В России этот вид искусства даже называть принято было иначе, чем во всем мире – мультипликация. Пусть дело не в названии, но в этом есть некий символ – ведущие мастера этого жанра следовали особенной отечественной традиции, когда в самый короткий по времени фильм вкладывался максимум смысла, чувства, настроения.
Александр Татарский был олицетворением подобного подхода, хотя его работы открыли совершенно новую страницу в отечественной мультипликации.Врожденное чувство
Юмор в его фильмах – понятие особое. Его истоки становятся более понятны, когда узнаешь о том, в какой семье родился знаменитый режиссер-аниматор. Он появился на свет 11 декабря 1950 года в Киеве, в семье «цирковых». У Михаила Семеновича Татарского – отца Саши, была удивительная специальность – он сочинял репризы для клоунов. Его сценки исполняли звезды этого жанра – Карандаш, Леонид Енгибаров, Олег Попов, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин, часто приходившие в гости.
О встречах с ними Александр Татарский помнил всю жизнь, одно время в детстве мечтал как и они выходить на арену,а однажды сказал, что профессия мультипликатора сродни клоунской. А разве не похож на клоуна главный герой фильма «Падал прошлогодний снег»? Писал Татарский-старший и сценарии к мультфильмам, снимавшимся на Киевской киностудии. Однажды, побывав там с отцом, Александр проникся процессом и определился с тем, чем бы хотел заниматься в будущем.
Из Киева в Москву
Образование, которое получил Александр Татарский, – Киевский институт театра и кино (1974). Специальность – кинодраматург-киновед-редактор, и трехгодичные курсы мультипликаторов при Госкино УССР кажутся теперь идеальным решением для того пути, что он прошел: от самостоятельных короткометражек до собственной студии и больших объемных проектов, какой стала «Гора самоцветов».
Было еще посещение в качестве вольного слушателя Высших курсов сценаристов и режиссеров, когда он уже работал в Москве на телестудии «Экран». Начальный период жизни в столице не был простым во многих отношениях, но значение Москвы как лучшего места, где можно добиться успеха человеку, чувствующему за собой достаточный потенциал, было свойственно ей как в прошлом, так, видно, сохранится и в будущем.
Яркое начало
Александр Татарский проявил себя на студии настоящим профессионалом, когда участвовал в разработке мультипликационных заставок для телерепортажей со спортивных арен московской Олимпиады. Вскоре в виде поощрения ему было разрешено производство собственного фильма. Скоро начальству стала понятна некоторая легкомысленность своего решения. В литературной основе лежали непонятные в идеологическом смысле стихи, а автор музыки – Григорий Гладков – не был даже членом Союза композиторов. Но устоять перед энергией Татарского руководство Госкино не смогло и фильм "Пластилиновая ворона" был в 1981 году закончен.
У бдительных руководящих работников имелся железный повод для запрета – «вопиющая безыдейность», но мультфильм был своевольно показан в «Кинопанораме» и вырвался к зрителю. В нем было непривычно всё: легкость, юмор, интересная изобразительная техника и безудержная фантазия. Фильм получил потом 25 различных кинопремий, а Александр Татарский стал одним из безусловных лидеров новой отечественной мультипликации.
Пластилиновые шедевры
Заставку для передачи «Спокойной ночи малыши», которая идет и сегодня, меняли несколько раз. С 1981 года лучшей считается та, пластилиновая. Когда её объявляли устаревшей и заменяли более «современной», начинали приходить письма от взрослых и маленьких зрителей, и после небольших изменений на экраны возвращалась та – классическая, которую придумал Александр Татарский. Мультфильмы, которыми «усыпляли» детей, были самые разные, а начиналась и заканчивалась передача одинаково с разными перерывами более 20 лет. Это умение создавать шедевры минутной длительности, выдерживающие несколько тысяч показов, особенно пригодится Татарскому и его студии в трудные 90-е годы, когда они выполняли заказы самых влиятельных телекомпаний мира.
После первого же показа фильма «Падал прошлогодний снег», состоявшегося 31 декабря 1983 года, он разошёлся на цитаты, став одним из привычных атрибутов новогодних дней. При этом увидеть в нём только бездумное хихиканье или издевательскую насмешку могут только бойцы идеологического фронта из 80-х, опять требовавшие бесконечных переделок и запрещавшие показ, или нынешние высокомерные интеллектуалы, лучше всех знающие, что может оскорбить великий народ.
Сейчас это культовый психоделический шедевр искусства абсурда. А когда Татарский объяснял композитору, какая мелодия должна звучать в конце, он сказал: «Чтобы можно было сыграть на наших похоронах…» Так и случилось. Такой уровень он задавал и себе, и другим.
«Пилот» и «Гора самоцветов»
Таких людей называют «человек-праздник», от него всегда ждали розыгрышей, неожиданностей, новых идей. Наступление периода диктата новых экономических отношений, перед которым было время полной пустоты в магазинах и кошельках, было временем для таких - инициативных, энергичных, умеющих сохранять позитив.
Его любимым детищем была студия «Пилот», которую в 1988 году создал Татарский. Александр, жена которого – Алина, тоже была «найдена» на студии, считал её своей семьёй. Сколько он испытал, когда студия стала поставщиком высококлассных кадров для заокеанской анимации, и один за другим соратники улетали за благополучной и обеспеченной жизнью, стало ясно потом, когда его сердце устало окончательно.
В последнем его проекте – грандиозной «Горе самоцветов» было много невиданного до сих пор, много того, что «в тренде» сейчас. Причем патриотизм, о котором говорил Татарский, начиная этот проект, более человеческий, без истерики и официоза, основанный на самом народном искусстве – на сказке. Он впервые так ясно показал другое богатство, которым обладает страна.
Татарский Александр Михайлович ушел 22 июля 2007 года, неожиданно и очень рано. Осталась добрая память, добрые фильмы, добрые сказки.