Юрий Данилович (1281-1325) был старшим сыном князя московского Даниила Александровича и внуком великого Александра Невского. Поначалу правил в Переславле-Залесском, а затем и в Москве, с 1303 г. В период своего княжения он вел непрерывную борьбу с Тверью за объединение Руси под своим началом.
Борьба за первенство
В то время титул великого князя Владимирского давал своему владельцу практически неограниченную власть на территории всех русских северо-восточных земель. Его носитель считался главенствующим правителем и имел право распоряжаться по своему усмотрению всеми военными силами, имеющимися у его вассалов, а также мог судить их и собирать дань с подвластных ему земель. Кроме того, существовала еще одна привилегия: несмотря на потерю великого княжения, он полностью сохранял за собой собственные родовые земли.
Ханы, в свою очередь, имели здесь свои интересы. Давая ярлык на владимирское княжение, они требовали от претендента на него беспрекословного служения интересам Золотой Орды. Именно поэтому верховными правителями русских земель не всегда становились самые сильные князья, так как ханы стремились посадить на это место безынициативного и послушного им правителя. Но даже в руках у самого лояльного к Орде великого князя ярлык надолго не оставался. Ханы в этом отношении вели такую политику, которая неизменно приводила к междоусобной борьбе сразу нескольких представителей разных ветвей Рюриковичей. В 1304 г. в подобное противостояние вступил и князь Юрий Данилович Московский.
Новый этап усобиц
Главным соперником Москвы стала Тверь в лице князя Михаила Ярославича, который приходился двоюродным дядей всем братьям Даниловичам. Его княжество на то время считалось самым сильным, и доказательством этому являлись многочисленные успехи, достигнутые им в непрекращающейся междоусобной борьбе. Кстати, Москва тогда, как и остальные русские северо-восточные земли, ему уступала практически во всем.
Новый виток междоусобных распрей начался в 1304 г., после кончины великого князя Андрея Александровича. Если бы его брат, московский князь Даниил, не умер раньше него, то это место занял бы старший сын Юрий. Но в данной ситуации им оказался внук Ярослава Всеволодовича, Михаил Ярославич Тверской, который стал первым из древнерусских правителей, получивших ярлык от хана. Для этого князь отправился в Орду с надеждой добыть этот титул, а вместе с ним и Переславль.
Решение хана Узбека
С той же целью вслед за Михаилом Тверским последовал и князь Юрий. Но, к слову сказать, у второго из них шансов практически не было. Дело в том, что Даниил Московский не имел ярлыка на великое княжение, поэтому его сыновья не могли претендовать на столь высокий титул. Кстати, об этом четко сказано и в тогдашнем вотчинном праве. Но, несмотря на это, Михаил Тверской остерегался соперничества со стороны молодого князя московского, поэтому и послал своих людей задержать его в Суздале.
Как написано в летописи, все закончилось тем, что в 1305 г. Михаил Ярославич все же получил ханский ярлык на великое владимирское княжение. Так, выбор Золотой Орды пал на старшего из родственников, однако он так и не получил полномочий относительно Переславля. Такая неопределенность стала причиной очередной вспышки неприязни между Михаилом Тверским и Юрием Московским.
Ярлык на великое княжение
В 1315 г. ордынский хан, откликнувшись на многочисленные жалобы Михаила Тверского, вызвал к себе князя московского. Юрий Данилович пробыл там около двух лет и за это время успел завоевать доверие и милость Узбека настолько, что в 1317 г. правитель решил выдать за него замуж свою сестру Кончаку, которую на православный манер стали звать Агафьей. Свадебным же подарком для молодых стал ярлык, который он преподнес князю Юрию. С этого момента Михаил Ярославич потерял свой титул великого князя Владимирского.
