Роберт Уилсон – режиссер, выдающийся постановщик, перфекционист, который полностью изменил представление о современном театральном искусстве и зрительское восприятие происходящих на сцене действий. Он придал невероятную живость и реалистичность своим фантазиям, воплотив их в пьесах, пользуясь не языком в качестве основного информационного позыва, а движениями, которые стали прекрасным танцем, передавая хореографией то, в чем скрыт истинный смысл и трагедия постановки.
Ранние годы
Роберт Уилсон – режиссер, биография которого началась в небольшом городке Уако штата Техас 4 октября 1941 году. Детство этого творческого человека нельзя назвать счастливым. Сильное двигательное-речевое расстройство, которым страдал Роберт, делало его предметом насмешек сверстников.
Учитель и наставник Уилсона Берд Хоффман помог ему избавиться от дефекта речи – заикания, в его честь благодарный ученик открыл театральную лабораторию на чердаке дома под названием «Школа птиц».
Образование — начало пути к карьере
Роберт Уилсон – режиссер, карьере которого, возможно, и не суждено было начаться, ведь он получал образование в Техасском университете, изучая административное дело. Так и занимал бы великий постановщик государственный пост, если бы не осознал творческий потенциал своей личности.
Случилось это в 1962, когда он, наконец, понял, что идет не по своей дороге, пытаясь изучать неинтересную и скучную науку, навязанную желанием родителей сделать из него образованного человека. Бросив университет на последнем курсе, Уилсон поступает в Институт Пратта в Нью-Йорке, куда и переезжает изучать архитектурный дизайн.
В 1966 году после окончания учебы Роберт проходит стажировку у архитектора Паоло Солери. Но ни занятия живописью, ни архитектура, ни современный театр не впечатлили его так, как знакомство с абстрактным балетом Джорджа Баланчина и экспериментами по хореографическим представлениям Мерса Каннингема.
Большое влияние на дальнейшую карьеру оказало японское театральное искусство. Это стало первым уверенным шагом к осознанию Робертом своего предназначения, когда он представил обществу собственную постановку.
Ступеньки к признанию
Возможно, из-за того, что Роберт Уилсон – режиссер с большой буквы в будущем, в детстве чувствовал себя неполноценным, начало карьеры он посвятил работе с аутистами и глухонемыми детьми, открывая новые способы сделать театр более выразительным.
В 1969 г. появляются на свет две первые заслужившие внимание зрителя постановки. Это «Король Испании» и «Жизнь и времена Зигмунда Фрейда».
Мировую известность Роберту принесла пьеса «Взгляд глухого», которая увидела свет в 1971 г. Именно это семичасовое представление без единого произнесенного слова было признано выдающимся произведением современной драматургии.
Не менее впечатляющий спектакль под названием «Письмо королеве Виктории» в 1974 г. создал Роберт Уилсон – режиссер. Аутист Кристофор Кноулс в тринадцатилетнем возрасте стал его главным героем.
Наиболее успешные плоды режиссерской работы
Роберт Уилсон стал творцом более 140 театральных постановок, большинство из которых вызвали бурю оваций публики и восторженные отзывы критиков. В 1972 г. он реализовал масштабный красочный проект с участием полутысячи актеров, которые танцевали под открытым небом. Действо длилось семь дней и ночей на семи холмах в Иране и называлось «Гора Ка и Сторожевая терраса».
В 1976 г. он завершил работу над музыкальной постановкой с элементами оперы «Эйнштейн на пляже», прочно закрепив себя в звании сюрреалистического художника в драматургии.
Поэтическая медитация, заслужившая признание французских критиков, «Эйнштейн на пляже» стала первыми успешным опытом в музыкальном искусстве, навсегда оставив в душе Роберта любовь к музыке и опере. Спектакль был представлен на мировом турне, на различных фестивалях и стал признанным шедевром.
Масштабная интерпретация великих военных противостояний всех времен, которые по задумке режиссера должны были воплотиться в двенадцатичасовой постановке, была так и не завершена.
Последующие годы Роберт работает над постановками пьес – шедевров мировой классической музыки и литературы. Среди них «Волшебная флейта», «Мадам Баттерфляй», «Замок герцога Синяя Борода», «Орфей», «Аида» и множество других.
