Путевой очерк – одна из древнейших жанровых разновидностей традиционного очерка в истории журналистики. В научном обороте современных исследований предлагается модернизированная теоретическая интерпретация названия этого направления. Оно звучит как трэвел-журналистика. Хотя это понятие следует понимать более широко. Некоторые исследователи рассматривают путевой очерк как одну из его жанрообразующих форм, наряду с путевыми заметками, репортажем, обозрением, рекомендациями.
Вбирая в себя особенности образного изложения фактажа, происшествий, впечатлений, чувств, путевой очерк относится к группе художественно-публицистических жанров.
Доминирующими его составляющими считаются:
- самостоятельная проблематика;
- оригинальный замысел;
- драматургическое построение материала.
Следуя этим законам, путевой очерк описывает значимые и яркие моменты жизни в пути, во время путешествия. Документальные сведения граничат с художественным хлестким слогом, тем самым завораживая и интригуя читателя, слушателя или зрителя.
Иными словами, путевой очерк – сочинение на тему реальной жизни, с использованием фигур речи, осмыслением и обобщением настоящих событий, облаченных в художественные образы.
Для журналистскго материала, представляющего такой жанр как путевой очерк, неотъемлемым считается документально-сюжетное начало. Произведение выстраивается согласно композиционным законам, основываясь на драматургической линии события, описания человеческих судеб, традиций другого народа.
Персонифицируя информацию общего характера, в очерке присутствует образная система повествования.
Авторская позиция журналиста или писателя четко прослеживается через эмоции от встреч. Это новые впечатления - отношение к людям, проблемам, явлениям. В публицистике путевой очерк – пример, когда рациональное начало документалистики и хроники соседствует и переплетается с художественными фантазийными образами, однако не переступая при этом грань выдуманного и несуществующего. Воздействуя на аудиторию, информант прилагает большие усилия, достигая выразительности, оригинальности, интриги.
В литературе среди мастеров слова путевой прозы считают:
- Ч. Диккенса («Наш французский курорт», «Картины Италии»),
- Дж. Босуэлла («Дневник путешествия на Гебриды»),
- А. Пушкина («Путешествие в Арзрум»),
- Н. Новикова («Отрывок путешествия в И***Т***»),
- А. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»),
- А. Бестужева («Поездка в Ревель»),
- А. Чехова («Остров Сахалин»).
Множество захватывающих историй было создано публицистами и журналистами, которые находили регулярное отображение в СМИ, развлекая и информируя аудиторию.
Содержательная основа таких материалов сводится к описанию или трансляции посредством телевидения достопримечательностей, обычаев чужой страны, ее государственного устройства, интересных деталей быта. Очень часто при этом происходит сопоставление своего и чужого.
Суть изложенного в любом путевом очерке заключается в том, чтобы не просто зафиксировать увиденное, а выразить во всей красе художественного слова собственный авторский взгляд и яркие впечатления от путешествия.