Большинство существующей сегодня тяжелой техники было выпущено на Челябинском тракторном заводе. Не стал исключением и трактор Т-130, на основе которого собиралось множество разных строительных машин, таких как краны, бульдозеры, грейдеры и много других.
Выпуск зтой техники на ЧТЗ начался в 1969 году. Она стала промежуточной версией, являясь прототипом выпускаемого позднее Т-170, а также "ребенком" Т-100. Все три модели выпускались в Челябинске в разное время, при этом описываемая выпускалась в течение 20 лет, практически до развала Союза.
Описание
Свой цифровой код этот трактор получил неслучайно. Основой авто является дизельный двигатель, который назвали Д-130, отсюда и пошло название серии. Трактор Т-130 на основе этого движка выпускался до 1981 года, когда на смену 130-му пришел Д-160. Следующие 10 лет слегка обновленные трактора комплектовались 160-м мотором. Потом, с появлением 170 дизеля, они снимаются с производства, а их место на конвейере занимает трактор Т-170.
Благодаря своим гусеничным тележкам, устройство которых рассмотрим ниже, трактор может работать на стройках, полях и других участках, включая полное бездорожье. Широкий выбор насадок позволяет использовать его для различных целей, хотя в основном применяется одна насадка — широкий бульдозерный отвал. Это единственное приспособление, которое трактор цепляет перед собой. Остальные варианты насадок закрепляются на прицепное устройство маятникового типа (возможно перемещение в горизонтальной плоскости), расположенное сзади. Благодаря этому отвалу в справочной литературе часто указывается, что Т-130 — бульдозер.
Модификации
Кроме основного трактора, Челябинск выпускал несколько боковых версий данной машины, но официальной стала только одна — модель Б, отличающаяся более широкими гусеницами и другим, более мощным двигателем. Литера в названии обозначала область применения.
Такую машину применяли при разработке торфяных или заболоченных участков местности. Кроме широких гусениц, такой трактор имел немного сдвинутую назад компоновку, благодаря чему передняя насадка могла быть выше, чем отвальный ковш обычного Т-130.
Гусеничные тележки и компоновка
Двигатель вместе с кабиной управления крепится на лонжеронах трактора. На балансировочное устройство под лонжероном подсоединяются тележки гусениц, расположенные по бокам трактора. В тележку входит ведущее и натяжное колеса, в нижней части опорные и поддерживающие ролики. Колесо, регулирующее провисание гусеницы, управляется гидравлическим механизмом, для ослабления также можно использовать запорный вентиль. Сами гусеницы собраны из штампованных звеньев, соединенных между собой пальцами и втулками. Для передвижения по льду, в глубоком снегу или рыхлых грунтах их можно было дооснастить специальными башмаками или шпорами.
Кабина Т-130 двухместная (в ранних версиях 3 места), утепленная, на двойных стойках закрытого типа. На потолке имеется плафон для освещения, на переднем окне устроен стеклоочиститель, и то, и другое получает питание от электрической цепи напряжением 12 В. Есть электрический вентилятор. По желанию заказчика и для работы в северных областях предусмотрена возможность установки отопителя, подключаемого к радиатору дизеля. Заказчик мог также получить и кондиционер.
Ремонт
Учитывая, что производство данной модели прекращено более 20 лет назад, вопрос ремонта заинтересует любого владельца этой техники. Благодаря большой унификации на бульдозер можно было устанавливать и неродные детали. Однако запчасти Т-130 по-прежнему можно найти в продаже, при этом как отдельные части, так и комплекты в сборе. Например, гусеничную тележку или целую кабину.
Технические параметры
Как уже упоминалось, на данную модель устанавливалось два варианта двигателя. Сначала Д-130, от которого и пошло название, потом, после 1981 года, Д-160. Обе версии являлись 4-тактными с турбонаддувом. Разница в цифрах — показатели мощности. В первых версиях 130 л.с., в последующих — 160. Кроме основного дизельного мотора, у трактора был бензиновый двигатель и, как у обычного автомобиля, электрическая сеть. Карбюраторный движок выполнял функции стартера. Сначала заводился он, а от него запускался главный дизель. Передвижение на бензине не предусмотрено.
Теперь перейдем к другим параметрам трактора-бульдозера Т-130. Характеристики машины можно свести к двум словам — простота и надежность. Сюда же можно отнести неприхотливость. Именно благодаря этим трем качествам бульдозер использовался на всех стройках в Советском Союзе.
- Тормоза — ленточные.
- Клиренс — 388 мм.
- Колея (следует заметить, что на технике такого типа этот термин характеризует расстояние между серединами гусениц) — 1888 мм.
- 4 МКПП (при этом вперед 8 ступеней, назад - 4).
- Масса конструкции — 14320 кг.
- Длина — 5190 мм.
- Ширина — 2495 мм.
- Высота (по крыше кабины) — 3085 мм.
Максимальная скорость Т-130, несмотря на 8 передач, составляет всего 12 км/час. Поэтому при транспортировке на дальние расстояния используют железную дорогу (обязательное условие - демонтаж ковша бульдозера и других насадок) или низкоплатформенный прицеп. В последнем случае тягач должны сопровождать работники ГИБДД.
Заключение
Хотя с момента первого выпуска прошло более 40 лет, во многих местах России по-прежнему используется Т-130. Бульдозер, грейдер, лесовоз и разрыхлитель — перечислять возможности использования данного трактора можно очень долго. Не стоит также забывать, что цена на него в несколько раз дешевле западной машины с таким же набором функций. Да и ЧТЗ (производитель трактора) имеет в своем составе ремонтный завод по обслуживанию тяжелых тракторов своего выпуска.