Когда ребенок становится первоклассником, он поднимается на новую ступень своего развития. Первоклассники уже более самостоятельны, усидчивы, умеют концентрировать свое внимание на необходимых вещах.
Придя в школу, малыш попадает в непривычные для него условия с незнакомыми людьми. И чтобы процесс обучения был легким и интересным, ребенок должен адаптироваться к новым школьным условиям и коллективу, с которым будет учиться.
Адаптация первоклассника в условиях ФГОС особое внимание уделяет сохранению здоровья учеников. Согласно стандарту, в образовательных учреждениях выделяется приоритетное направление – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Длительность школьного адаптационного периода
Длительность периода адаптации к школе зависит от личностных качеств конкретного ребенка. В среднем длится от 8 недель до 6 месяцев. На протяжении всего периода адаптации важна поддержка близких людей, чтобы ребенок не потерял веры в свои силы.
Понятие «адаптация» включает в себя социальный, психологический и физиологический аспекты.
Социальный аспект показывает, насколько комфортно ребенок себя чувствует в коллективе. Дети, посещающие садик, легче приспосабливаются к коллективу, поскольку именно в дошкольных заведениях приобретаются первые коммуникативные навыки.
Психологическая готовность состоит из интеллектуальной и мотивационной зрелости. Мотивация игры должна уступить место мотивации учебы.
Физиологический аспект показывает готовность организма к нагрузкам.
Этапы физиологической адаптации
Адаптация ребенка к школе сказывается на его физическом состоянии. В адаптационный период организм реагирует на новые условия разной степенью напряжения внутренних ресурсов.
Всего выделяют три этапа адаптации:
- Первые 15-20 дней учебы все ресурсы организма работают по максимуму. Это связано со сменой жизненного режима и получением новых обязанностей.
- После сильной нагрузки происходит небольшой спад напряжения, организм начинает подстраиваться под новые условия, старается щадить свои ресурсы.
- На заключительном этапе происходит устойчивое приспособление. Организм определился с нагрузкой и выбрал наименее затратный способ реагирования. Происходит стабилизация нервной системы.
Весь физиологический период адаптации первоклассников занимает около 5-6 недель. В это время педагогам и родителям надо не нагружать лишний раз ребенка и дать организму возможность спокойно пройти адаптационный период.
Психологическая готовность к школе
Когда ребенок становится первоклассником, у него повышается уровень тревожности от непривычных и новых обязанностей. Психологическая адаптация направлена на снижение тревоги и способности малыша адекватно оценивать свои действия.
ФГОС для улучшения адаптационного периода предлагает проводить диагностический и коррекционный этапы.
В процессе диагностического этапа ставятся различные условия адаптации первоклассников, проводятся наблюдения с использованием специальных методик, которые направлены на выявление эмоционального состояния в школе и психологического в семье у ребенка. Большую роль в процессе адаптации играют отношения в семье. Если в семье спокойная атмосфера, то малышу будет легче адаптироваться в новой обстановке.
Если ученику тяжело дается прохождение адаптационного периода, то проводится коррекционный этап. Индивидуально для каждого разрабатывается методика, направленная на повышение мотивации, повышающая заинтересованность ребенка учебой.
Период 6-7 лет связан с эмоциональными изменениями у малыша. Если ребенок будет получать низкие оценки, слышать постоянно критику и недовольство от родителей, то уровень его самооценки значительно опустится, что отразится наличием комплексов и низкой степенью адаптации.
Самооценка – важный показатель в адаптации ребенка
Для того чтобы ребенок быстро установил контакт с другими детьми, его самооценка должна быть в норме. Отклонения ее в большую или меньшую сторону негативно отразятся на учебном процессе и взаимоотношениях в коллективе.
Поэтому задача психолога – помочь детям сформировать адекватную самооценку. Адаптация первоклассника в условиях ФГОС будет проходить легче, если в младшем школьном возрасте ребенок будет формировать объективную самооценку. Для этого с учениками проводят различные задания, которые способствуют формированию адекватной самооценки.
