Джон Стейнбек (США) – один из известнейших американских писателей современности. Его творчество, входящее в так называемый великий триптих американских прозаиков 20 столетия, ставят в один ряд с Хемингуэем и Фолкнером. Разнообразные литературные творения Джона Стейнбека включают в себя 28 романов и около 45 книг, состоящих из эссе, пьес, новелл, дневников, публицистики и киносценариев.
Джон Стейнбек. Годы жизни
Предки писателя имели еврейские и немецкие корни, а сама фамилия является американским вариантом оригинальной фамилии на немецком языке – Гросстейнбек. Родился Джон Стейнбек 27 февраля в 1902 году, в небольшом провинциальном городишке Салинас, штата Калифорния в США. Умер в 66 лет в 1968 году 20 декабря.
Семья
Будущий американский прозаик Джон Стейнбек и его семья жили в среднем достатке и имели двухэтажный дом с земельным участком в своей собственности, на котором дети приучались трудиться. Джон Эрнст Стейнбек-старший, его отец, служил на государственной службе казначеем, а мать, Оливия Гамильтон, была в прошлом школьной учительницей. У Джона были три сестры.
Джон Стейнбек. Биография: краткое изложение
Еще в раннем детстве у него сформировался довольно-таки непростой характер – независимый и своенравный. С юного возраста будущий писатель Джон Стейнбек был сильно увлечен литературой, несмотря на свою достаточно посредственную успеваемость в школе. А к моменту ее окончания, в 1919 году, уже окончательно принял решение посвятить свою жизнь и судьбу писательской деятельности. В этом он получал полную поддержку матери, которая поддерживала и разделяла увлечение сына чтением и письмом.
С некоторыми перерывами, в период с 1919 по 1925 годы, Джон Стейнбек получил образование в Стэндфордском университете.
Начало творческого пути
Джон Стейнбек, биография которого как писателя началась в середине 20-х годов минувшего столетия, успел испробовать множество профессий и работал и моряком, и шофером, и плотником, и даже уборщиком и сторожем. Здесь ему помогла родительская школа труда, пройденная им в детстве, которая во многом оказала влияние на его мировоззрение.
Поначалу он трудился на ниве журналистики и уже скоро его первые рассказы начали попадать в печать. Первый дебют Стейнбека как писателя состоялся в 1929 году, после переезда в Сан-Франциско, где был напечатан его первое серьезное произведение - роман «Золотая чаша».
А чуть позже произведение «Квартал Тортилья-Флэт» - юмористическое описание жизни обыкновенных фермеров, живущих на холмах округа Монтерей, выпущенное в 1935 году, принесло ему первый успех. За столь натуралистическое повествование оно было одобрено литературными критиками.
Все следующие годы Джон Стейнбек плодотворно и практически беспрерывно был занят созданием новых произведений. Уже в 1937 увидела свет его новая повесть «О людях и мышах», после выхода которой критики и литературное сообщество заговорили о нем как крупном писателе.
Его заглавное и выдающееся произведение – «Гроздья гнева» - роман, который повествует об эпохе, изменившей судьбу страны в 30-х годах. Он вызвал огромный резонанс в общественных кругах, выйдя далеко за пределы литературного мира. Мировая критика не осталась равнодушной и захлебывалась положительными отзывами о романе, который стоял первым номером в списке бестселлеров в течение двух лет. Джон Стейнбек получал письма со всего мира, в которых горячо обсуждались «Гроздья гнева». Голливуд также обратил внимание на столь нашумевшее произведение, и режиссер Джон Форд сделал его экранизацию в 1940 году. Фильм, вышедший по роману Джона Стейнбека, имел бешенную популярность, был по достоинству оценен кинокритиками и завоевал «Оскара» в двух номинациях. Стоит отметить, это был не последнее подобное достижение. Фильмы, поставленные по книгам автора, и в дальнейшем имели оглушительный успех.
Нахлынувшая слава совершенно не мешала дальнейшей плодотворной работе американского писателя. Уже в 1947 году весь мир читал книгу «Русский дневник», состоящую из путевых очерков и повествующую о поездке Стейнбека в СССР вместе с фотокорреспондентом Робертом Капой. Несмотря на то что произведение появилось в начале холодной войны между США и СССР и нарастающей конфронтации между странами, на протяжение всей книги чувствуется неприкрытое уважение к Советскому Союзу, но также присутствуют в ней острые и проницательные комментарии по поводу процессов, которые проистекали тогда в тоталитарном государстве.
Джон Стейнбек, биография (кратко) которого описывается в данной статье, помимо работы на поприще литературы активно занимался еще и деятельностью социального характера. Поддерживал он своего друга демократа Эдлая Стивенсона, который придерживался антиконсервативных настроений, принимая участие в президентских выборах 1952 и 1956 годов.
