Самобытный, уникальный актер, народный артист РСФСР Петренко Алексей Васильевич, сыгравший Распутина, Петра І, Сталина и десятки других ролей, продолжает в свои семьдесят восемь лет радоваться жизни, баловать зрителя своим появлением на сцене театра и кино и воспитывать детей. В 72 года у него началась третья молодость, которую создала своей любовью журналиста из Киргизии и давняя поклонница таланта актера - Азима Абдумаминова. Помимо всего, Алексей Васильевич является членом Патриаршего совета православной церкви. Однако вернемся к истокам.
Родители
Петренко Алексей Васильевич, актер, фильмография которого насчитывает более пятидесяти ролей, среди которых цари, судьи, военачальники, генералиссимусы, родился в крестьянской семье на Черниговском хуторе.
Вообще, родословная артиста берет свое начало с Полтавской Губернии. Именно из Лохвиц его родители. Старший брат, бабушка, дедушка умерли от голода, а отец за срыв планов по хлебосдаче был осужден людьми Сталина и сослан отбывать наказание в лагерь. Невиновному Василию Алексеевичу неимоверным образом удалось ускользнуть от работ по возведению канала Москва – Волга, которым занимались осужденные. Прячась от преследования, отец Алексея отправился в 1935 году в Черниговскую область. Недалеко от Чемера, в одном из совхозов, и остепенился старший Петренко. А через три года на свет появился будущий актер Петренко Алексей Васильевич. Когда сыну исполнилось 11 лет, семья переехала в Чернигов, где смогла за заработанные деньги приобрести полхаты по улице Боевой.
Детство и юность
На самом деле Алексей родился 26 марта, хотя в некоторых источниках о биографии артиста, да и в самом паспорте, стоит дата 1 апреля. Дело в том, что Василий Алексеевич регистрировать сына пришел в сельсовет именного 1 апреля 1938 года и во избежание лишних вопросов о несвоевременной прописке малыша назвал текущий день датой рождения Алексея.
Мускулистого телосложения парень - Петренко Алексей Васильевич, увлекался спортом. Манила его борьба. Да это и понятно, ведь чувствуя превосходство в физическом воспитании перед одногодками, парень понимал, какого успеха можно добиться в спорте. Но параллельное увлечение в драмкружке взяло верх над спортивным хобби. Тогда руководитель театрального кружка Дворца Пионеров объяснил Алексею о важности внешнего вида актера, а этому могли помешать сломанный нос и другие травмы, полученные в результате борьбы. Сейчас, наблюдая внушительный перечень работ актера, несложно сделать вывод, что будущее парень связал с театральной и кинематографической сценой.
Вступительные экзамены
Лишь с третьего раза смог поступить в Храм искусства Петренко Алексей Васильевич. Фильмография актера датируется 1967 годом, когда парню было 29 лет, а это довольно поздний срок для начинающего артиста. Дело в том, что два года подряд парень штурмовал Киевский театральный институт. Результатом вступительных экзаменов стали следующие отметки: диктант по русскому языку – 2, а сочинение на украинском языке и вовсе не написано.
В перерывах между поступлениями Алексей постигал профессии слесаря, молотобойца и матроса. На третий год судьба подчинилась желанию парня стать актером, и он поступил в Харьковский театральный институт. Вспоминая сейчас те годы, Алексей Васильевич благодарен такому стечению обстоятельств, которые позволили ему познать жизнь заводчанина и рабочего до того момента, как он стал студентом своей альма-матер. Эта мощная школа жизни помогает ему до сих пор.
«Если ты веришь в Господа, то чтобы с тобой ни случилось, будет во благо», — вот таким изречением актер Петренко Алексей Васильевич описывает все жизненные ситуации, произошедшие с ним.
В титрах есть, а в кадре нет
Сейчас в киношколах изучают роли Алексея Петренко, а вот первое перевоплощение тогда еще молодого актера (1966 год) просто вырезали из фильма. Кинолента была посвящена 50-летию Октябрьской революции и повествовала о молодом комиссаре и борьбе с американскими капиталистами. Алексею в фильме «Начальник Чукотки» предназначалась роль бандита, да и появление Петренко в кадре было недолгим. Для самого артиста эта премьера была долгожданной, и ему до выхода ее на экраны не сказали о том, что эпизод с ним вырезали. Так что же стало причиной?
