В четвертом квартале 2012 года на Выборгской судостроительной верфи был заложен ледокол «Владивосток» проекта 21900 М. Судно является одним из самых мощных в своем классе. 21900 М является усовершенствованным вариантом ранее запущенного 21900. «Владивосток» является первым ледоколом из трех, созданных по проекту 21900 М, и третьим в серии 21900. В 2006 году на воду сошли «Москва» и «Санкт-Петербург». Оба судна перешли в ведение компании «Росморпорт».
не На картинке изображен ледокол «Москва» - флагман серии 21900. К отличиям модернизированного проекта можно отнести большее количество членов экипажа, возможность принятия на борт спецперсонала, перенос вертолетной площадки на нос судна, установку более мощного подъемного крана, расширенную грузовую палубу. В октябре 2015 года ледокол «Владивосток», первый из трех судов нового типа, был передан заказчику — копании «Росморпорт».
Этапы создания
Строительство двух из трех запланированных ледоколов серии 21900 М началось в 2012 году. Срок сдачи обоих был назначен на начало зимней навигации 2015-16 годов. Третий должен быть сдан в конце 2016 года. Суда назвали «Владивосток» и «Мурманск». Первый строился на заводе в Выборге (Ленинградская область), второй - на заводе в Хельсинки (Финляндия). По официальным данным, на февраль 2016 года ледокол «Владивосток» работает в сравнительно новом нефтеналивном морском порту Приморск, расположенном в Финском заливе Балтийского моря. Так как оба судна строились параллельно, получили одинаковые блоки и даже сроки испытания, коротко пройдемся по датам создания одного из них. А именно флагмана серии, которым является ледокол «Владивосток», фото которого представлено ниже.
В данном ракурсе хорошо видна вертолетная площадка, расположенная на носу судна — отличительная особенность проекта «М».
Итак, хронология постройки:
В октябре 2012 года началось строительство.
5 августа 2013 года - церемония начала формирования корпуса.
29 апреля следующего года будущий ледокол спускают на воду. Переход к настройке оборудования.
18 ноября этого же (2014) года — монтаж винто-рулевых колонок.
Декабрь 2014 — апрель 2015 года — швартовые испытания.
12 августа — доставка буксирной лебедки, брашпиля и швартовых лебедок финскими коллегами.
12 сентября 2015 года начинаются ходовые испытания ледокола «Владивосток», которые продлились до 5 октября.
9 октября 2015 года в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония подписания акта сдачи-приема судна.
Особенности конструкции
Одной из интересных особенностей проекта 21900, которая стала более простой реализацией проекта 21180, стала винто-рулевая колонка. У ледоколов этого проекта практически не существует понятия «задний ход». Благодаря системе дополнительных валов «Владивосток» может двигаться в любом направлении с одинаковой скоростью, хоть носом, хоть кормой, хоть бортом. В проекте 21180 системы валов нет — там гребные винты посажены прямо на ось электродвигателя, который фактически находится за пределами корпуса ледокола, тогда как у «Владивостока» он находится внутри.
Так же, как и атомный ледокол, «Владивосток» имеет запас топлива, позволяющий находиться в море до 40 суток, современное навигационное оборудование, дающее возможность работать как в чистом море, так и в сложных арктических условиях, но при этом его не относят к классу атомных ледоколов.
«Атлант»
Для «Владивостока» и последующих заказов выборгские корабелы за 10 месяцев построили специальную самопогружную баржу «Атлант». Принцип работы ее мало чем отличается от обычного плавучего дока, за исключением того, что «Атлант» занят на постройке, а не текущем ремонте. Возможности баржи позволяют строить суда длиной до 150 и шириной до 30 метров (длина «Владивостока ~ 120 метров, ширина 27 метров).
При ее строительстве применялись специальные виды стали, благодаря которым баржа имеет возможность работать во льдах. Работы внутри нее могут вестись 24 часа в сутки и 365 дней в году. Поэтому ледокол «Владивосток» был построен всего за 2 года. Кроме спуска на воду и постройки судов, баржа также рассчитана на получение грузов вне акватории судостроительного завода.
