Советский космонавт и учёный Валентин Лебедев: биография

Планета Земля – песчинка по сравнению с неизмеримой мощью Вселенной. Неисчислимые звездные скопления, таинственные планеты, опасные черные дыры – постоянные жители мира, условия которого губительны для землян. Космос и все, что с ним связано, на протяжении многих веков манили и будоражили пытливые умы. Результатом исследований и научных изысканий стали обширные знания об этом огромном и абсолютно чуждом для нас мире. Конечно, разработки в данном направлении ведутся постоянно, поскольку изучать законы космоса можно вечно. Люди, посвятившие жизнь такой работе, безусловно, достойны уважения. Это астрономы, космологи, астрофизики и космонавты.

Московское детство

Лебедев Валентин Витальевич – советский летчик-космонавт, кандидат наук, профессор и мастер спорта. Этот человек верно служил достойному делу научных исследований космоса, поэтому прочно вошел в историю мировой космонавтики. Во всемирном реестре ему был присвоен № 70, а согласно советской переписи – № 29. Валентин Лебедев на протяжении своей карьеры совершил два полета за пределы Земли и единожды на довольно продолжительное время (более двух часов) вышел в открытый космос.

валентин лебедев
Родился будущий космонавт в городе Москве. Дата его рождения известна: 14 апреля 1942 года. Воспитывался в обычной семье. Его мама – Антонина Федоровна - работала бухгалтером, а отец – Виталий Владимирович - избрал карьеру военного. Вероятно, на решение мальчика выбрать именно эту мужественную профессию оказали влияние гены его отца. Учился Валентин Лебедев в Наро-Фоминской средней школе № 4, которую окончил в 1959 году. В это время юноша определился с вектором движения и жизненными приоритетами, решив избрать путь летчика.

Долгая дорога в космос: начало

Оренбургское авиационное училище – вот сознательный выбор будущего космонавта. Обучение там позволило парню утвердиться в мысли о правильности избранной дороги. К сожалению, в те времена происходила реорганизация и сокращение Вооруженных сил СССР, поэтому в данной сфере происходили частые изменения. В конце концов авиационное училище, в котором проходил обучение Лебедев, расформировали. Валентин решил не изменять мечте и поступил в Московский авиационный институт на факультет летательных аппаратов. Но учебой юноша не ограничился, а параллельно начал осваивать нелегкое дело управления самолетами. Он летал на таких аппаратах, как Як-18, Ил-29, познакомился с вертолетом МИ-1. Причем начинал работу с освоения планеров (КАИ-12). Таким образом, Валентин Лебедев ощутил власть над металлическими летательными аппаратами, подчинив их себе.

Работа в Центральном конструкторском бюро

Еще во время учебы в МАИ имени С. Орджоникидзе парень подал заявление на предмет поступления в отряд космонавтов. И в 1963 году получил рекомендацию партийной ячейки института. Сейчас это звучит удивительно, но в советские времена без такого сопровождения невозможно было получить допуск к деятельности в серьезных организациях. Окончив институт, Валентин Лебедев добился разрешения на работу в Центральном конструкторском бюро. Эту организацию тогда возглавлял легендарный С. П. Королёв. Позже, в 1979 году, учреждение было переименовано и стало называться НПО «Энергия». В данной организации Валентин Лебедев, биография которого делала свой решающий виток, прошел путь от рядового инженера до старшего научного сотрудника.

авиационное училище
В 1967 году ученый участвовал в экспедициях в акватории Индийского океана, организованных с целью поиска непилотируемых космических летательных аппаратов «Зонд», используемых для полетов на Луну. В следующем году опять-таки в Индии инженер руководил группой специалистов, которая обслуживала «Зонд-5» – космическую станцию, облетевшую вокруг Луны и впервые предоставившую землянам качественные снимки нашего спутника.