В том же году из Сарай-Берке Юрий Данилович со своей женой и татарским войском под командованием Кавгадая отправился в обратный путь. Судя по тому, что произошло дальше, новоиспеченному Владимирскому князю были даны весьма широкие полномочия. Надо сказать, что Михаилу Тверскому очень не хотелось расставаться с властью, но в то же время он боялся каких-либо осложнений в отношениях с Ордой. Поэтому после недолгих переговоров бывший Владимирский князь был вынужден уступить титул и вернуться в свою вотчину.
Война с Тверью
Княжение Юрия Даниловича началось с того, что, несмотря на все уступки Михаила, он все же пошел на Тверь войной. В 1318 г. он собрал всю свое войско и при поддержке ордынцев Кавгадая, приблизился почти что к воротам города. Предполагалось, что Тверь подвергнется одновременному нападению с двух сторон: с юго-востока она будет атакована Юрием Даниловичем, командовавшим суздальской и московской ратью, а с северо-запада ударят новгородцы. Но этот план так и не был осуществлен. Дело в том, что новгородцы вовремя не подошли, а позже и вовсе заключили мир с Михаилом, повернув свои войска назад. Видя такое положение дел, Кавгадай и суздальцы хотели их догнать и вернуть назад.
Подобная деятельность Юрия Даниловича и его ордынского союзника привела к тому, что московский князь остался один на один с тверской ратью. В летописи по этому поводу говорится, что тогда произошла «сеча великая». Как и следовало ожидать, Юрий проиграл это сражение и с остатками своего войска бежал, а Михаил Ярославич взял в плен множество ратников, а также его жену Агафью (Кончаку), которая вскоре в неволе и умерла. Точных сведений о причинах ее кончины нет. После этого по условиям мирного договора оба князя должны были отправиться в Орду.
Казнь Михаила Тверского
С самого начала было понятно, что такого самоуправства хан князю не простит. Михаил Ярославич попытался примириться со своим давнишним врагом и вернуть к себе расположение Орды. Отправленный им в Москву посол Олекса Маркович по приказу самого Юрия Даниловича был убит, после чего князь вместе с Кавгадаем поспешил к хану. По прибытии они обвинили Михаила в измене, сокрытии дани и смерти княгини Агафьи. Ханский суд признал его виновным и вынес смертный приговор. 22 ноября 1318 г. его привели в исполнение.
Сохранился документ – «Тверские повести», написанные духовником самого князя Михаила. В нем некий игумен Александр называет Юрия Московского орудием в руках хана. Он утверждает, что князь в действительности выступал на суде в качестве обвинителя Михаила Ярославича. Надо сказать, что погибшего народ всегда почитал как героя, поэтому он в 1549 г. решением второго Московского Собора был причислен к лику святых.
Новое противостояние
После казни тверского князя правление Юрия Даниловича оставалось относительно спокойным еще два года. В 1321 г. стало ясно, что больших проблем не избежать. Дело в том, что из-под его повиновения стали выходить сыновья Михаила, старший из которых, Дмитрий Тверской, открыто начал высказывать свои претензии на высокий титул. Этот конфликт двух князей привел к тому, что татары вновь пошли войной на Русь. Кроме того, необходимо было собрать дань для хана. Против этого в Ростове поднялось настоящее восстание, поэтому Юрию Даниловичу пришлось применить военную силу.
В конце концов дань все же была собрана, но по какой-то причине князь ее так и не передал в руки Кавгадая. Вместо этого он со всем скарбом зимой 1321 г. уехал в Новгород к своему младшему брату. В летописях нет объяснения данному поступку князя. Историки предполагают, что это было сделано вполне осознанно, и часть собранных средств была потрачена на войну со шведами. Со своей стороны Орда считала утаивание дани большим преступлением. Создавшимся положением немедленно воспользовался Дмитрий Михайлович Тверской по прозвищу Грозные Очи, и осенью 1322 г. Узбек передал ему ярлык, лишив тем самым власти своего бывшего зятя.