Когда киноленту отсняли на "Ленфильме", требовалось утверждение фильма цензорами в Москве. Первоначально картину приняли нормально, но уже перед самой премьерой позвонили режиссеру и приказали убрать сцену грабежа, в которой снимался Петренко Алексей Васильевич, обосновав это оскорблением советской власти. Дело в том, что по сценарию это было вторым нападением на начальника, и членов комиссии возмутил этот повторный инцидент, мол, в стране не может быть столько грабежей.
А тем временем Алексей уже пригласил на премьеру фильма в кинотеатр своего друга, который, рискуя своей репутацией, ушел с занятий, дабы посмотреть первую работу Петренко. Начало фильма, в титрах фамилия актера, сюжет и отсутствие эпизода с ограблением. Вот такое разочарование и неловкий момент пришлось пережить начинающему артисту. Но и это было во благо, режиссер, чувствуя за собой вину, пригласил актера в киноленту «Женитьба», которая вышла на экраны через десять лет после провального для Петренко «Начальника Чукотки».
К новым ролям: в Ленинград, в Москву!
Окончив в 1961 году институт, Алексей попал в Запорожский музыкальный драмтеатр. Затем перевелся в русский драматический театр в городе Жданове. Волею судьбы там работали выходцы из Ленинграда, которые, оценив потенциал молодого парня, сказали ему, что с таким талантом здесь делать нечего и написали ходатайство Игорю Владимирову (режиссеру театра им. Ленсовета). Не прочитав и строчки из письма, Алексей собрал вещи, и уехала в Ленинград за главными ролями.
Режиссер спросил у Петренко, кого бы тот хотел играть. Алексей ответил: «Рыцаря Трибальда». Но эта роль была закреплена за другим перспективным актером. Тогда Игорь Владимиров посоветовал ему искать в объявлениях газеты «Культура» персонажей, которые требуются для игры в новых постановках. Петренко удалось отыскать роль, но и на этот раз она была мимолетной с одной лишь фразой. Но он и этому обрадовался, ведь это стало началом его творческой деятельности в Ленинграде. За 10 лет в одиннадцати спектаклях Ленсовета перевоплощался Алексей Васильевич. С 1977 года он поехал покорять Москву.
Первая супруга
В 1960 году Алексей женился на оперной певице Алле, которая на тот момент воспитывала одна дочь от первого брака Полину. Девятнадцать лет прожили они вместе. Однако раскол в семье произошел за два года до официального расторжения брака, и виной тому стало проживание супругов в разных городах. В 1977 году в Московском театре на Малой Бронной работал Алексей Васильевич Петренко. Алла Петренко в это время вместе с дочерью проживала в Ленинграде. Полине уже исполнилось 15 лет, и отец по секрету рассказал девочке о своих новых отношениях с журналисткой из Москвы Галиной Кожуховой. Но подросток, зачитывающийся Конан Дойлом, решил анонимным письмом сообщить маме имя и фамилию женщины, которую полюбил отец. Тогда Алла Александровна заявила мужу о решении расторгнуть брак.
После развода дочь осталась жить с отцом, так настаивал Алексей Васильевич Петренко. Полина Петренко переехала в Москву. Она пробовала поступить в Щукинское училище, но, провалив экзамены, вернулась к матери в Ленинград. Сейчас Алла Александровна, Полина и ее дочь Анастасия живут в Мюнхене.
Петренко Алексей Васильевич (актер): жена на 30 лет
Галина Кожухова стала для актера опорой и поддержкой на долгие годы. Сам артист говорит об этом союзе как о самом счастливом случае в его личной жизни. Она - театральный обозреватель «Правды», журналист, пришла однажды брать интервью у Алексея Васильевича. Вскоре стала его супругой и главным критиком. Она отговаривала брать Алексея периферийные роли и на хвалебные оды в адрес супруга всегда отвечала: «Не портите мне мужика».
