В России вездеход – спецтехника востребованная. Она идеально подходит для эксплуатации в труднодоступных участках. Гусеничные вездеходы имеют большую опорную площадь и поэтому могут преодолевать поваленные деревья и мелкие водоемы, легко двигаться по камням, болотистой почве и рыхлому снегу.
Описание вездехода
Производителем вездеходов марки «Четра» является ОАО «Курганмашзавод».
Вездеход «Четра» интересен своей универсальностью. На его шасси можно монтировать различное спецоборудование. В пассажирском варианте он может перевозить в комфортных условиях восемь человек по пересеченной местности.
Плавающий гусеничный вездеход «Четра» ТМ-140 в базовой модели выполнен с открытым кузовом, высокие борта которого надежно удерживают любые грузы, ведь грузоподъемность машины достигает четырех тонн (полтонны в кабине и три с половиной на грузовой платформе). Кузов может быть оснащен плотным тентом и скамьями для перевозки людей.
Дизельный двигатель с газотурбинным наддувом, который выпускает Ярославский моторный завод, развивает мощность 250 л.с. На машине установлена независимая торсионная подвеска и новая коробка передач. Она шестиступенчатая, гидромеханическая, с кнопочным управлением, система управления – электромеханическая, штурвальная. В новых моделях доработаны предпусковой подогреватель мотора, который позволяет запускать двигатель даже в крепкие морозы, и тормозная система, усилен корпус, кабина на семь человек и пассажирский отсек защищены от шума, есть кондиционер, кресла трансформируются в спальные места для экипажа. Хороший обзор обеспечивает панорамное остекление кабины.
Повышенную проходимость обеспечивают оригинальные гусеницы с резинометаллическим шарниром. Для различных условий гусеницы предлагаются в трех вариантах исполнения, на них устанавливаются металлические и тканевые уширители.
Несмотря на множество новых решений, вездеход обладает высокой степенью унификации с более ранними моделями. Поэтому на вездеход «Четра» ТМ-140 цена не так высока, как того заслуживает комфортная и мощная машина. Она составляет от 8 до 10 млн. рублей.
Технические характеристики
Вездеход «Четра» ТМ-140 при большой грузоподъемности и собственной массе до 13 т (к слову, плавучесть при этом сохраняется) развивает максимальную скорость 45 км/час. При объеме топливного бака 830 литров машина сохраняет запас хода без дозаправки 800 км.
Новый вездеход «Четра» проходил приемку на испытаниях в Якутии в сложных климатических условиях. При полной массе более пятнадцати тонн и ширине гусениц 800 мм машина показывала заявленную максимальную скорость на дороге 45 км/час и на воде 4 км/час, давление на почву – 0,26 кг/кв.см. А вот дальность хода по пересеченной местности снизилась до 550 км. Высокий дорожный просвет (клиренс – 450 мм) позволил преодолевать уклоны до 30°.
Внешние рабочие температуры находятся в диапазоне от –50 до +50 °C. Даже при самых низких температурах можно проводить техническое обслуживание двигателя, так как модуль моторного отделения имеет независимое отопление и освещение.
На заводе-изготовителе можно заказать вездеход со специальными надстройками. В дополнение к базовой модели предлагаются пассажирский модуль, мастерская и модуль для исследования скважин.
Пассажирский модуль вездехода
Вездеход «Четра» оснащается пассажирским модулем, который устанавливается в кузов и позволяет жить в нем при температурах от -40 до +40°С команде из четырех человек, а перевозить - восемь. Для вентиляции предназначен вентиляционный люк и боковые окна, система отопления двухконтурная: от системы охлаждения шасси и от тепловентилятора, оснащенного системой автоматического поддержания температуры марок Eberspacher или Webasto.
Электропитание с рабочим напряжением 24 В осуществляется от бортовой сети.
Внутреннее оборудование позволяет жить достаточно комфортно в сложных погодных условиях. Спальные места имеют размеры 600x1950 мм, есть багажные полки и отсеки, шкаф для одежды, стол, комбинированное внутреннее освещение, переговорное устройство, соединенное с кабиной водителя.
В борт грузовой платформы вмонтирована лестница, дверь запирается на замок и может фиксироваться как в закрытом, так и открытом положении.
Предусмотрены аварийный люк, огнетушитель, десятилитровая емкость для воды и футляр, в котором размещается аптечка.
