В разговорах профессиональных водителей термин ГБО можно услышать достаточно часто. Причем эту таинственную аббревиатуру используют не только матерые дальнобойщики или водители легких грузовиков, но и самые обычные владельцы легковушек. Мы расскажем все о ГБО: что это, каких видов и типов бывает. А также узнаем, как оно устанавливается, эксплуатируется и обслуживается.
ГБО: что это и для чего нужно
Это сокращение расшифровывается достаточно просто: газобаллонное оборудование. Во времена постоянно дорожающего бензина или дизельного топлива переход на природный газ способен существенно сократить расходы владельцев транспортного средства.
И хотя газовое топливное оборудование для автомобиля стоит недешево, а его установка достаточно сложна, в долгосрочной перспективе использование в качестве топлива пропан-бутана (реже – метана) обходится гораздо дешевле. Таким образом, установка ГБО на любой класс автомобиля достаточно быстро окупается с лихвой. Считается, что для относительно недорогих комплектов газового автомобильного оборудования «точка рентабельности» наступает уже после 10 000 пройденных километров.
Использование пропан-бутановой смеси
Пропан-бутан, используемый в автомобильных ГБО 2-го или 4-го поколения, – это сжиженный газ, получаемый в процессе переработки нефти. По своему химическому составу автомобильная пропан-бутановая смесь очень схожа с бытовым газом, заправляемым в баллоны для плит или в обычные зажигалки.
Существует две разновидности сжиженного пропан-бутана:
- летняя, в которой соотношение пропана составляет 45-55%;
- зимняя, пропорции пропана в которой могут достигать 95%.
Несмотря на то что расход пропан-бутана при работе автомобильного двигателя превышает расход бензина или солярки на 10-15%, стоит такое топливо в два раза дешевле жидкого.
Применение метана в качестве топлива
Он представляет собой натуральный природный газ, искусственным образом сжатый до давления 220 атмосфер. Метан также поставляется в баллонах, которые могут иметь различный объем. Одним из главных преимуществ газа, используемого в качестве топлива, является его низкая стоимость. Тем более что цена метана не зависит от конъюнктуры нефтяного и газового рынков.
Эволюция автомобильного газобаллонного оборудования
Идея использования газа в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания отнюдь не нова. Первый газовый агрегат был изобретен в Англии еще в первой половине XIX века. К середине позапрошлого столетия были получены и первые патенты на такие двигатели. Однако на протяжении очень долгого периода времени газовые силовые установки были очень несовершенными. Они не развивали необходимую мощность, были сложны в эксплуатации, к тому же безопасность таких двигателей оставляла желать много лучшего. И только в 30-х годах прошлого столетия установка ГБО на автомобили самых различных классов приобрела повсеместное массовое применение.
Пять видов ГБО
Первое поколение газобаллонных установок было очень сложным и капризным в плане установки, регулировки и эксплуатации. Тем не менее такие системы монтировались как на карбюраторные, так и на инжекторные двигатели.
Второе поколение автомобильного газового оборудования включало в свой состав уже электронное дозирующее устройство и блок управления (лямбда-контроллер). Это не только упростило установку и использование таких систем, но и существенно повысило эффективность. Недаром, хотя ГБО 2 поколения и считается в известной степени устаревшим, оно достаточно активно используется и в наши дни.
На этом эволюция газобаллонного оборудования для автомобилей не остановилась.
Позже (приблизительно на рубеже 80-90-х годов ХХ века) появились установки третьего поколения, оснащенные системой индивидуального распределения топлива по цилиндрам. А сегодня наиболее широким распространением пользуются установки ГБО 4 поколения, принципиальное отличие которых от предыдущих модификаций заключается в способности осуществлять как последовательный, так и параллельный впрыск газа в цилиндры двигателя.
Кроме того, активно разрабатываются и системы 5-го поколения, подающие газ в цилиндры двигателя в жидком агрегатном состоянии. Для этого комплекс оснащается специальным газовым насосом.
Из чего состоит комплект газобаллонного оборудования для автомобиля
В зависимости от поколения, стоимости и характеристик, комплектация газобаллонной системы может несколько различаться. Тем не менее в большинстве случаев в нее входят следующие компоненты и составляющие:
- газовый баллон с соответствующей арматурой;
- редуктор;
- смеситель;
- дозатор;
- электромагнитные клапаны с блоком управления;
- блок высокого давления;
- переключатель вида топлива (газ/бензин);
- система трубопроводов, шлангов, манометров и контрольно-измерительных приборов.
