Горьковским автозаводом было произведено немало автомобилей, достойных памяти поколений. Интересными были и базовые модели, и созданные на их основе машины разного назначения. Экзотическим называют выпущенный на базе ГАЗ-69 внедорожник ГАЗ-46 «Амфибия».
Предпосылки возникновения
Опыт Второй мировой войны показал сильные и слабые стороны советской военной техники, а также пробелы в ее создании. Плавающих автомобилей в армии не было.
Полученные по ленд-лизу полноприводные четырехколесные амфибии Ford GPA и шестиколесные грузовики DUKW облегчили переправы через реки в Восточной Европе во время наступления совестских войск на фашистскую Германию.
Естественно, эта техника была взята на заметку, и сразу после войны в перспективный план перевооружения наряду с другими видами были включены как легковые, так и грузовые плавающие машины.
В первую очередь военных интересовал легкий командирский автомобиль, способный форсировать водные преграды и двигаться в одной группе с бронемашинами.
Грузовой DUKW стал первым прототипом ЗИС-485 – большого автомобиля водоплавающего (БАВ). Аналогом плавающего внедорожника Ford GPA и стал со временем ГАЗ-46 МАВ- малый автомобиль водоплавающий.
История создания плавающей машины
Военные настолько были заинтересованы в таких видах техники, что уже в 1948 году научный автомоторный институт (НАМИ) начал по поручению Совета Министров и Министерства автомобильной и тракторной промышленности разработку амфибии на базе освоенной платформы внедорожника ГАЗ-67. В техническом задании говорилось о технике, рассчитанной на перевозку по суше и воде экипажа и диверсионных групп из шести человек или 500 кг груза, буксировку по воде легких прицепов, понтонов и других плавсредств, которые используются инженерными войсками.
Первые модели получили название НАМИ-011, прошли межведомственные испытания и были рекомендованы к принятию в войска, несмотря на то, что конструкция была сырой.
Изготовление амфибии было поручено горьковчанам. Специалисты завода внесли множество изменений в конструкцию, улучшив характеристики машины, насколько позволяла механика ГАЗ-67.
С 1951 по 1953 год установочные партии стали поступать в войска под названием ГАЗ-011 и настолько устроили военных, что возникли серьезные трудности в разработке и внедрении улучшенной машины ГАЗ-46, в которой были учтены замечания к предыдущей модели и устранено большинство ее недостатков.
Плелись серьезные интриги, летели головы, менялось руководство, но в конце концов, новый автомобиль на базе более современного ГАЗ-69 увидел свет.
К сожалению, выпускалась амфибия недолго, до конца пятидесятых годов, потому что в первые послевоенные десятилетия менялась не только техника, но и тактика ведения боевых действий, и легкие плавающие машины стали не нужны. Кроме того, производство базовых ГАЗ-69 было передано на Ульяновский автозавод, на котором амфибии невозможно было выпускать по чисто производственным причинам.
Описание амфибии
Плавучесть водоплавающей машины обеспечивал стальной сварной корпус на раме из коробчатых профилей. Шасси и трансмиссия были от ГАЗ-69, а двигатель - от легкового автомобиля «Победа» ГАЗ-М20.
В раздаточной коробке был установлен дополнительный вал к гребному винту с тремя лопастями, защищенный снизу от повреждений мощной дугой. Катушка с тросиками, установленная на рулевой колонке, соединяла ее с водяным рулем, который помещался в струе воды, создаваемой винтом.
Для повышения проходимости на заиленной местности в шинах можно было приспускать давление, не боясь, что в колеса попадет вода. Вся электропроводка выполнена с герметичными электроразъемами, не нуждается в дополнительной защите и распределитель зажигания, поскольку он полностью герметичен.