Они вместе с Галиной воспитывали ее сына от первого брака Михаила, который сейчас известен зрителю как телеведущий передач «Вокруг света», «В поисках приключений». Их брак был обречен на счастье, но смерть Галины Петровны прекратила отсчет совместного проживания на тридцати годах.
Встреча с Мессингом
Играя в театре имени Ленсовета, Петренко заприметил Элем Климов, который как раз искал актера на роль Распутина в фильм «Агония». Элем Германович перед утверждением кандидатуры Алексея, подходившей по всем критериям, решил пригласить Мессинга, чтобы убедиться в верности своего решения.
Тогда Алексею было 30 лет. Они встретились с Вольфом Григорьевичем и беседовали около часа о жизни, о здоровье. Петренко даже давал рекомендации Мессингу, как тому вылечить больные колени лопухом. После их разговора Вольф пожелал сделать фото с Алексеем на память и попросил принести ему на следующий день фотокарточку домой.
Когда Петренко Алексей Васильевич, актер, фото показал Мессингу, Вольф Григорьевич перевернул фотокарточку и сделал надпись: «Дорогой Алеша! У вас все будет хорошо, я мысленно с вами, 1973 год».
"Агония"
После того как Мессинг увидел в Петренко потенциал артиста, способного сыграть Распутина, Климов утвердил его на роль и начались напряженные съемки. Фильм стал визитной карточкой актера. Он вживался в роль, пропуская через себя всю энергию исторического персонажа. В результате Алексей Васильевич попал в больницу со стенокардией.
После выздоровления Петренко съемки возобновились, и итогом работы получилась историческая драма с великолепной игрой актеров, которая вышла в прокат лишь через 10 лет после запланированного показа.
Образы влиятельных людей
Творческая деятельность Петренко Алексея Васильевича содержит основательные и солидные образы. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» — картина, в которой Алексей Васильевич перевоплотился в самодержца Петра Великого. В этой работе его напарником по кадру был Владимир Высоцкий. Образ Петра получился у артиста разносторонним: эмоциональным, энергичным, но в то же время добрым и страдающим.
В картинах «Пиры Валтасара», «Кооператив «Политбюро» и «Вольф Мессинг» артист перевоплотился в И. В. Сталина. Актер создавал своих персонажей по своему чутью и зачастую выходил за режиссерские рамки, отведенные для конкретной роли. Такой ответственный подход нравился и зрителю, и создателям кинокартин. Его приглашали в свои работы Динара Асанова, Эльдар Рязанов, Никита Михалков.
Третья молодость
В 2010 году появилась информация о том, что Алексей Васильевич Петренко, Азима Абдумаминова – расписались. Ему 72, а она моложе своего супруга на 30 лет. Познакомилась пара в Белых Столбах на кинофестивале. Азима была приглашенной гостьей и представляла Киргизский государственный фильмофонд. Волею судьбы, как и вторая жена актера, она работала журналистом.
Их любовь стала предметом обсуждения и сплетен. Они обвенчались в православном храме. На женихе красовался узбекский национальный костюм, а невеста облачилась в украинское убранство.
Дети
Шестеро детей от трех браков воспитывал и продолжает это делать Петренко Алексей Васильевич. Актер, дочь (неродная) которого сейчас мало общается с отчимом, растит двух девочек Азимы. Хотя у киргизской жены четверо детей, но двое старших уже имеют свои семьи. В некоторых информационных источниках есть сведения, что самая младшая девочка Алия – это якобы совместный ребенок пары. Пасынок Михаил тоже не общается с отчимом и ничего не хочет знать о новой жизни Алексея Васильевича.
Еще один талант знаменитого актера
Тяга к пению у Петренко началась с детства. Ведь как можно не влюбиться в украинские народные песни, да еще когда их напевает родной голос матери. Со временем Алексей Васильевич начал выступать с песнями в спектаклях, фильмах и петь в сопровождении оркестра. Репертуар у артиста разный: украинский фольклор, романсы, классика и русские народные песни. Как человек верующий, Алексей Васильевич полюбил и церковное песнопение.