Султан Османской империи и 99-й халиф Абдул-Хамид II: биография, семья

В начале XIX века Османская империя находилась в состоянии кризиса. Изведённая войнами, отсталая во всех отношениях страна нуждалась в коренных преобразованиях. Реформы Танзимата, которые проводил с 1839 года Абдул Меджид I, сказались на ней положительно. Но в 70-х, при правлении султана Абдул-Азиза, они сошли на нет. Государство практически обанкротилось. Угнетённые налогами христиане поднимали восстания. Нависла угроза вмешательства европейских держав. Тогда новые османы, во главе с Мидхат-пашой мечтавшие о лучшем будущем для государства, провели несколько дворцовых переворотов, в результате которых к власти пришёл Абдул-Хамид II.

Человек, на которого возлагала надежды прогрессивная интеллигенция, стал одним из жесточайших автократов империи, а период его правления получил название «зулюм», что в переводе с турецкого языка означает «гнёт» или «тирания».

Личность Абдул-Хамида II

Абдул-Хамид II появился на свет 22 сентября 1842 года. Его родителями были султан Абдул Меджид I и его четвёртая жена Тиримюжган Кадын Эфенди, имевшая, по одной версии, армянское, по другой - черкесское происхождение.

Будущий император получил великолепное образование. Особенно хорошо он знал военное дело. Абдул-Хамид свободно владел несколькими языками, был неравнодушен к поэзии и музыке. Особенно он любил оперу, которая покорила будущего халифа во время его путешествий по Европе. Для Османской империи подобное искусство было чем-то непонятным и чужеродным, но Абдул-Хамид приложил немало усилий для его развития на родине. Он даже сам написал оперу и поставил её в Стамбуле. Когда 31 августа 1876 года Абдул-Хамид вступил на престол, никто не мог предположить, что он станет создателем не только произведений искусства, но и кровавого режима, который унесёт сотни тысяч жизней.

Вступление на престол «кровавого султана»

В те годы новые османы всеми силами пытались добиться перемен и конституции. Консервативно настроенный Абдул-Азиз был низложен при их участии 30 мая 1876 года, а несколькими днями позже убит. На его место конституционное движение поставило Мурата V, брата Абдул-Хамида. Он отличался кротостью характера, симпатизировал просвещению и реформам. Однако кровавые распри, внезапно обретённая власть и злоупотребление алкоголем вызвали тяжёлое нервное расстройство у нового султана, изнеженного жизнью в тепличных условиях. Мурат V был неспособен управлять империей, а самое главное, не смог дать стране конституцию.

Ситуация в государстве и за его пределами обострялась. Сербия и Черногория объявили империи войну, пытаясь защитись христиан Боснии и Герцеговины, восставших против турецкого ига. Мурат V был объявлен сумасшедшим, а власть получил Абдул-Хамид II, обещавший новым османам выполнить все их требования.

Провозглашение первой турецкой конституции

В глубине души халиф не был сторонником либеральных идей. Но высказывать открыто свою позицию приведшей его на престол турецкой интеллигенции было опасно. Новый османский султан начал оттягивать провозглашение конституции, ссылаясь на её несовершенство. Основной закон постоянно переделывали и дорабатывали. Тем временем Россия потребовала заключения мира с Сербией и Черногорией, и совместно с европейскими державами начала разрабатывать проект автономии Болгарии, Боснии и Герцеговины.

В сложившейся напряжённой ситуации Мидхат-паша был готов на любые жертвы ради провозглашения конституции. Абдул-Хамид назначил главу новых османов великим визирем и согласился издать её при условии добавления одного пункта к ст. 113, согласно которому, султан может выслать из страны любое неугодное ему лицо. Конституция, даровавшая свободу и безопасность каждому человеку вне зависимости от вероисповедания, была провозглашена 23 декабря 1876 года на Стамбульской конференции. Своим решением Абдул-Хамид временно парализовал деятельность Европы по освобождению христиан и сохранил за собой фактически неограниченную власть.