На приборном щитке установили сигнальную лампочку для контроля попадания воды в трюм. На носовую палубу ГАЗ-46 выведен глушитель и выхлопная труба. Правда, шум от глушителя был настолько сильным, что демаскировал машину. С другой стороны носовой палубы расположена горловина бензобака, то есть при необходимости можно дозаправить топливный бак прямо на воде.
Корпус плавающей машины
Корпус ГАЗ-46 понтонного типа выполнен без дверей, разделен на три отсека поперечными перегородками. В носовом отсеке располагается моторно-трансмиссионное отделение. Центральный отсек представляет собой кабину экипажа и пассажиров, сзади находится багажное отделение.
На носу расположен перекидной водоотбойный щиток, который поднимается перед входом в воду. Он предотвращает «зарывание» носа в воду, защищает воздухозаборник для охлаждения двигателя и центральный отсек от воды.
Между фарами расположен кнехт для швартовки амфибии на воде и кабестан для спасательного буя.
За пределами кузова установлены рычажные амортизаторы. На задней верхней площадке уложены запасные колеса.
Кабина автомобиля ГАЗ-46
Дизайн кабины, если в этом случае уместно такое громкое определение, по спартански прост, поскольку амфибия проектировалась по заданию военных. Комфорт ни для экипажа, ни для пассажиров предусмотрен не был.
Да и вообще, по оформлению автомобиль ГАЗ-46 был, скорее, похож на катер. Приборный щиток полностью был позаимствован с ГАЗ-69. Рычаги управления трансмиссией расположены справа от водителя. Кронштейны педалей необычной формы и находятся близко друг к другу, чтобы было как можно меньше технологических отверстий, через которые вода может попадать в трюм. Рама ветрового стекла укладывается на капот, над пассажирским отсеком можно натянуть брезентовый тент.Передний ряд сидений состоит из двух кресел: для командира и водителя. Позади них установлена трехместная скамья без регулировок.
В кабине для удобства обслуживания находится топливный фильтр.
Двигатель амфибии
Горьковчане использовали для ГАЗ-46 двигатели одного семейства, выпускавшиеся на заводе после Великой Отечественной войны. Они бензиновые (топливо можно использовать даже с октановым числом 66), карбюраторные четырехтактные, объемом 2,1 литра.
Двигатели М-20 и ГАЗ-69 практически одинаковы по конструкции и габаритным размерам. ГАЗ-69, мощностью 55 л. с., для водоплавающей машины подходил больше потому, что он оснащен масляным радиатором, для которого не нужен обдув воздухом при высоких оборотах, неизбежных при движении в воде.
Мощность двигателя с «Победы», который является базовым, не намного ниже – 52 л. с.
Поскольку к двигателю доступ воздуха был ограничен, с самого начала для охлаждения силовой установки были предусмотрены теплообменники в контуре охлаждения забортной водой.
Двигатели группы М20 были настолько надежны и износоустойчивы, что до сих пор работают на старых машинах. Они просты в уходе, обслуживании и ремонте, но вот место для установки в узком и глубоком отсеке делает это достоинство неощутимым в ГАЗ-46.
Трансмиссия амфибии
Автомобиль оснащался трехступенчатой механической КПП с передаточными числами на трех передачах 3,115 , 1,772 и 1,0 соответственно, а на задней - 3,738. Раздаточная коробка – двухступенчатая, с передаточными числами 1,15 и 2,78. Передаточное число на конической главной передаче со спиральным зубом – 5,125, на рулевом механизме, который представлял собой глобоидальный червяк с двойным роликом – 18,2.
Сцепление – сухое однодисковое. Тормоза колодочные, рабочий – на все четыре колеса с гидроприводом от педали, стояночный – на трансмиссию с ручным механическим приводом.
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-46
Общие данные внедорожника:
- число мест: 5 или 2 + 500 кг груза;
- масса: 1,85 т без груза;
- размеры, длина × ширина × высота (с поднятым тентом): 5,06 × 1,735 × 2,04 м;
- колесная база: 2,3 м;
- дорожный просвет под осями (с полной нагрузкой): 210 мм;
- радиус поворота по наиболее выступающей части – 6,5 м.
