счет увеличения массы корабля и мощности его энергетических установок. Но оказалось, что вариант, в котором лед режется под определенным углом, а не давится, как принято, более эффективен. При этом специальная форма обводов корпуса позволяет вытолкнуть по бортам корабля разрезанный лед под ледовый массив, оставляя за ледоколом чистую полосу воды, а не обломки льда, по которым не всякое судно может пройти.

"Мудьюг" ледокол

Западногерманская фирма «Тиссен-Ваас» ссылалась на успешный опыт модернизации ледокола «Макс Вальдек», и «Мудьюг» попал на переделку. Удлиненная носовая часть и глубоко спрятанные под ее тупой частью якорные клюзы и дали повод острякам называть ледокол «калошей» или «ноздрей».

Поскольку ходовые испытания пришлись на лето, лед в районе Земли Франца-Иосифа не был очень толстым, и испытания дали удовлетворительные результаты. Но зимой на практической проводке судов всплыли не учтенные ранее недочеты. На заднем ходу ледоход двигаться вообще не мог, а на переднем его стало заклинивать льдами. К тому же гляциологи доказали, что многолетний лед с торосами резать вообще невозможно, в отличие от однолетнего, который и резал на испытаниях «Мудьюг». Ледокол, в итоге, перевели на Балтику.

Фестивали ледоколов

В первых числах мая 2014 года состоялся фестиваль ледоколов. Он проходил в Санкт-Петербурге, был первым в мире и посвящался стопятидесятилетию ледокольного флота России. Петербург принимал парад ледоколов. Только в первый день фестиваля его посетило более десяти тысяч человек. Знаменитый арктический ледокол «Красин» с богатой и героической историей; портовый ледокол «Иван Крузенштерн», названный в честь великого путешественника адмирала И. Ф. Крузенштерна; один из шести ледоколов, названных в честь известных советских капитанов «Капитан Зарубин»; современные ледоколы с аварийно-спасательным оборудованием для тушения пожаров в открытом море и борьбы с разливом нефти «Москва» и «Санкт-Петербург» – в такой замечательной компании достойное место занял труженик «Мудьюг», ледокол для проводки судов в замерзающих морях.

Парад ледоколов

Во второй раз фестиваль состоялся в мае 2015 года. Он был посвящен семидесятилетию Победы и подвигу участников Полярных конвоев в годы Великой Отечественной войны. И опять Санкт-Петербург принимал парад ледоколов. Кроме прошлогодних участников, ледоколов «Красин», «Иван Крузенштерн», «Мудьюг» и «Москва», в фестивале участвовали «Невская Застава» и «Капитан Сорокин».

Будущее ледокольного флота России

Сейчас разрабатывается государственная программа создания нового ледокольного флота России, поскольку большинство действующих судов подлежит списанию.

В том числе будут построены дизель-электрические ледоколы: линейные для работы в Арктике, мощность на валах у которых – 25 МВт; линейные для замерзающих морей мощностью 16–18 МВт; вспомогательные с мощностью 7 МВт, как у ледокола «Мудьюг».

Ледокол класса ЛК-25Д может, заменив ледоколы «Красин» и «Адмирал Макаров», обеспечивать в летнюю навигацию доставку грузов и проводку судов в восточном, и круглогодично – в западном районе Арктики, на Енисее.

Ледоколы типа ЛК-18Д, которые предназначены для замены судов типа "Капитан Сорокин", могут обеспечивать не только грузоперевозки на востоке Арктики и Дальнем Востоке, но и на новых перспективных направлениях в Дальневосточном бассейне.
Ледоколы типа ЛК-7Д придут не только на смену вспомогательным дизель-электрическим кораблям типа «Мудьюг».

Ледокол нового поколения нужен и для освоения новых направлений перевозок на Дальнем Востоке и Арктике, и для обслуживания новых портов и терминалов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Запросите "Колёсные суда нового поколения" у увидите альтернативу ледоколу-колуну
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.