Такая конструктивная схема характерна для большинства комплексов ГБО 2 поколения и более раннего 4-го, которые являются на сегодняшний день наиболее распространенными. Системы новейшего, пятого поколения имеют более сложную конструктивную схему и более широкую спецификацию. Это, с одной стороны, добавляет комплексам ГБО 5-го поколения возможности по более эффективному регулированию подачи топлива и позволяет существенно сократить расход газа, с другой стороны, заметно делает дороже всю конструкцию в целом, а также усложняет ее монтаж, регулировку и обслуживание.
Особенности автомобильного газобаллонного оборудования второго поколения
Главным отличием систем газового оборудования второго поколения является отсутствие распределения топлива по каждому цилиндру отдельно. Это несколько повышает параметры расхода газа по сравнению с комплексами ГБО 4 поколения.
Тем не менее эти системы пользуются достаточно высокой популярностью в силу следующих причин:
- более низкая стоимость;
- простота монтажа и обслуживания;
- высокая ремонтопригодность.
Кроме того, настройка ГБО 2-го поколения требует гораздо менее глубоких специальных знаний и применения не особо сложного оборудования и инструмента.
Именно такие системы устанавливались, к примеру, на популярную советскую «классику» - ВАЗ-2107 и на другие модели.Отличия ГБО четвертого поколения
Поскольку подобные системы являются на данный период времени наиболее современными, подключение ГБО 4-го поколения позволяет решить все основные проблемы и устранить недостатки, характерные для более ранних систем.
Среди главных особенностей современных агрегатов можно выделить следующие:
- существенное сокращение расхода топлива за счет применения датчиков и электронных систем;
- возможность синхронизированного впрыска газа в каждый цилиндр;
- компактные размеры установки, позволяющие размещать ее не только в багажнике автомобиля, но и под днищем или в других местах;
- высокие показатели безопасности, отсутствие утечки топлива, соответствие экологическим стандартам.
Правда, при всех своих очевидных преимуществах системы 3-го и 4-го поколений стоят значительно дороже своих предшественников.
Установка, регулировка и обслуживание газобаллонного оборудования для автомобиля
Необходимо помнить, говоря о ГБО, что это – достаточно сложная система, установка, регулировка и эксплуатация которой требуют определенных знаний, умений и навыков. Такие работы настоятельно рекомендуется доверять только высококвалифицированным специалистам, обладающим не только глубокими познаниями в области устройства автомобилей и в вопросах техники безопасности, но и богатым практическим опытом, а также всем необходимым арсеналом специализированного оборудования и инструмента.
Как правило, установка, обслуживание и настройка ГБО производятся на специализированных станциях технического обслуживания и в сервисных центрах. Они обладают не только квалифицированным персоналом и необходимым оборудованиям, но и соответствуют всем требованиям безопасности при работе с легкогорючими и взрывоопасными материалами.
Плюсы и минусы автомобильного газобаллонного топливного оборудования
Подводя краткий итог всему, что было сказано выше, можно выделить главные достоинства систем ГБО и отметить их основные недостатки. Среди плюсов газового автомобильного оборудования можно назвать следующие аспекты:
- Возможность существенной экономии на топливе.
- Высокие показатели экологичности, практически полное отсутствие вредных выбросов в атмосферу. Также владельцы отмечают более чистое сгорание топлива, то есть такое явление, как закоксование цилиндров для машины с ГБО, в принципе, несовместимо.
- Всегда чистое масло (опять же, за счет чистого сгорания горючего в камере).
- Гораздо меньшая зависимость топлива от погодных и климатических условий.
Что же касается минусов ГБО, отзывы владельцев подобных систем позволяют сделать вывод о том, что их главными недостатками являются следующие:
- падение мощности силовой установки автомобиля на пять-десять процентов;
- повышающийся с установкой газового оборудования износ отдельных деталей, узлов и агрегатов;
- достаточно серьезные проблемы с поиском специализированных заправочных станций, особенно в районах, отдаленных от центров больших городов.
Таким образом, прежде чем принять решение о переводе своего автомобиля на газовое топливо, необходимо скрупулезно и тщательно взвесить все «за» и «против».
Ставить или нет
Нужно помнить, говоря про ГБО, что это – отнюдь не способ сделать машину лучше, мощнее или моднее. Установка оборудования подобного типа – это всего лишь один из способов сократить финансовые расходы на эксплуатацию транспортного средства. При этом такая экономия чаще всего требует достаточно заметных капиталовложений, которые окупаются не сразу.
Установка ГБО может определенным образом повлиять на управляемость машины, работу ее систем и механизмов, поведение двигателя.
Кроме того, хотя современное ГБО и признается достаточно безопасным, риск воспламенения и взрыва полностью исключать нельзя.С другой стороны, газовое топливо способно сохранить не только бюджет, но и природу. И как бы ни росли цены на бензин, водитель может раз и навсегда избавиться от опасений неожиданного резкого скачка цен.
Итак, мы выяснили, что собой представляет газобаллонное оборудование автомобиля.