Адаптация первоклассника в условиях ФГОС. Начальная школа

Когда ребенок становится первоклассником, он поднимается на новую ступень своего развития. Первоклассники уже более самостоятельны, усидчивы, умеют концентрировать свое внимание на необходимых вещах.

Придя в школу, малыш попадает в непривычные для него условия с незнакомыми людьми. И чтобы процесс обучения был легким и интересным, ребенок должен адаптироваться к новым школьным условиям и коллективу, с которым будет учиться.

адаптация первоклассника в условиях фгос

Адаптация первоклассника в условиях ФГОС особое внимание уделяет сохранению здоровья учеников. Согласно стандарту, в образовательных учреждениях выделяется приоритетное направление – сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Длительность школьного адаптационного периода

Длительность периода адаптации к школе зависит от личностных качеств конкретного ребенка. В среднем длится от 8 недель до 6 месяцев. На протяжении всего периода адаптации важна поддержка близких людей, чтобы ребенок не потерял веры в свои силы.

Понятие «адаптация» включает в себя социальный, психологический и физиологический аспекты.

психологическая адаптация

Социальный аспект показывает, насколько комфортно ребенок себя чувствует в коллективе. Дети, посещающие садик, легче приспосабливаются к коллективу, поскольку именно в дошкольных заведениях приобретаются первые коммуникативные навыки.

Психологическая готовность состоит из интеллектуальной и мотивационной зрелости. Мотивация игры должна уступить место мотивации учебы.

Физиологический аспект показывает готовность организма к нагрузкам.

Этапы физиологической адаптации

Адаптация ребенка к школе сказывается на его физическом состоянии. В адаптационный период организм реагирует на новые условия разной степенью напряжения внутренних ресурсов.

Всего выделяют три этапа адаптации:

  1. Первые 15-20 дней учебы все ресурсы организма работают по максимуму. Это связано со сменой жизненного режима и получением новых обязанностей.
  2. После сильной нагрузки происходит небольшой спад напряжения, организм начинает подстраиваться под новые условия, старается щадить свои ресурсы.
  3. На заключительном этапе происходит устойчивое приспособление. Организм определился с нагрузкой и выбрал наименее затратный способ реагирования. Происходит стабилизация нервной системы.

Весь физиологический период адаптации первоклассников занимает около 5-6 недель. В это время педагогам и родителям надо не нагружать лишний раз ребенка и дать организму возможность спокойно пройти адаптационный период.

Психологическая готовность к школе

Когда ребенок становится первоклассником, у него повышается уровень тревожности от непривычных и новых обязанностей. Психологическая адаптация направлена на снижение тревоги и способности малыша адекватно оценивать свои действия.

ФГОС для улучшения адаптационного периода предлагает проводить диагностический и коррекционный этапы.

родительское собрание адаптация первоклассников

В процессе диагностического этапа ставятся различные условия адаптации первоклассников, проводятся наблюдения с использованием специальных методик, которые направлены на выявление эмоционального состояния в школе и психологического в семье у ребенка. Большую роль в процессе адаптации играют отношения в семье. Если в семье спокойная атмосфера, то малышу будет легче адаптироваться в новой обстановке.

Если ученику тяжело дается прохождение адаптационного периода, то проводится коррекционный этап. Индивидуально для каждого разрабатывается методика, направленная на повышение мотивации, повышающая заинтересованность ребенка учебой.

Период 6-7 лет связан с эмоциональными изменениями у малыша. Если ребенок будет получать низкие оценки, слышать постоянно критику и недовольство от родителей, то уровень его самооценки значительно опустится, что отразится наличием комплексов и низкой степенью адаптации.

Самооценка – важный показатель в адаптации ребенка

Для того чтобы ребенок быстро установил контакт с другими детьми, его самооценка должна быть в норме. Отклонения ее в большую или меньшую сторону негативно отразятся на учебном процессе и взаимоотношениях в коллективе.

Поэтому задача психолога – помочь детям сформировать адекватную самооценку. Адаптация первоклассника в условиях ФГОС будет проходить легче, если в младшем школьном возрасте ребенок будет формировать объективную самооценку. Для этого с учениками проводят различные задания, которые способствуют формированию адекватной самооценки.