Лебедев Валентин Анатольевич все теснее связывал свою деятельность с космосом и разработками в данной области. Об этом говорят дальнейшие вехи его биографии:

  • Усовершенствовал отработку средств спасения космических экипажей при посадке на воде и суше.
  • Участвовал в летно-конструкторских испытаниях таких кораблей, как «Прогресс», «Союз», орбитальных станций «Салют» (от четвертой до шестой).
  • Работал на космодроме «Байконур» руководителем оперативно-технической группы.
  • Был инструктором-методистом в Центре подготовки космонавтов, где готовил экипажи кораблей «Союз» (4–9) к полету.
  • Разрабатывал документацию по методикам ручной стыковки и сближения, а также управления кораблем и орбитальной станцией.

Подготовка к полету

Получив необходимый опыт, занимаясь столь разносторонней деятельностью, Валентин Лебедев вплотную подошел к поставленной цели. В 1969 году выдающийся инженер получил допуск к специальным тренировкам. Его выдала Главная медкомиссия после тщательного и всестороннего обследования будущего космонавта. Это происходило в стенах уважаемой организации, называемой Институт медико-биологических проблем. В связи с этим значимым в жизни Лебедева событием ему пришлось прервать обучение в школе летчиков-испытателей. За время учебы он успел освоить пилотирование истребителей «Миг-15» и «Миг-21».

лебедев валентин витальевич
После усиленной подготовки к космическому полету (пока в качестве дублера) Валентин Витальевич показал настолько отменные результаты, что беспрекословно был зачислен в состав основного экипажа.

Первое космическое путешествие Лебедева

Старт полета состоялся в 1973 году, зимой (18 декабря). Валентин Лебедев был в составе экипажа корабля «Союз-13» в качестве бортинженера. Его позывной – «Кавказ-2». Полет был недолог – около 7 суток, но имел огромное научное значение. Дело в том, что космическое судно было оснащено новой системой телескопов марки «Орион-2», благодаря слаженной работе новейшей аппаратуры и профессиональных инженеров начались важнейшие астрофизические наблюдения за ультрафиолетовым спектром в условиях вакуума.

Через два года после окончания своего первого полета Лебедев защитил диссертацию на тему подготовки экипажей с помощью тренировочного стенда и методических приемов, способствующих этому. Все это время космонавт продолжает деятельность в НПО «Энергия». Кандидатская диссертация, блестяще защищенная им, предлагала принципиально новый, усовершенствованный взгляд на тренировки перед выходом в космос. Особенно важной была максимальная реалистичность условий их проведения: звездное пространство, нюансы сближения, стыковки, космические трассы.

Бортинженер с позывным «Эльбрус-2»

Второй полет Лебедева, состоявшийся в 1982 году на космическом комплексе под названием «Союз-Т-5» (кроме него, туда входили такие судна, как грузовой корабль «Прогресс» и орбитальная станция «Салют-7»), вошел в Книгу рекордов Гиннеса по продолжительности нахождения в космосе (более 211 суток).

салют 7
Полет вошел в историю не только с точки зрения длительности, но и по причине того, что за это время Лебедевым было проведено множество экспериментов и внедрена обширная научно-исследовательская программа. Интересно, что этот полет бортинженер провел, не разлучаясь с позывным «Эльбрус-2». Во время полета Лебедев выходил в открытый космос и пробыл там свыше двух часов. В результате ему было присвоено звание инструктор-космонавт-испытатель первого класса.

Кстати, входящая в состав комплекса орбитальная станция «Салют-7», предназначенная для научных, медицинских и технологических исследований в вакууме, стала последней моделью этой серии.

Бесценные научные эксперименты

За время двух космических путешествий талантливый бортинженер провел около трехсот необходимых экспериментов в разных областях науки и техники. Многие из них были уникальны. Произведены измерения состава атмосферы вблизи станции, выяснен уровень вибрации внутри космического комплекса, разработаны методы получения стерильных биологических проб. И наконец, впервые в истории космонавтики на борту КК выращено растение под названием «арабидопсис», которое претерпело полный развивающий цикл.