При этом габариты модуля – 2,7 ×2,65 × 2,19 м, масса – 1 т.
Модуль-мастерская
На вездеход «Четра» может быть установлен модуль, предназначенный для проведения разных ремонтных, строительных, монтажных и других технических работ в полевых условиях.
Системы отопления и вентиляции такие же, как в пассажирском модуле. В полу дополнительно предусмотрены люки для обслуживания изнутри трансмиссии шасси.
В состав внутреннего оборудования входят переносная дизельная электростанция мощностью 2 кВт и напряжением 220 В, наружные светильники с кабелями, слесарный верстак с тисками и ящиком для инструмента и оборудования, оборудование для электрогазосварки, включая печь для сушки электродов.
Предусмотрены также умывальник с емкостью для воды, два сиденья, одно из которых выносное, и огнетушитель.
Заказчик в техническом задании может указать и дополнительное оборудование для комплектации модуля.
В зависимости от комплектации модулей, которые устанавливаются на вездеходы «Четра», цена колеблется в пределах 10 млн. рублей.
Модули специального назначения
Предприятия, которые занимаются геологоразведкой или добычей нефти, могут приобрести вездеходы с агрегатами заколачивания свай, бурильной установкой, подъемным краном.
Гидромеханизированная буровая установка УБГМ-1А предназначена для бурения скважин в болотистых, торфяных, глинистых и галечных грунтах (по классификации горных пород ̶ I-IV категории). С ее помощью грунты отбираются и испытываются статическим зондированием.
Автогидроподъемник PALFINGER P200A, установленный на снегоболотоход «Четра» ТМ-140, предназначен для работ на высоте до 20 метров. На такую высоту поднимаются в корзине люди с инструментами для обслуживания линий электропередач. Максимальная грузоподъемность – 230 кг. Рычажно-телескопический подъемник отличается компактностью и маневренностью, так как стрела имеет Z-образную конфигурацию, с простой и надежной гидравлической системой управления.
На вездеход устанавливаются и краноманипуляторы Palfinger 12000А, превращающие машину в самоходный подъемный кран как для погрузочно-разгрузочных, так для строительных работ.
С крано-манипуляторной установкой ИМ-77 на гусеничный вездеход «Четра» tm-140 цена составляет от 9 млн рублей.
На базе новой модели вездехода создан плавающий пожарный болотоход с мощным центробежным пожарным насосом НЦПН-100, способным закачивать воду из водоема на глубине семь метров.
Специально для Арктического корпуса создан военный вездеход, в котором моторный модуль защищен бронелистами.
Достоинства и недостатки
Вездеход «Четра» ТМ-140 имеет множество достоинств, недоступных колесным машинам. Он, благодаря высокому дорожному просвету, легко преодолевает любые препятствия, подъемы и уклоны. Универсальная грузовая платформа позволяет устанавливать модули различного назначения. Удобна для экипажа и возможность организации в кабине спальных мест, а также независимое освещение и отопитель в модуле моторного отделения.
Единственным минусом плавающего вездехода можно считать, что двигаться он может только в стоячей воде.
Тест-драйв вездехода
По отзывам счастливчиков, покатавшихся на вездеходе при испытаниях в сложных условиях, штурвалом, что для машины необычно, легко управлять. Радиус поворота машины зависит от поворота штурвала. Заметное усилие прикладывать нужно только тогда, когда необходимо развернуться на месте вокруг гусеницы. Штурвал можно регулировать по высоте. Отмечается и удобство функциональной приборной панели, где все перед глазами.
Своим ходом на пониженной передаче вездеход «Четра» ТМ–140 может выбраться из любого болота, хотя для страховки можно поставить и лебедку. Может он вытащить и автомобиль, застрявший в болоте, погрузив его на свою грузовую платформу. Интересно чувствуют себя люди в кабине, когда «Четра» переваливает через пятиметровые холмы. Говорят, что похоже на аттракцион «Американские горки».
Отмечают испытатели, что перевернуть широкий вездеход, невозможно, несмотря на высокий клиренс. Единственным минусом считают «прожорливость» этой машины, впрочем, вполне объяснимую. Топлива она расходует сто литров на сто километров.
Плавающий гусеничный вездеход «Четра» ТМ-140 – уникальная машина, которая изначально создавалась для гражданских нужд, преимущественно комфортной работы нефтяников и геологов в сложных природных условиях.