Для подбора заданий контроля самооценки поможет методика адаптации первоклассников. Она разработана на основе методики Дембо-Рубинштейна. Результат показывает развитие у школьника самооценки по таким направлениям, как настроение, эмоциональная устойчивость и степень адекватности.
Совместная работа педагогов и родителей
Для скорейшей адаптации ребенка к школе привлекают и родителей. В школе проводится первое родительское собрание.
Адаптация первоклассников – главный вопрос, который рассматривается. Акцентируют внимание родителей на необходимости помощи и поддержки первокласснику. Собрания проводятся не в обычной форме, а в виде специальных психолого-педагогических семинаров, на которых рассказывают:
- Как помочь ребенку «войти» в учебный процесс.
- Как должен быть правильно организован день.
- Как научиться быть собранным и внимательным.
- Чем мотивировать самостоятельность выполнения домашних заданий.
Психологическая адаптация требует комплексного подхода: совместная работа школьного коллектива и родителей поможет детям начать новый этап своей жизни.
Причины дезадаптации первоклассников
Трудности адаптации первоклассников связаны с несоответствием психофизиологических и социальных функций к требованиям системы обучения. Ребенок не хочет посещать учебное заведение, у него нет друзей в классе, в связи с этим снижаются защитные функции, появляются частые заболевания.
Существует три типа школьной дезадаптации:
- Неовладевание темой, фрагментарное усвоение знаний без целого понятия, что выражается в хронической неуспеваемости.
- Нарушение эмоционального отношения к учителям, предметам, перспективам, связанным с учебой.
- Нарушение поведения, недисциплинированность.
Причинами, вызывающими дезадаптацию школьников, могут быть:
- Недостаточная мотивация к учебному процессу.
- Неумение вести себя самостоятельно, принимать решения.
- Непринятие необходимых норм поведения.
- Общение со взрослыми вызывает трудности, что приводит к непониманию информации, изложенной учителем.
- Низкая самооценка, неуверенность в своих силах.
- Неготовность физиологических процессов организма.
Адаптация первоклассника в условиях ФГОС пройдет легче, если ему будут помогать родители.
Рекомендации по адаптации детей в начальной школе
Учителя и психологи составляют такой план учебы, который будет помогать детям быстрее и легче адаптироваться к школе. Программа должна быть разработана с учетом результатов диагностирования в процессе обучения.
Для того чтобы адаптация прошла легко, надо:
- Максимально быстро познакомить детей друг с другом.
- Показать положительные стороны каждого ученика.
- Создать коллектив с доброжелательной атмосферой.
- Учить детей помогать друг другу.
- Помогать ученикам самореализоваться.
- В первый год сильно не критиковать учеников, акцентировать внимание на положительных качествах.
- Оценивание в первых классах отсутствует, однако для стимулирования учения должна быть разработана система контроля.
Адаптация первоклассника в условиях ФГОС происходит с помощью заведения классным руководителем индивидуального портфолио, в котором отражаются основные аспекты учебы ребенка, а также его духовно-нравственное развитие и физическое здоровье.
Проводятся внеурочные мероприятия, цель которых - развить личностные качества, например, в сфере патриотизма на основе семейных отношений.
Период адаптации пройден
Адаптация прошла успешно, если:
- Ребенок с удовольствием посещает школу.
- Принимает активное участие в жизнедеятельности класса.
- Нет проблем с усваиванием школьной программы.
- Самостоятельно выполняет домашние задания.
- Появляется самоконтроль за своим поведением.
- Спокойная, адекватная реакция на временные неудачи.
- Общение с учителями и сверстниками вызывает только положительные эмоции.
Родителям надо не забывать контролировать состояние здоровья ребенка под влиянием учебной нагрузки. Положительная стабильность здоровья означает процесс адаптирования к школе завершенным.
Заключение
Становление ребенка школьником – важный этап в его жизни. Чтобы этот этап прошел плавно и безболезненно, родители должны прислушиваться к рекомендациям психологов и учителей в вопросе адаптации к школьной жизни. И помнить, что период адаптации у каждого ребенка индивидуален, однако поддержка, помощь и уверенность в своих силах помогут ребенку легко преодолеть изменения в своей жизни и стать полноценным школьником.