космонавт лебедев
Кроме того, удалось разработать методику автономного управления орбитальной станцией «Салют-7» с целью обнаружения тектонико-геологических структур на нашей планете. Таким образом, была дана подсказка, в каком направлении необходимо вести поиски нефтяных, полиметаллических и газовых месторождений в районе Алтая.

После полетов Валентин Лебедев продолжал работать в Конструкторском бюро и заниматься научной деятельностью. Так, в 1985 году инженер защитил докторскую диссертацию на тему методических разработок, облегчающих деятельность орбитальных комплексов и повышающих их эффективность. Эта работа стала в определенной степени революционной – в ней Валентин Витальевич предложил оптимизировать работу экипажа, избавив его от ненужной рутины, а также внес коррективы в расположение съемочного оборудования.

Валентин Лебедев: дневник космонавта

Помимо научных работ (193), которые до сих пор берут за основу студенты многих вузов специфической направленности, Валентин Витальевич писал книги. Например, «Мое измерение» и «Материалы научных исследований бортинженера». Но эти работы были созданы с использованием материалов легендарного «Дневника космонавта». Уникальность записей в том, что они велись не для публикации, а просто, чтобы излить свои чувства и переживания на бумаге. Не обращая внимания на стилистику, космонавт описывал дни перед стартом, во время него, а также находясь на борту станции. Примечательна клятва, данная Лебедевым самому себе непосредственно перед полетом. В ней он обещал не горячиться, не обижать напарника, нести ответственность за принятые решения и полностью отдаваться работе.

союз 13
Конечно, в дневнике есть место и чувствам, которые космонавт испытывал по отношению к семье, матери. Между строк ощущается тоска по родным и Земле. Также в записи включена информация о физической сложности адаптации к внеземным условиям: бессонница, тошнота, упорные головные боли. Были и неблагоприятные психологические моменты – сложно было наладить контакт с напарником из-за скопившегося напряжения.

«Дневник космонавта» впервые приоткрывает завесу и показывает будни этих людей, их мысли и чувства. Эти записи очень познавательны для тех, кто интересуется деятельностью в условиях космоса.

Награды нашли героя

Выдающийся космонавт Лебедев Валентин Витальевич внес значительный вклад в космические, астрофизические, навигационные и геологические изыскания. Этот человек, искренне посвятивший свою жизнь науке, не мог не удостоиться многочисленных наград и знаков отличий. Он не стремился стать знаменитостью, а просто качественно и с душой выполнял свою работу. Например, даже будучи в отпуске, Валентин Витальевич не мог находиться без дела – вместе со своими студентами он выезжал помогать в сооружении легендарного БАМа, за что и получил очередную награду - медаль «За строительство БАМа». Кроме того, космонавт награжден следующими титулами и знаками отличия:

  • «Герой Советского Союза» (двукратный).
  • Орден IV степени «За заслуги перед Отечеством».
  • Орден Ленина (две награды).
  • «За заслуги в освоении космоса» – медаль.
  • Во Франции космонавт получил орден Почётного легиона.
  • Заслуженный деятель науки РФ.

валентин лебедев дневник космонавта
Помимо этого, как уже говорилось, его полет был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, на московской Аллее космонавтов установлен бюст славного бортинженера, Валентин Витальевич является почетным гражданином многих российских городов, в частности Наро-Фоминска. А НАСА внесло предложение сделать Лебедева почетным гражданином штата Техас за существенный вклад в развитие космонавтики. И наконец, одна из малых планет названа в честь талантливого ученого – такое решение принял Международный Астрономический Союз.

Немного о личной жизни

Что касается частной жизни Валентина Витальевича Лебедева, то здесь все стабильно – он давно женат на прекрасной женщине, близкой ему как по духу, так и в профессиональном плане (она также инженер). Людмила Витальевна, супруга космонавта, в настоящее время находится на заслуженном отдыхе в статусе пенсионерки. У пары есть сын 1972 года рождения – Виталий Валентинович. Он трудится юристом.

У четы Лебедевых есть внук Демид и внучка Анастасия. Валентин Витальевич с семьей проживает в Москве.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.