Расправа над новыми османами

Сразу после провозглашения конституции халиф начал злоупотреблять казной и вводить репрессии против столичных газет. Такие действия привели к яростным столкновениям с Мидхат-пашой, который открыто демонстрировал недовольство деятельностью султана. Абдул-Хамид игнорировал протесты, пока великий визирь не написал ему смелое письмо. В нём Мидхат-паша утверждал, что халиф сам препятствует развитию государства. Османский султан, возмущённый такой наглостью, приказал арестовать главу конституционалистов и доставить на корабль «Иззедин», капитан которого должен был отвезти Мидхат-пашу в любой иностранный порт по своему выбору. Халиф имел на это право благодаря дополнению к ст. 113 Конституции Османской Империи.

В последующие месяцы было проведено немало репрессий против либералов, но они не вызвали общественного возмущения. Творцы первой конституции не позаботились о классовой опоре, поэтому их благие начинания были беспрепятственно стёрты обманувшим их Абдул-Хамидом II.

Начало эпохи «зулюма»

В планы халифа не входило ни подчинение конституции, ни соблюдение требований европейских держав. Протокол, составленный ими вскоре после Стамбульской конференции, требовавший прекратить насилие над бастовавшими христианами, Абдул-Хамид II просто проигнорировал. А в апреле 1877 года Россия объявила империи войну, которая показала всю гнилостность и отсталость султанатского режима. В марте 1878 года она закончилась полным поражением Османской империи. А пока итоги войны подводились на Берлинском конгрессе, хитрый Абдул-Хамид распустил парламент на неопределённый срок, лишив тем самым конституцию силы.

Война принесла империи колоссальные территориальные потери. Из-под её власти вышли Босния и Герцеговина, Румыния и другие провинции. На государство была наложена огромная контрибуция, а Абдул-Хамид II по итогам конгресса должен был произвести реформы в областях, населённых армянами. Казалось бы, жизнь христиан должна улучшиться, но султан Османской империи не выполнил обещаний. Более того, после бесславного поражения в войне либеральная мысль была задавлена окончательно, а в стране наступили чёрные времена, получившие название «зулюм».

Экономический упадок страны

Абдул-Хамид полностью захватил власть. Он старался сохранить территориальную целостность государства посредством идеологии панисламизма. 99-й халиф потворствовал интересам арабских, черкесских и курдских феодалов, высшего мусульманского духовенства и крупной бюрократии. Они фактически правили страной. Порта стала безропотной игрушкой в их руках. Казна пополнялась за счёт внешних займов. Долги росли, а иностранцам предоставлялись концессии. Держава вновь объявила себя банкротом. Кредиторами империи было образовано «Управление османского государственного долга». Страна полностью попала под международный финансовый контроль, а господствовал в ней иностранный капитал, который просто грабил и без того бедное население. Налоговый гнёт в стране усилился в разы. Великая держава пришла в упадок, превратившись в иностранную полуколонию.

Паранойя и тирания

В сложившихся условиях султан больше всего боялся участи Абдул-Азиза и Мурата V. Страх перед возможным дворцовым переворотом и низложением перешёл в паранойю, которой было подчинено абсолютно всё. Дворец Йылдыз, в котором обосновался халиф, был наполнен стражей.

Там же непрестанно вели работу созданные им бюро, контролировавшие деятельность всех правительственных ведомств, и решалась судьба высших санов империи. Любая мелочь, вызвавшая неудовольствие Абдул-Хамида, могла стоить человеку не только потери должности, но и жизни. Интеллигенция стала главным врагом султана, поэтому он активно поощрял невежество. Ни один министр, возглавлявший ведомства Порты, не имел высшего образования. Из-за него можно было прослыть неблагонадёжным, а значит, неугодным султану. Провинциальные чиновники и вовсе не могли похвастаться высоких культурным уровнем. В их кругах царствовали произвол и продажность. Сам Абдул-Хамид предпочитал не выходить из дворца. Исключением стал только селямлик. Он организовал масштабную шпионскую сеть и создал тайную полицию, которая прославилась на весь мир. На неё ушла баснословная сумма из государственной казны.