За его плечами и непосредственное участие в событиях во Вьетнаме, где он отправился в джунгли на полтора месяца в роли военного корреспондента.
Подорвали его здоровье последствия, которые повлекла за собой серьезная и сложная операция, проведенная писателю в 1967 году. Впоследствии, после нескольких инфарктов, Джон Стейнбек умер 66-летнем возрасте в 1968 году.
Его имя включено в Зал славы Калифорнии в 2007 году стараниями губернатора штата Арнольда Шварценеггера.
Путешествие в Советский Союз
В путешествие по Советскому Союзу прозаик Джон Стейнбек отправился в 1947 году, сопровождал его Роберт Капа – известный фотограф и мастер фоторепортажей. Время для поездки было выбрано неспокойное, но при этом манящее писателя из-за противоречивых новостей о СССР и из СССР.
Всего 2 года прошло с того момента, как закончилась Вторая мировая война и уже год длилась холодная война со Штатами – союзники вчера были готовы стать заклятыми врагами сегодня.
Страны потихоньку приходили в себя, военные ресурсы вновь набирали мощь, постоянно шли разговоры о разработках ядерных программ и развитии сверхдержав, а великий Сталин и вовсе представлялся бессмертным. Прогнозов о том, чем же закончатся эти «игры», не делал никто.
Желанию посетить Советский Союз способствовала идея будущей книги, которая пришла к литератору и его другу-фотографу Роберту Капе в Нью-Йорке за обсуждением нового проекта совместной работы в баре гостиницы «Бедфорд» в 1947 году.
Стейнбек говорил Капе о том, что о Советском Союзе постоянно пишут десятки газет, посвящая ему чуть ли не по несколько статей ежедневно. Вопросы, поднимаемые в статьях, звучали примерно так: "Какие мысли у Сталина? Какие планы у Генштаба России и где расположены их войска? На каком этапе экспериментальные разработки атомной бомбы и радиоуправляемых ракет?". Во всем этом Стейнбека задевало то, что все эти материалы пишут люди, которые никогда не были в СССР и вряд ли когда-либо там окажутся. А уж об их источниках информации речи вообще не шло.
И у друзей появилась мысль, что в Союзе наверняка есть много того, о чем вообще никто не пишет и даже не интересуется. И здесь они уже заинтересовались не на шутку, появились вопросы: "Что носят люди в России? Что они едят и как готовят? Есть ли у них вечеринки, танцуют ли они, играют? Как любят и умирают русские? О чем они разговаривают друг с другом? Ходят ли русские дети в школу?".
Они решили, что было бы неплохо все это выяснить и написать об этом. Издатели живо откликнулись на новый замысел друзей, и летом в 1947 году состоялась поездка в СССР, маршрут которой выглядел так: Москва, затем Сталинград, Украина и Грузия.
Целью поездки было написать и рассказать американцам о настоящих советских людях и о том, какие же они на самом деле.
В те годы попасть в Советский Союз считалось чудом, но Стейнбека и Капу не только впустили в Россию, но ими даже было получено разрешение посетить Украину и Грузию. При выезде отснятый материал практически не тронули, что было также удивительно для того времени. Изъяли только стратегически важные, с точки зрения работников спецслужб, пейзажи, отснятые из самолета, но не тронули самое главное для писателя – фотографии людей.
Между друзьями существовала договоренность, что они не будут лезть на рожон в незнакомой и суровой стране, постараются быть объективными – не нахваливать, но в то же время и не заниматься критикой русских, а также не обращать внимание на советскую бюрократическую машину и не реагировать разного рода препоны. Они хотели написать честный материал, в котором не будет ни комментариев, ни выводов и были готовы к тому, что они столкнутся с чем-то им непонятным или неприятным и может возникнуть множество неудобств. С подобным можно встретиться и в любой другой стране мира.
Итогом поездки по СССР оказалась вышедшая в 1948 году книга очерков «Русский дневник», повествующая о наблюдениях автора за жизнью людей Советского Союза тех времен: как работали, как жили, как отдыхали и почему в Союзе так почитаемы музеи.
Тогда книга не пришлась по душе ни в Америке, ни в России. Американцы считали ее слишком позитивной, а русским не нравилось слишком негативное описание жизни их страны и ее граждан. Но для тех, кто хотел бы узнать о Советском Союзе и жизни в нем, книга окажется приятным чтивом и с литературной, и с этнографической точки зрения.
Библиография
Перу Джона Стейнбека принадлежит множество замечательных произведений, ставших литературной классикой и признанных мировыми бестселлерами в самых разных жанрах.
Самыми известными являются:
Романы:
«Золотая чаша»;
«Квартал Тортилья-Флэт»;
«Заблудившийся автобус»;
«К востоку от рая»;
«Гроздья гнева»;
«Консервный ряд»;
- «Зима тревоги нашей».
Повести:
«О мышах и людях»;
«Жемчужина».
