Полевой — хозяин полей, один из персонажей славянской мифологии. С ним связаны многие обычаи и поверья, сопровождавшие посев, выращивание и сбор урожая. Полевого, или полевика, старались задобрить, болезни пасущегося скота и зреющих колосьев объясняли его немилостью.
Внешний облик
Каким изображала духа славянская мифология? Полевой чаще всего представлялся человеком в белых одеждах. В зависимости от местности, он обретал новые черты. Пожалуй, самый интересный образ полевого сложился в Орловской области. Тут хозяин полей предстает как нагой мужик с черным телом и разноцветными глазами. Иногда в сказаниях он рисовался старичком с колосьями и травами вместо волос и бороды.
Как и некоторые другие персонажи славянской мифологии, полевой часто наделялся животными чертами. Это были рожки, глаза навыкате или хвост-метелка, которым он поднимал облако пыли, чтобы укрыться от любопытных.
Иногда полевика описывали покрытым шерстью цвета огня. При его появлении на поле человеку могло показаться, что промелькнула искра. А в лунную ночь или в полуденный зной он представал в образе высокого юноши.
Повадки
Как описывает мифология, полевой очень быстро бегает. Он относится к низшим духам, в большинстве своем враждебным человеку. Если его не задобрить, полевик будет мучить скотину на пастбище или засушит колосья.
Хозяин полей в сознании наших предков был схож с лешим и другими враждебными человеку персонажами, которыми полна славянская мифология. Полевой может сбить с пути странника, заставить его заблудиться. Иногда он пугает свистом и хлопками. А бывает, заманивает цветами детей, и они потом долго ищут обратную дорогу. Может он наслать и солнечный удар или лихорадку, особенно если уснуть на поле в жаркий полдень.
Олицетворение ветра и огня
Полевой (мифология наших предков полна указаниями на это) представлял собой силу ветра и огня. Приписываемые духу способности мелькать искрой, насылать солнечный удар и иссушать посевы напрямую указывают на родство между ним и дневным светилом. Подобно полуденному жару, хозяин полей мог согреть и наполнить силой колосья или же уничтожить их.
В некоторых областях бытовало поверье, что перед пожаром можно увидеть полевика, мчащегося по селу на тройке лошадей. Его считали не только предвестником бедствия, но и его причиной.
Очень быстр был полевой. Мифология всех народов связывает скорость с ветром. Полевик очень быстро бегает, а еще любит посвистеть. Нередко в дошедших до нас сказаниях хозяин посевов дует изо всех сил, отчего колосья гнет к земле.
Как задобрить полевого?
Если дух расположен к хозяину поля, колосья на нем растут хорошо, приносят богатый урожай, скотина здорова. Чтобы задобрить полевика, ему несли угощения и денежку. Кусочки хлеба и монетки с особыми приговорами бросали через плечо. Обязательно подношения полевому несли на Духов день (51-й день после Пасхи). Часто на поле для него оставляли яйца и безголосого петуха. Такая жертва, как считали наши предки, полевому нравилась. После этого он оберегал посевы от болезней и засухи, не мучил скотину.
Также после сбора урожая на поле оставляли сноп колосьев. Считалось, что в нем полевик может перезимовать. Зерна из снопа затем сеяли в землю, тем самым помогая духу возродиться с приходом весны. Иногда оставшиеся колосья связывали, украшали и под веселое пение уносили в деревню.
В некоторых областях встречаются упоминания о родственных духу полей персонажах. Как рассказывает мифология, полевой имел жену, были у него и дети - межевики и луговики. Они отвечали за земли согласно своему имени. Нередко межевики и луговики считались и самостоятельными духами. Близок к полевому и образ полудницы. Она следила, чтобы никто не работал в самый жаркий час дня. В полдень природа отдыхает, и не стоит ее тревожить. Непослушного человека полудница могла наказать, наслав солнечный удар.
В некоторых регионах нашей страны поверья, связанные с полевым, живы до сих пор. Сегодня, когда интерес к славянским мифам возрождается с новой силой, такие предания становятся ценным источником знаний. Кроме того, сохранившиеся мифы наших предков помогают понять их жизнь, особенности мышления и мировоззрения, что немаловажно как с точки зрения сохранения истории, так и для понимания особенностей менталитета современных жителей России.