Шпионская сеть и тайная полиция

Ни один человек в стране не чувствовал себя в безопасности. Люди опасались даже самых близких: мужья – жён, отцы – детей. Были распространены доносы и следующие за ними аресты и ссылки. Нередко человека просто убивали без суда и следствия. Главарей сыска люди знали в лицо и при их появлении пытались укрыться. Слежка велась и за высшими чинами. Султан знал о них абсолютно всё, включая предпочтения в еде. Даже самые приближённые к халифу лица не могли жить спокойно. Внутри дворцовой камарильи висела тягостная атмосфера страха и подозрительности. Шпионы были в каждом уголке страны. Из неё эмигрировали практически все сторонники реформ.

Всеобъемлющая цензура

Печать была подвергнута жесточайшей цензуре. Число изданий резко сократилось. Такие слова, как «свобода», «тирания», «равенство», считались крамольными. За их употребление можно было лишиться жизни.

Под запретом оказались книги Вольтера, Байрона, Толстого и даже Шекспира, в частности его трагедия «Гамлет», ведь в ней было совершено убийство короля. Турецкие писатели даже и не пытались в своих произведениях касаться социальных и политических проблем.

Университеты тщательно контролировались. Любое свободомыслие пресекалось на корню. История ислама и османской династии заменила традиционные лекции по мировой истории.

Массовое истребление армян

Султан Османской империи намеренно сеял рознь между мусульманским и христианским населением страны. Такая политика была выгодной. Вражда делала людей слабее и отвлекала от основных проблем. Никто в государстве не мог дать достойный отпор халифу. Он провоцировал ненависть между народами, используя аппарат сыска и полицию. Тогда с помощью курдов была создана кавалерия «хамидийе». Султанские головорезы наводили ужас на население. Особенно от их террора пострадали армяне. С 1894 по 1896 год было убито около 300 тыс. человек.

Армяне одновременно платили дань курдам и налоги империи. Бесправные, уставшие от произвола властей люди пытались протестовать. Ответом были разграбленные деревни, усыпанные трупами. Армян сжигали заживо, увечили и убивали целыми деревнями. Так, в Эрзурумской резне принимали участие и военнослужащие, и простое турецкое население. А в письме одного османского солдата, адресованном семье, говорилось о том, что ни один турок не был ранен, и ни одного армянина не осталось в живых.

Зарождение оппозиции

Посреди повсеместного террора, разрухи и нищеты выделялась турецкая армия. В ней султаном были произведены кардинальные изменения. Они имели высококлассную воинскую подготовку и получали отличное образование. По существу, турецкие солдаты стали наиболее просвещёнными людьми в империи. Грамотные во всех отношениях, они не могли смотреть спокойно на то, что делает с их страной деспотический режим Абдул-Хамида 2-го. Перед их глазами встала униженная и разорённая империя, где царствовали произвол и казнокрадство, погромы и грабежи; которой фактически правила Европа, отнимавшая самые лучшие её провинции.

Сколько ни душил султан либеральные мысли в головах новой интеллигенции, они всё равно рождались и развивались. И в 1889 году появилась тайная группа младотурок, которые положили начало сопротивлению кровавой деспотии Абдул-Хамида. В 1892 году о нём узнала Порта. Курсанты были арестованы, но по прошествии нескольких месяцев султан освободил их и даже позволил продолжить учёбу. Абдул-Хамид не хотел накалять атмосферу в училищах и списал их действия на юношескую выходку. А революционное движение продолжало шириться.

Младотурецкая революция

За десять лет появилось множество младотурецких организаций. В городах распространялись листовки, памфлеты, газеты, в которых обличался режим султана и пропагандировалось его свержение. Антиправительственные настроения достигли апогея, когда в 1905 году в России произошла революция, живо откликнувшаяся в сердцах турецкой интеллигенции.

