Николай Хомерики, родившийся в Белокаменной в 1975 году, вначале долгое время не мог определиться с выбором профессии. По настоянию родителей будущий режиссер окончил экономический вуз, стал бухгалтером в филиале компании Coca-Cola. Проявив себя должным образом, отправился в Амстердам, чтобы продолжить образование, и получить степень MBA. Помимо этого, юноша создал совместное предприятие по поставкам в столицу предметов бытовой химии. Бизнес развивался удачно, но судьба была непреклонна.
Первые шаги в киноиндустрии
Во время учебы в одном из московских экономических вузов Николай Хомерики стал завсегдатаем Музея кино, постепенно он начал изучать этот подвид искусства. Пребывая в Амстердаме, он записался в местную видеотеку, продолжал самообразование, пересматривая классику кинематографа. К удивлению, Хомерики обнаружил, что в России существует особенное понимание классики кинематографа, согласно которому Куросава, Тарковский, Бергман занимают Олимп киноискусства, а не менее талантливые постановщики не так высоко котируются. Чем больше пересматривал кинокартин будущий режиссер, тем больше он начинал интересоваться менее известными авторами. Среди картин, оказавших влияние на формирование творческой мысли Хомерики, числится «Сталкер» А. Тарковского, картины режиссеров французской «новой волны», поражающие Николая своей легкостью драматургии, отдельные фильмы немецких кинематографистов. По словам постановщика, он восхищается творчеством Райнера Фассбиндера, которого в России никто не ставит на один уровень с всемирно известными классиками, так как он умудрялся за год отснять по две картины. Для советской/российской школы — это малоубедительно и не монументально.
Начало творческого пути
По возвращении в Москву Николай Хомерики подает документы для поступления на высшие курсы режиссеров и сценаристов. К этому времени он не отснял ни единого кадра и был полнейшим профаном в том, как делают кино. Его наставником стал В. Хотиненко, хотя в процессе учебы большее влияние было оказано А. Германом. Дебютной работой Хомерики стала высоко оцененная кинофестивалем в Сопоте трехминутная зарисовка «Капля». После триумфальной заявки о себе в мире кино Николай Хомерики был удостоен гранда МИДа Франции на обучение в аспирантуре одной из национальных ведущих киношкол La Femis. После завершения образования французский кинорежиссер Филипп Гаррель предложил Николаю стать своим ассистентом во время съемок фильма «Регулярные любовники».
Большое кино
Режиссер Николай Хомерики до того, как создать экзистенциальную притчу «977», снял несколько довольно впечатляющих короткометражек. Кинолента «Девять семь семь» была причислена отечественными кинокритиками к «интеллектуальному трэшу», особому жанру современного кино. Согласно сюжету, все персонажи фильма являются добровольными участниками некого эксперимента. Они подвергаются не только научным обследованиям, но и проверке житейскими испытаниями – любовью, дружбой, любопытством и завистью. В результате, изначально задуманный научный эксперимент превращается в социальный, а последствия грозят стать непредсказуемыми.
Про закупоренный мир
После участия в подконкурсе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, Николай Хомерики, фильмы которого уже стали достоянием мировой кинообщественности, в творческом союзе с оператором Алишером Хамидходжаевым решает рассказать миру сказку по сценарию кинодраматурга Александра Родионова. Сценаристу удалось отыскать новую историю и сотворить сценарий для кинокартины об закупоренном мире. Название новому проекту подбиралось с особой тщательностью, так как авторы пытались заложить в наименование определенный посыл. «Сказка про темноту» сразу после создания позиционировалась, как русский арт-хаус. Сюжет знакомил зрителя с судьбой главной героини – очень красивой и чистой девушки, которая, работая в детской комнате милиции, всячески пытается адаптироваться к окружающей действительности. Во многих картинах, включая и данный проект Хомерики, снималась экс-балерина, актриса Алиса Хазанова. Режиссер познакомился с ней во Франции. В то время Хазанова находилась в плену глубокой депрессии из-за полученной серьезной травмы, которая прервала ее балетную карьеру на пике успеха. Именно постановщику суждено было стать тем человеком, который подарил девушке надежду, помог обрести новую профессию. «Сказка…» именитыми кинокритиками именуется началом скоростной эволюции режиссера, расцветом его оригинальной стилистики.
Динамичное, но не массовое кино
«Сказка про темноту» и последовавший за ней «Сердца бумеранг» приняли участие в конкурсном показе «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля. Последняя лента – черно-белая, легкая и дьявольски красивая. Детища Хомерки вновь были приняты с восхищением, а за режиссером закрепился статус каннского любимца. Сюжет драмы «Сердца бумеранг» был бы идеален для долгого мелодраматического телесериала. Молодому парню Косте, работающему помощником машиниста, ставят неутешительный диагноз. Согласно вердикту специалистов-медиков, он может умереть в любой момент из-за неоперабельной болезни сердца. Герой держит в себе эмоции, и больше не задумываясь о смысле жизни, пытается взять от нее все.
Обезоруживающий незатейливостью
Следующий проект режиссера — «Онега», обезоруживает смотрящего своей незатейливостью. Киноэтюд представляет собой затяжной план маленькой девочки, смотрящей в камеру не моргая, смонтированный с долгим планом спокойной глади воды, которая мелькает в окне поезда. Хронометраж проекта составляет всего три минуты. Снят неизменным оператором Алишером Хамидходжаевым, с ним охотнее всего сотрудничает Николай Хомерики. Жена режиссера в интервью СМИ рассказала о том, что эта короткометражка является отрывком, отснятым в процессе съемок фильма о детях-аутистах Любови Аркус. Кстати, женой режиссера является Стася Хомерики-Гранковская, драматическая актриса. Совсем недавно она дебютировала в сериале своего супруга «Тайны города Эн» (2015 г.), сыграв второстепенную роль Иды.