Для подбора заданий контроля самооценки поможет методика адаптации первоклассников. Она разработана на основе методики Дембо-Рубинштейна. Результат показывает развитие у школьника самооценки по таким направлениям, как настроение, эмоциональная устойчивость и степень адекватности.

Совместная работа педагогов и родителей

Для скорейшей адаптации ребенка к школе привлекают и родителей. В школе проводится первое родительское собрание.

условия адаптации первоклассников

Адаптация первоклассников – главный вопрос, который рассматривается. Акцентируют внимание родителей на необходимости помощи и поддержки первокласснику. Собрания проводятся не в обычной форме, а в виде специальных психолого-педагогических семинаров, на которых рассказывают:

  • Как помочь ребенку «войти» в учебный процесс.
  • Как должен быть правильно организован день.
  • Как научиться быть собранным и внимательным.
  • Чем мотивировать самостоятельность выполнения домашних заданий.

Психологическая адаптация требует комплексного подхода: совместная работа школьного коллектива и родителей поможет детям начать новый этап своей жизни.

Причины дезадаптации первоклассников

Трудности адаптации первоклассников связаны с несоответствием психофизиологических и социальных функций к требованиям системы обучения. Ребенок не хочет посещать учебное заведение, у него нет друзей в классе, в связи с этим снижаются защитные функции, появляются частые заболевания.

Существует три типа школьной дезадаптации:

  1. Неовладевание темой, фрагментарное усвоение знаний без целого понятия, что выражается в хронической неуспеваемости.
  2. Нарушение эмоционального отношения к учителям, предметам, перспективам, связанным с учебой.
  3. Нарушение поведения, недисциплинированность.

 методика адаптации первоклассников

Причинами, вызывающими дезадаптацию школьников, могут быть:

  • Недостаточная мотивация к учебному процессу.
  • Неумение вести себя самостоятельно, принимать решения.
  • Непринятие необходимых норм поведения.
  • Общение со взрослыми вызывает трудности, что приводит к непониманию информации, изложенной учителем.
  • Низкая самооценка, неуверенность в своих силах.
  • Неготовность физиологических процессов организма.

Адаптация первоклассника в условиях ФГОС пройдет легче, если ему будут помогать родители.

Рекомендации по адаптации детей в начальной школе

Учителя и психологи составляют такой план учебы, который будет помогать детям быстрее и легче адаптироваться к школе. Программа должна быть разработана с учетом результатов диагностирования в процессе обучения.

период адаптации первоклассников

Для того чтобы адаптация прошла легко, надо:

  • Максимально быстро познакомить детей друг с другом.
  • Показать положительные стороны каждого ученика.
  • Создать коллектив с доброжелательной атмосферой.
  • Учить детей помогать друг другу.
  • Помогать ученикам самореализоваться.
  • В первый год сильно не критиковать учеников, акцентировать внимание на положительных качествах.
  • Оценивание в первых классах отсутствует, однако для стимулирования учения должна быть разработана система контроля.

Адаптация первоклассника в условиях ФГОС происходит с помощью заведения классным руководителем индивидуального портфолио, в котором отражаются основные аспекты учебы ребенка, а также его духовно-нравственное развитие и физическое здоровье.

Проводятся внеурочные мероприятия, цель которых - развить личностные качества, например, в сфере патриотизма на основе семейных отношений.

Период адаптации пройден

Адаптация прошла успешно, если:

  • Ребенок с удовольствием посещает школу.
  • Принимает активное участие в жизнедеятельности класса.
  • Нет проблем с усваиванием школьной программы.
  • Самостоятельно выполняет домашние задания.
  • Появляется самоконтроль за своим поведением.
  • Спокойная, адекватная реакция на временные неудачи.
  • Общение с учителями и сверстниками вызывает только положительные эмоции.

трудности адаптации первоклассников

Родителям надо не забывать контролировать состояние здоровья ребенка под влиянием учебной нагрузки. Положительная стабильность здоровья означает процесс адаптирования к школе завершенным.

Заключение

Становление ребенка школьником – важный этап в его жизни. Чтобы этот этап прошел плавно и безболезненно, родители должны прислушиваться к рекомендациям психологов и учителей в вопросе адаптации к школьной жизни. И помнить, что период адаптации у каждого ребенка индивидуален, однако поддержка, помощь и уверенность в своих силах помогут ребенку легко преодолеть изменения в своей жизни и стать полноценным школьником.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.