Любой человек, изучивший школьный курс истории, знает понятие «вече». Что такое данный феномен, объяснить просто. Это древняя форма социального управления. Однако данная форма взаимоотношений между людьми настолько интересна, что стоит поговорить о ней поподробнее.
Определение
Слово «вече» происходит от таких однокоренных слов, как «ведать» (то есть «знать») и «вед» (то есть «совет»). Народное вече представляло собой форму народного совета в родоплеменном обществе, сохранившуюся в Древней и Средневековой Руси.
Часто такую форму совещания называют демократией по-славянски, когда по зову колокола на площадь приходили мужчины и путем прямого и открытого голосования решали, какого князя или воеводу поставить над своим городом, воевать ли с недругами или заключать с ними мир, платить дань или отступные и прочее.
Современные историки потому изучают форму «вече», что такое собрание уважаемых мужчин фактически осуществляло управление своей общиной на равных правах.
Задачи, которые стояли перед народным собранием
Первые русские летописи уже упоминают о том, что тот или иной князь был выбран на княжение с помощью вече, что такое правление этого князя является богоизбранным (Бог и народ в русском сознании всегда были связаны сильными узами). Историк И.Я. Фроянов полагает, что подобная форма управления присутствовала во всем древнерусском государстве, а не только в Новгороде и в Пскове.
Некоторые историки считают, что традиции вече были настолько сильны, что в период татаро-монгольского ига существовало определенное двоевластие, с одной стороны, князей назначал золотоордынский хан, но с другой, на некоторые должности выбирались ставленники веча. Таким образом, в обязанности князя входило собирать дань для хана, а в обязанности тех, кого назначило вече, - править народом. Постепенно князья забирали себе часть власти «вечников» (назначенных от вече людей), соперничали с ними, что приводило к недовольству горожан и народным бунтам.
Кто входил в вече? Вечевые традиции
По традиции, идущей еще от родоплеменного строя, в состав веча входили главы больших семей, а также главы родов. Постепенно, однако, в составе веча стали выделяться «великие» и «малые рода». Впоследствии мнение «малых родов» фактически перестало учитываться.
Кроме того, вечевые традиции использовались не только на большом городском вече, но и на малых уличных, где решались насущные вопроса для жителей улицы или нескольких домов.
Ученые находят черты сходства между древнерусским вече и аналогичными собраниями уважаемых старейшин в странах Европы. Например, такие собрания практиковались в Средневековой Англии (назвались они «витенагемот»), в Скандинавии («тинг»), в Пруссии (собрание старейшин) и прочее.
Древнерусское вече. Что такое «первоначальная русская демократия»?
Некоторые историки также считают, что под данным понятием подразумевалось не только вполне легитимное собрание горожан, привлеченных звуком колокола, но и бунтарские сходы людей, которые превращались в свержение князей и бояр, тем или иным образом не устраивающих рядовых граждан страны.
Отсюда становится понятно, что русское вече достаточно эффективно справлялось со своими функциями в эпоху феодальной раздробленности и стала мешать развитию государства в период его централизации. Отсюда нелюбовь великих русских государей к подобного рода сборищам и наложение запрета на них (в истории известна печальная судьба двух русских городов – Новгорода и Пскова, в которых вечевые традиции были особенно сильными, эти города подвергались карательным экспедициям как со стороны Ивана III, так и его внука Ивана Грозного).
Почему древнерусское и средневековое вече прекратило свое существование?
Все историки сходятся во мнении, согласно которому народное вече перестало существовать в Средневековой Руси из-за того, что не выдержало конкуренции с княжеской властью. Подобная форма управления была невыгодна князьям, стремившимся к централизованному государству, подчиняющемуся их власти. Поэтому беспощадную борьбу с такими собраниями вели русские монархи, начиная с 15 века.
При этом маленькие вече, которые собирались как сходы сельских общин, продолжали существовать в нашей стране вплоть до начала 20 века. После разрушения традиционного крестьянского уклада эти формы ушли в прошлое, однако на этапе коллективизации были заменены коммунистическими собраниями и пр.
На современном этапе существования России сильно видоизменившиеся формы вечевой демократии продолжают использоваться в управлении страной: существует выборная система назначения центральных органов власти, действует Государственная Дума, выборные органы местного самоуправления, поэтому можно сказать, что «великое вече» полностью не исчезло, его традиции живут в сознании русских людей, тесно сплетаясь с представлениями о справедливости и правде.