Документальная проза:
«Путешествие с Чарли в поисках Америки»;
«Русский дневник».
Сборники рассказов:
«Долгая долина»;
«Райские пастбища»;
«Хризантемы».
Помимо литературных произведений, Джоном Стейнбеком написано 2 киносценария:
«Вива Сапата»;
«Заброшенная деревня».
Самые знаменитые цитаты
Поскольку произведения Стейнбека весьма популярны во всем мире, неудивительно, что некоторые фразы из его книг стали знаменитыми цитатами, самые известные из которых приведены ниже и наверняка покажутся знакомыми.
Из романа «К востоку от рая»:
«Любящая женщина почти несокрушима».
«Когда человек говорит, что не хочет о чем-то вспоминать, это обычно значит, что он только о том одном и думает».
«Мы всегда должны помнить о смерти и стараться жить так, чтобы наша смерть никому не доставила радости».
«Чистая правда иногда причиняет острую боль, однако боль проходит, тогда как рана, нанесенная ложью, гноится и не заживает».
Из романа «Зима тревоги нашей»:
«Я просыпаюсь с томительным чувством, что у меня язва души».
«И чего ты расстраиваешься, что, мол, люди думают о тебе плохо? Да они вообще о тебе не думают».
«Лучший способ скрыть свои настоящие побуждения – это говорить правду».
«Жить – это значит покрываться шрамами».
Из романа «Гроздья гнева»:
«Если у тебя беда, если ты в нужде, если тебя обидели – иди к беднякам. Только они и помогут, больше никто».
Из романа «Заблудившийся автобус»:
«Не странно ли, что женщины соперничают из-за мужчин, которые им даже не нужны?».
Из романа «Квартал Тортилья-Флэт»:
«Душа, способная на величайшее добро, способна и на величайшее зло».
«Вечер приближается так же незаметно, как приближается старость к счастливому человеку».
Экранизация книг
Несколько литературных творений Стейнбека имели столь оглушительный успех, что привлекли внимание киноиндустрии и были экранизированы Голливудом. Часть фильмов была экранизирована повторно и переработана для театра.
«О мышах и людях» - первая экранизация в 1939 году и повторно в 1992-м;
«Гроздья гнева» - в 1940-м;
«Квартал Тортилья-Флэт» - в 1942-м;
«Жемчужина» - в 1947-м;
«К востоку от рая» - в 1955-м;
«Заблудившийся автобус» - в 1957 году;
«Консервный ряд» - экранизация в 1982-м, театральная постановка - в 1995-м.
Премии
Стейнбек за свою литературную карьеру был номинирован несколько раз на самые видные премии в области писательского мастерства.
В 1940 году за свой самый известный роман «Гроздья гнева», повествующий о жизни рабочих, занятых на сезонных работах, автор получил Пулитцеровскую премию.
В 1962-м он был отмечен Нобелевским комитетом и стал лауреатом одноименной премии со следующим комментарием: «За реалистический и поэтический дар, за удачное сочетание юмора и с серьезным социальным взглядом на мир».
Личная жизнь и дети
Джон Стейнбек, личная жизнь которого протекала достаточно активно, за свою жизнь был женат несколько раз.
Уже начав понемногу публиковаться, он в первый раз женился в возрасте 28 лет на Кэрол Хэннинг, знакомство с которой пришлось на период его работы сторожем на рыбном заводе. Брак продлился 11 лет, и несмотря на то что Кэрол всегда поддерживала и сопровождала мужа в его путешествиях, их отношения понемногу начинали портиться и они развелись в 1941 году. Ходили слухи, что причиной распада их брака послужило отсутствие детей.
Второй женой Стейнбека стала певица и актриса Гвендолин Конгер, которой он сделал предложение на 5-й день знакомства в 1943 году. Брак этот продержался совсем недолго, всего 5 лет, но от этого союза у них родилось двое сыновей – Томас Майлс, появившийся на свет в 1944 году, и Джон в 1946 году.
Встреча с актрисой и театральным режиссером Элейн Скотт в середине 1949 года закончилась третьим браком Стейнбека в декабре 1950 года. Несмотря на то, что в браке у них не появилось общих детей, Элейн оставалась женой литератора до самой его смерти в 1968 году. Сама она умерла в 2003 году. Элейн и Джон Стейнбек (семья, фото которой представлено ниже) похоронены вместе на родине писателя, в Салинасе.
Сын Томас Майлс Стейнбек пошел по стопам знаменитого отца и стал журналистом, киносценаристом и писателем. ДО 2008 года он и его дочь Блейк Смайл, внучка Джона Стейнбека, были лишены законных прав на произведения отца и деда. Живет в настоящее время в Калифорнии со своей женой.
О сыне Джоне IV (Четвертом) известно немногое. Джон Стейнбек служил в рядах американской армии во Вьетнаме. Скончался в 1991 году.