И снова князь Московский Юрий Данилович
Кратко описать его дальнейшую жизнь можно так: первое время он был вынужден спасаться бегством, так как неограниченную власть теперь получили его злейшие враги – сыновья Михаила Ярославича Тверского. Сначала он скрывался в Пскове, а затем и Новгороде, где прожил с 1322 по 1324 год.
Юрий Данилович, внешняя политика которого ярко продемонстрировала всем, что он так и не признал верховенство Дмитрия Тверского, активно участвовал во всех международных делах, а это была все-таки прерогатива великого князя. Кроме того, именно он воевал со шведами и заключил с ними так называемый Ореховецкий договор, определивший границу между Швецией и Новгородом. Также по его приказу на участке выхода реки Невы из Ладожского озера была возведена крепость Орешек, которая стала важнейшим оборонительным объектом и в последующие годы не раз спасала русские земли от угрозы захвата ее иноземными завоевателями.
В целом внешняя политика Юрия Даниловича была миролюбивой, так как он пытался жить в мире как со шведами, так и с Золотой Ордой. Однако в случае надобности он мог вести и успешные военные действия. Примером этому может послужить его поход на Устюг. Здесь он защищал интересы новгородцев, которые страдали от многочисленных грабительских набегов устюжан.
Убийство Юрия Даниловича
Дмитрий Тверской, узнав, что после похода на Устюг князь отправился в Орду, поспешил вслед за ним. Он был уверен в том, что Юрий Данилович оклевещет его так же, как и отца. Обоим князьям пришлось довольно длительное время оставаться в Орде, ожидая ханского приговора. Вскоре к ним присоединился и брат Дмитрия Тверского, Александр. Предполагается, что он привез долг саранским ростовщикам для того, чтобы взять у них новые займы.
В 1325 г., а именно 22 ноября, исполнилось ровно 7 лет с того дня, как погиб на ордынской земле Михаил Тверской, отец Дмитрия и Александра. Для братьев эта черная дата стала не только днем памяти и скорби, но и отмщения. Дело в том, что накануне состоялась встреча двух непримиримых врагов – Дмитрия Грозные Очи и Юрия Даниловича. Была ли она роковой случайностью или все было подстроено, неизвестно. Только в Никоновской летописи говорится о том, что Дмитрий Михайлович убил Юрия Даниловича, надеясь на благосклонность царя Узбека и на унаследование места и жалованья погибшего князя. Известный русский историк В. Н. Татищев, живший на рубеже XVII и XVIII веков, в своих трудах сделал предположение, что это было не что иное, как месть за свого отца.
Расплата
Дмитрий Михайлович, совершив самосуд, понадеялся на то, что хан ему простит такую выходку, так как известно, что к тому времени князь Юрий Данилович был уже давно в немилости у правителя Орды. Однако, как настоящий деспот, Узбек мог простить своим подданным многое, но только не самоуправство. Поэтому первым делом он велел отправить тело убитого московского князя на родину, а самого убийцу приказал арестовать.
Приговор хана пришлось ждать почти год. В итоге Дмитрий Тверской был приговорен к смертной казни. То ли по странному стечению обстоятельств, то ли по прихоти самого хана Узбека, только князя лишили жизни именно в день его рождения – 15 сентября 1326 г., когда ему исполнилось всего 28 лет. Как гласит летопись, вместе с ним казнили и другого русского князя - Александра Новосильского. Вероятнее всего, они были близкими друзьями и вместе готовили убийство Юрия Даниловича.
Укрепление Московского княжества
Подводя итоги правления, можно сказать, что Юрий Данилович, внутренняя политика которого была всецело направлена на централизацию и создание сильной державы, не растерял ничего из земель, полученных когда-то в наследство от своего отца. Наоборот, он сумел даже приумножить их. К примеру, в 1303 г. он присоединил Можайское княжество, спустя два года Переславль-Залесский, а в 1311 г. и Нижний Новгород, где впоследствии правил его брат Борис. В 1320 г. Юрий Московский пошел войной на рязанского князя Ивана Ярославича для того, чтобы присоединить к своим владениям еще и Коломну.