Путевой очерк в журналистике и литературе: особенности жанра

Путевой очерк – одна из древнейших жанровых разновидностей традиционного очерка в истории журналистики. В научном обороте современных исследований предлагается модернизированная теоретическая интерпретация названия этого направления. Оно звучит как трэвел-журналистика. Хотя это понятие следует понимать более широко. Некоторые исследователи рассматривают путевой очерк как одну из его жанрообразующих форм, наряду с путевыми заметками, репортажем, обозрением, рекомендациями.

путевой очерк

Вбирая в себя особенности образного изложения фактажа, происшествий, впечатлений, чувств, путевой очерк относится к группе художественно-публицистических жанров.

Доминирующими его составляющими считаются:

  • самостоятельная проблематика;
  • оригинальный замысел;
  • драматургическое построение материала.
    путевой очерк пример

Следуя этим законам, путевой очерк описывает значимые и яркие моменты жизни в пути, во время путешествия. Документальные сведения граничат с художественным хлестким слогом, тем самым завораживая и интригуя читателя, слушателя или зрителя.

Иными словами, путевой очерк – сочинение на тему реальной жизни, с использованием фигур речи, осмыслением и обобщением настоящих событий, облаченных в художественные образы.

путевой очерк сочинение

Для журналистскго материала, представляющего такой жанр как путевой очерк, неотъемлемым считается документально-сюжетное начало. Произведение выстраивается согласно композиционным законам, основываясь на драматургической линии события, описания человеческих судеб, традиций другого народа.

Персонифицируя информацию общего характера, в очерке присутствует образная система повествования.

Авторская позиция журналиста или писателя четко прослеживается через эмоции от встреч. Это новые впечатления - отношение к людям, проблемам, явлениям. В публицистике путевой очерк – пример, когда рациональное начало документалистики и хроники соседствует и переплетается с художественными фантазийными образами, однако не переступая при этом грань выдуманного и несуществующего. Воздействуя на аудиторию, информант прилагает большие усилия, достигая выразительности, оригинальности, интриги.

трэвел журналистика

В литературе среди мастеров слова путевой прозы считают:

  • Ч. Диккенса («Наш французский курорт», «Картины Италии»),
  • Дж. Босуэлла («Дневник путешествия на Гебриды»),
  • А. Пушкина («Путешествие в Арзрум»),
  • Н. Новикова («Отрывок путешествия в И***Т***»),
  • А. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»),
  • А. Бестужева («Поездка в Ревель»),
  • А. Чехова («Остров Сахалин»).

Множество захватывающих историй было создано публицистами и журналистами, которые находили регулярное отображение в СМИ, развлекая и информируя аудиторию.

написание статьи

Содержательная основа таких материалов сводится к описанию или трансляции посредством телевидения достопримечательностей, обычаев чужой страны, ее государственного устройства, интересных деталей быта. Очень часто при этом происходит сопоставление своего и чужого.

Суть изложенного в любом путевом очерке заключается в том, чтобы не просто зафиксировать увиденное, а выразить во всей красе художественного слова собственный авторский взгляд и яркие впечатления от путешествия.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.