Режиссером снято 15 фильмов в стиле авангарда, в том числе «Альцеста» и «Орфей и Эвридика» в 2000 г., «Орфей» в 2010 г.
Роберт сотрудничает с величайшими актерами, оперными исполнителями, драматургами. Он дает новую жизнь, интерпретируя на свой лад произведения А. П. Чехова, У. Шекспира, В. Вульф и других признанных мастеров классической литературы.
Работа в России
Сложнейшая визуализация проекта «Сказки Пушкина» была осуществлена в Москве. Роберт Уилсон – режиссер, фото которого представлены в статье, задействовал в постановках 25 российских актеров.
В основу спектаклей вошли не только сказки выдающегося писателя и поэта («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и др.), но были задействованы авторские рисунки А.С. Пушкина. Погружение в русский фольклор глубоко поразило режиссера, а культура русского народа привела в восторг.
Личная жизнь
Человек довольно скрытый от прессы и посторонних глаз, особенно если это касается личной жизни, Роберт Уилсон. Режиссер - гей, как утверждает желтая пресса, или нет, точно сказать нельзя. Во время интервью драматург охотно разговаривает о своей творческой, театральной деятельности, но когда разговор переходит на личные темы, упорно молчит.
Роберт ведет себя как истинная знаменитость, которая тщательно с трепетом оберегает свой покой и домашний уют. Даже появления на публике режиссер планирует не менее тщательно, чем свои постановки.
Однако у Уилсона от природы доброе сердце. Случайно встретив на улице в 1968 г. чернокожего мальчика, который оказался глухонемым, он взял его на главную роль в пьесу «Взгляд глухого». После семичасового действа, повествующего о фантазиях глухонемого мальчика, режиссер усыновил подростка.
Заслуженные премии и награды
Роберт Уилсон – театральный режиссер, признанный миром современного искусства талант. За годы работы он получил более шести десятков премий и наград, среди которых наиболее значимые:
- премия Фонда Гугенхайма (1971 и 1980 гг.);
- премия Фонда Рокфеллера (1975);
- награда «Золотой лев» на Биеннале в Венеции (1993);
- премия Европы (1997).
Уилсон является членом Американской Академии искусств. В 2002 г. во Франции ему присуждено звание Командора Национального Ордена за заслуги в литературе и искусстве.
Важные составляющие постановок по методу Уилсона
Роберт Уилсон – режиссер, личная жизнь которого не столь интересна, как его собственный оригинальный метод театральных постановок, ведь в них наиболее важную роль играют акценты на малейших деталях, объединение всего, что происходит на сцене в единое целое.
Основные составляющие успешного театрального действия по методу Роберта Уилсона:
- Язык и слова не имеют значения. Гораздо важнее тишина, которую нарушает шум, сменяющейся снова тишиной. Игра контрастов в восприятии звуков оставляет действительно незабываемое впечатление от пьесы.
- Акцент на разницу визуального восприятия действа на сцене и звукового. То, что зритель слышит, должно быть гармонично дополнено тем, что он увидит, но ни в коем случае не повторено. Движения – это плавный танец, хореографический рассказ, который наполняет собственным смыслом пьесу. Движения в паре со звуком создают определенный, присущий только данному спектаклю ритм.
- Игра со светом и тенью. Критики, посмотревшие постановки Уилсона, пишут, что он, словно художник, пишет картины. Холст ему заменяет сцена, а краски – свет.
- Игра со словами, где главный смысл не в произнесенных актерами репликах, а определенный подтекст, скрытый между строками.
Роберт Уилсон – режиссер, один из выдающихся представителей театрального авангарда, талантливый скульптор, сценарист и фотохудожник. Созданная им мебель, невероятные инсталляции, рисунки неоднократно были представлены в галереях и музеях искусств Лондона, Токио, Рима на 133 выставках, вызывая бурный восторг. В Москве была представлена выставка фоторабот «Живые люди», на которых запечатлены знаменитости.
Один из величайших творческих людей XX века, вклад в искусство которого является ценным наследием для будущих поколений. А его оригинальный подход к драматургии станет непревзойденным примером для начинающих режиссеров и постановщиков.