По суше ГАЗ-46 развивал максимальную скорость 90 км/час, среднюю - 48 км/час, по воде – 9 км/час.
Расход топлива на трассе составляет 17 л на 100 км, при движении по воде бензина нужно 16,5 л на один час, запас хода на суше – 500 км, на плаву – 6 часов. Преодолевать рвы автомобиль не способен, крутизна склона, доступная для него, – 60 %.
Новая жизнь старой амфибии
Уже больше полувека прошло с момента выпуска последней машины, большинство ржавевших на задворках воинских частей автомобилей пошло на лом, но благодаря любителям ретромобилей некоторым из них была дарована новая жизнь.
Сегодняшний взгляд отмечает красоту корпуса и его сохранность. Во всяком случае, на его восстановление уходит мало сил и времени. А вот двигатель меняют на более мощный с «Волги» ГАЗ 24/31. 46-й ГАЗ с грузом весит больше двух с половиной тонн, и двигатель М20 для него уже считается слабым. Правда, чтобы охладить современный бензиновый двигатель, не хватает-таки воздуха в трюме, лучше работает в таких условиях дизельный. Оставляют специалисты родную МКПП, раздатку, винт, мосты, кабестан, помпу для откачивания воды и приборы (!). Хотя мосты без блокировки современные водители уже не воспринимают, меняют их на военные. Колес, наверное, сейчас уже тоже не найти, поэтому устанавливают с «дальнего родственника» - УАЗа.
Амфибия за рубежом
Любители плавающих машин есть во всем мире. Ярким примером может служить мероприятие в Требен-Трарбахе (Германия) в августе 2014 года, когда на реке Мозель собрались владельцы амфибий на своих транспортных средствах. Проводились показы и на дорогах, и спуск по реке.
В течение недели длился этот праздник торжества технической мысли. В нем участвовало около шестидесяти разнообразных машин, включая уникальные самодельные амфибии.
Интересно, что больше всего было тех самых плавающих внедорожников Ford GPA (их было четырнадцать), которые послужили прототипом для ГАЗ-46. Фото подтверждает это родство даже сегодня. На верхнем снимке Ford, а ниже российский плавающий внедорожник (их на встрече было пять).
К слову сказать, столько же было и грузовых DUKW и Porsche Schwimmwagens, участвовавших во Второй мировой войне в армии Вермахта.Модели амфибии
ГАЗ-46 удостоился чести под № 100 войти в коллекцию моделей российского научно-познавательного журнала о советских автомобилях «Автолегенды СССР». Издание, посвященное одной модели, выходило два раза в месяц, и в комплекте к нему прилагался коллекционный автомобиль-копия, изготовленный в масштабе 1: 43 в Китае итальянской фирмой DeAgostini. Заявленный тираж был 120 тысяч экземпляров. Темно-зеленая машинка для такого масштаба достаточно подробно проработана в деталях, но знатоки утверждают, что колеса в модели не родные, да и тент портит внешний вид. Модель разбирается на четыре части: кузов, салон, дно и тот самый неприглядный тент.
Изготавливается модель амфибии в том же масштабе и мастерской «Уральский Сокол» в Екатеринбурге, не только зеленого цвета, но и более декоративных расцветок, например, голубой или красной.
Автомобиль ГАЗ-46 серийно производился до конца 1958 года и не имел модификаций, оставался в строю более тридцати лет, хотя в качестве разведывательных машин уже использовались БРДМ. Амфибии состояли на вооружении понтонно-мостовых полков и переправочно-десантных батальонов не только в Советском Союзе, но и в странах Варшавского договора. Неизвестно, сколько машин на ходу сегодня, но они есть, исправно возят заботливых хозяев на рыбалку или охоту и служат предметом их законной гордости, участвуют в показах специальной техники.