В данной статье рассмотрены биография и творчество Льва Кулешова. За свою жизнь он успел побывать киносценаристом, педагогом, доктором в области искусствоведения и народным артистом Советского Союза. Кроме того, он сыграл существенную роль в области исследования специфики киносъёмки и развития искусства монтажа.
Основные данные
Лев Кулешов прожил яркую и красочную жизнь, полную событий. Он неоднократно выпускал автобиографические книги, наибольшую известность среди которых получили «Искусство кино» и «Как я стал режиссёром», а также ряд статей в журнале «Вестник в кинематографии», главной целью которых было донести до читателей свой художественный опыт.
В своих работах Кулешов придерживался мнения, что актёр и декорации являются равноценными, а в большинстве случаев последние играют даже более существенную роль. Следовательно, главной фигурой в процессе создания кино является даже не режиссёр, а художник. Именно поэтому если режиссёр не обладает достаточными художественными навыками, то никогда не сможет создать достойную работу.
В качестве примера Лев приводил случай, когда белая заколка на причёске горничной испортила всё впечатление от игры актёров, играющих в окружении декораций из чёрного бархата. Он считал, что кино в первую очередь является изобразительным, зрелищным искусством, поэтому именно художник-режиссёр должен играть главную роль при создании фильма.
Учёба
Как и отец, который умер в 1911 году, Лев рано почувствовал тягу к прекрасному и заинтересовался изобразительным искусством, однако приступить к его изучению вплотную Лев Кулешов смог только после того, как он в 1914 году вместе с матерью и братом переезжает жить в Москву. Там после неоднократного посещения художественной студии он решает научиться рисовать так же хорошо, как великие художники, и для этого начинает брать уроки у художника-педагога И. Ф. Смирнова. За время обучения ему удалось не только привить Льву любовь к классической живописи, но и научить отличать выдающиеся работы от любительских. Именно по рекомендации учителя Кулешов прочитал и первые свои книги политической направленности, например «Капитал» Карла Маркса и сочинения Ленина и Плеханова.
После окончания индивидуального обучения он поступает в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где ранее обучался не только его отец, но и знаменитый Владимир Маяковский, который окончил его немного ранее. Примечательно, что с ним у Кулешова в дальнейшем сложились крепкие дружеские отношения.
Семья
Никто в семье и не подозревал, насколько выдающимся человеком станет Лев Кулешов, личная жизнь которого оказалась наполнена массой событий. Он родился 1 января (по старому стилю) 1899 года в Тамбове. Его отец, Владимир Сергеевич, был выходцем из обедневшего дворянского рода. В своё время, ослушавшись родителей, Владимир поступает изучать изобразительное искусство в то же московское училище, в котором в дальнейшем будет обучаться и его сын Лев.
Окончив его, он, к сожалению, так и не смог начать карьеру в области живописи и поступил работать на более чем скромную должность ремингтониста в Тамбовской земной управе. По сути, он совмещал сразу две должности и был одновременно и делопроизводителем, и машинисткой. При этом стремление к творчеству побудило его начать заниматься в свободное время рисованной фотографией. Мать Льва, Пелагея Александровна, носила в девичестве фамилию Шубина. Своё детство она провела в детдоме, после выпуска из которого вплоть до замужества работала в селе учительницей. Примечательно, что её портрет, сделанный в своё время отцом, до сих пор висит в квартире Льва Кулешова. Примечательно, что у Кулешова был старший брат Борис, который погиб во время ВОВ.
Увлечение театром
Как и большинство творческих личностей, Лев Кулешов не миновал и увлечения театром.
Ещё будучи учеником художника-педагога И. Ф. Смирнова, он смог получить работу по созданию декораций к одному из актов пьесы «Евгений Онегин» для театра Зимина, однако на самостоятельную работу в театр Кулешова, ещё не известного на то время в творческих кругах, так никто и не пригласил. Именно поэтому, несмотря на все его старания, мечте о театральной деятельности так и не удалось осуществиться.