Поднятие флага
Крупным ходовым испытанием судна можно назвать прибытие в Санкт-Петербург и швартовку у набережной Лейтенанта Шмидта. В течение трех дней (с 22 по 25 сентября) в ходе нескольких экскурсий любой желающий мог попасть туда и осмотреть новый ледокол «Владивосток». Церемония поднятия флага на судне была одним из запланированных мероприятий выставки, и 23 сентября российский триколор взмыл над ледоколом.
Как заметил губернатор области на пресс-конференции, это настоящий праздник для всей страны. На мероприятии присутствовали представители местных органов власти, заместитель министра транспорта, представители дирекции портов Черного, Каспийского и Азовского морей, представитель администрации портов Балтийского моря.
Испытания
Кроме «посещения» выставки, без малого месяц ледокол находился в открытое море. Проверялись маневренность судна, работоспособность отдельных агрегатов и всех систем в целом. Ходовые испытания для кораблей такого класса состоят из двух частей. Непосредственно ходовые — в чистом море, и ледовые испытания — в зонах, максимально приближенных к местам будущей работы судна. Это позволяет вовремя выявить все недочеты. Вторые ледовые испытания назначены на апрель 2016 года. В отличие от работы в порту, на этот раз в планах заход в порт Мурманск, а затем «Владивосток» отправится в Арктику для проверки ледопроходимости.
Как сообщается в официальных источниках, в Арктику ледокол пойдет не один. Компанию ему должен составить «Мурманск» - второй корабль, построенный по проекту 21900 М в Хельсинки. По окончании всех испытаний оба судна должны вернуться в Санкт-Петербург.
Характеристики судна
Теперь настало время подробнее рассмотреть ледокол «Владивосток»: технические характеристики, водоизмещение, мощность машины и другие параметры. Для лучшего понимания сравним ледоколы «Москва» (21900) и «Владивосток» (21900 М). Итак, количество экипажа на «Москве» составляет 26 человек, на новом корабле — 37. Кроме основных задач, новый ледокол может использоваться как научно-исследовательское судно, и взять на борт еще 25 человек ученых. Длина - 114 и 119 метров соответственно. Водоизмещение - 14000 и 14400 тонн. Ширина - 28 и 27 метров. По палубным характеристикам сравнивать не будем, просто укажем, что у нового ледокола рубка вытянута от борта до борта, а под вертолетной площадкой, переместившейся на нос у «Владивостока», также продолжается полезное пространство палубы. Общим у обоих проектов является одно — и тот и другой относятся к классу дизель-электрических судов, в данном случае это линейные дизель-электрические ледоколы.
Исходя из этого, сфера использования судов нового проекта достаточно широка. Кроме прокладки пути с непрерывной скоростью движения до 2 км/час, они смогут работать как научно-исследовательские, промышленные и как суда снабжения.
Изнутри
Кроме основных технических характеристик, отдельно можно упомянуть, что разработчики пересмотрели не только ходовые характеристики. Для ледоколов нового проекта сделали и новый дизайн. Каждая деталь отвечает условиям экономичности, прочности, пожаробезопасности. Как отметили представители многих питерских вузов (чьим выпускникам, возможно, выпадет честь попасть в состав команды новых судов) — впервые его можно назвать «настоящим морским домом». Отметим, что в планах корпорации, в которую входит выборгский завод, создание специальных фабрик по производству практичной и хорошей судовой мебели. Ведь главное в деле не металл, конструкции, машины, а люди, управляющие всем этим. А если учесть, что сфера применения новых ледоколов не ограничивается только работой в акваториях портов, этот вопрос приобретает первостепенную важность.
Заключение
Ледокол «Владивосток» начал свою трудовую жизнь в зимнюю навигацию 2015-2016 годов в Российском морском нефтеналивном порту Приморск. В апреле 2016 года он в паре с «Мурманском», вторым ледоколом проекта 21900 М, уходит на ледовые испытания в Арктику. Как говорят всем кораблям — 7 футов под килем и успешной работы как в условиях льдов, так и в чистой воде