Халиф потерял покой и проводил бессонные ночи в страхе, что слухи о ней, в частности о мятеже русских моряков на броненосце «Потёмкин», проникнут в Стамбул. Он даже приказал провести расследование на турецких военных кораблях с целью выявить революционные настроения. Султан Абдул-Хамид II чувствовал, что его правление подходит к концу. А в 1905 году на него было совершено покушение, завершившееся неудачей.

Двумя годами позже состоялся съезд всех младотурецких организаций, и на нём было принято решение низложить султана общими усилиями и восстановить конституцию. На сторону младотурков встало население Македонии и сама армия султана. Однако халифа не свергли. Он пошёл на уступки, и конституция была вновь провозглашения 10 июля 1908 года.

Конец эпохи «зулюма»

Султан Османской империи выполнял все требования младотурок, но втайне плёл заговор против конституции. История повторялась, только конец у неё был иным. Вместе со своим сыном Бурханеддином они собрали среди столичных полков приверженцев, рассыпая золото направо и налево. Апрельской ночью 1909 года ими был организован мятеж. Солдаты-младотурки из тех же полков были схвачены, а многие убиты. Армия двинулась к зданию парламента и потребовала смены министров. Абдул-Хамид позже пытался доказать, что не имел отношения к мятежу, но безуспешно. Младотурецкая «Армия действия» захватила Стамбул и оккупировала дворец султана. Окружённый упрекающими его фаворитами и членами семьи, отрезанный от мира, он был вынужден сдаться. 27 апреля 1909 года султана свергли и сослали в Салоники. Так был положен конец режиму тирании, который старательно создавал Абдул-Хамид. Жёны отправились вместе с ним. Но не все, а только самые верные.

Семья 99-го халифа

Семейная жизнь Абдул-Хамида была типичной для османского султана. Халиф женился 13 раз. Из всех своих избранниц он особенно был привязан к двум: Мюшфике и Салихе. Достоверно известно, что они не оставили низложенного султана в беде и отправились вместе с ним в ссылку. Не со всеми жёнами у османского султана так удачно складывались отношения. С Сафиназ Нурефзун он развёлся ещё во время своего правления, а с некоторыми его разлучили Салоники. Наследников халифа ждала незавидная участь, после того как был свергнут Абдул-Хамид. Дети султана были изгнаны в 1924 году из Турции. Сам бывший халиф вернулся в Стамбул спустя несколько лет после ссылки и умер там в 1918 году.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 9
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
5
Печальная история если оно было так как описано
Копировать ссылку
2
ничего из того,что эта дьяволица написала не правда
Копировать ссылку
4
Вранье и клевета. Из- за таких продажных западу крыс и лисиц свергли великого СУЛТАНА!
Копировать ссылку
5
Мария...вы слуга дьявола,не более!!! когда придет время ваше,вы не сможете ничего сделать с тем,что вас постигнет!!! не можете написать ничего,не сможете солгать...
Копировать ссылку
6
ахахахахахх)))))армянгутан написал статью и думает,что люди настолько глупые,что не знают историю этого великого халифа!!! Пусть Аллах1 покарает того,кто написал эту клевету...мы знаем кто вы такие и чем вы занимаетесь безродные!!! вы не сможете отнять это у нас,и в плоть до судного дня вы будете обманывать самих себя этими рассказами!!!
Копировать ссылку
13
Полная чушь и клевета. Абдулхамид сократил долги многократно в деясятки раз.Долги как раз таки накопились из-за предыдущего парламента созданного и действующего задолго. Все развивалось, строились фабрики, школы, заводы. Была построена железная дорога до Мекки. Распустил парламент, потому что парламент предал Абдулхамида в войне с Россией. Этот парламент сообщал российским войскам о всех перемещениях войск, о всех позициях. Это был европейский парламент действующий в интересах Ротшильдов. - Чита
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.