Начало карьеры
Кулешов Лев Владимирович впервые столкнулся с кинодеятельностью в 1916 году, когда ему удалось получить работу в качестве художника-декоратора на кинофабрике А. Ханжонкова. Не последнюю роль при этом сыграла протекция матери одного из его школьных товарищей, которая познакомила Льва с кинорежиссёром А. Громовым, который уже и помог ему устроиться на кинофабрику. Именно здесь таланту юноши удалось развернуться в полную силу. Под руководством режиссёра Евгения Бауэра, с которым он познакомился на работе, Лев быстро постигает азы новой профессии. В одной из своих автобиографических книг Кулешов упоминает о том, что работа с Бауэром существенно отличалась от работы с другими режиссёрами, так как тот ничем не ограничивал творчество Льва, позволив юноше полноценно раскрыть свой талант.
В дальнейшем при работе с другими режиссёрами манера исполнения Кулешова приобрела более мужественный характер. Несмотря на то, что ему в то время было всего 18 лет, он уже постепенно начинал делать первые шаги к выработке собственного стиля при оформлении фильмов декорациями.
Первые успехи
Несмотря на наличие собственных теорий в области съёмки кино, Лев Кулешов, фильмы которого в дальнейшем будут чрезвычайно популярными, оставался прежде всего практиком. Так, в начале своей карьеры он ставит совместную кинокартину с режиссёром В. Полонским, которая получила название «Песнь любви недопетая». Однако, к сожалению, плёнка этого фильма не сохранилась до наших дней.
В 1918 году он ставит собственный фильм под названием «Проект инженера Прайта». К сожалению, данная работа сохранилась отрывками, однако в титрах имя Кулешова упоминается дважды: как в качестве режиссёра, так и в качестве художника. Он старается выводить на экран обычных сильных и здоровых людей, которые живут в реальном мире, поэтому большинство действий в фильме было отснято на заводах, вокзалах и в учебных учреждениях. Вскоре после того, как данный фильм вышел на экран, Кулешов получает работу в кинофотоотделе Наркомпроса в качестве заведующего секцией киномонтажа и по совместительству режиссёра кинохроники.
Самые известные фильмы
События, разворачивающиеся на политическом фронте в 1918–1920 годах, нашли реальное отражение в картинах, которые отснял Лев Кулешов. Фильмография его обширна. Самые известные хроникальные ленты:
- «Вскрытие мощей Сергия Радонежского».
- «Ревизия ВЦИК в Тверской губернии».
- «Урал».
- «Первый Всероссийский субботник».
В период между съёмками фильмов «На Красном фронте» и «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», Кулешов, успевший удачно зарекомендовать себя в качестве режиссёра, успевает создать собственную киномастерскую, написать ряд статей и поработать в качестве преподавателя в государственной киношколе.
Награды
Несмотря на то, что Лев Кулешов отснял множество собственных фильмов, его настоящий творческий взлёт произошёл только в конце его режиссёрской карьеры:
- 1933 г. — «Великий утешитель».
- 1942 г. — «Клятва Тимура» по сценарию А. П. Гайдара.
- 1943 г. — «Мы с Урала».
В 1941 году был опубликован капитальный труд Кулешова под названием «Основы кинорежиссуры», который был переведён на множество иностранных языков и оказал значительное влияние на развитие кинематографического процесса.
После этого Лев решает полностью посвятить себя преподавательской деятельности во ВГИКе, для того чтобы иметь возможность обучать молодых режиссёров искусству создания фильмов.
Эффект Кулешова
Если кто и смог оказать непосредственное влияние на технологию съёмки фильмов, так это Лев Кулешов, монтаж которого впервые позволил соединять отдельно отснятые друг от друга фрагменты в сочетании с лицом человека, якобы переживающего и осмысливающего ряд разнообразных эмоций. В кинематографическом мире данное понятие получило название «эффект Кулешова».
Более позднее осмысление эффекта состояло в том, что звуковой ряд накладывался на зрительный, а тот, в свою очередь, являлся полифоничным и в зависимости от цвета по-разному выражал своё содержание.
Заключение
За свою жизнь Кулешов получил ряд заслуженных наград, звание и учёную степень:
- Доктор искусствоведения.
- Народный артист РСФСР.
- Орден Ленина.
- Орден Трудового Красного Знамени.
Последние годы жизни Лев Кулешов предпочёл провести вместе со своей женой Александрой Хохловой. Умер он 29 марта 1970 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (1 участок, 14-й ряд).