Структура способностей - это набор характеристик, которые определяют склонность человека к выполнению того или иного вида деятельности.
Что такое способности
Способности представляют собой свойства, которыми обладает человек и которые позволяют ему заниматься тем или иным видом деятельности. Их развитие обусловлено наличием врожденных задатков.
Стоит отметить, что структура способностей не может быть приравнена к человеческим умениям, навыкам, а также набору знаний. Здесь речь идет о внутренних психологических процессах, которые обусловливают скорость и устойчивость приобретения тех или иных характеристик.
Многие психологи считают, что способности можно ассоциировать с чертами характера, от которых они получили свое развитие. Это наивысший уровень, на котором набор знаний и умений структурируется и получает конкретные очертания.
![структура способностей](http://fb.ru/misc/i/gallery/39549/1321274.jpg)
Характеристики способностей
Для успешного выполнения той или иной деятельности человеку должны быть присущи разного рода способности. Структура их определяется разного рода факторами, среди которых врожденные задатки, профессиональная сфера, образование и прочие. Специалисты выделяют следующие характеристики, которыми описываются способности:
- это индивидуальные особенности, которые отличают людей друг от друга;
- степень развития способностей определяет успешность в той или иной сфере;
- не идентичны знаниям и навыкам, а лишь определяют их качество и легкость приобретения;
- способности не имеют наследственного характера;
- не возникают самостоятельно, если личность не занята определенным видом деятельности;
- при отсутствии развития способности постепенно исчезают.
![способности структура](http://fb.ru/misc/i/gallery/39549/1321261.jpg)
Какие бывают способности
Структура способностей во многом определяется тем, в какой именно сфере деятельности наиболее ярко проявляются сильные стороны человека. В связи с этим выделяют следующую типологию:
- умственный - умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;
- музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;
- литературные - это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;
- технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;
- физические - подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;
- учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;
- художественные - это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее.
Стоит отметить, что это далеко не полный перечень способностей, которыми может обладать человек.
![способности структура способностей](http://fb.ru/misc/i/gallery/39549/1321266.jpg)
Классификация способностей
Классификационная структура способностей может быть описана следующим образом:
- В соответствии с происхождением:
- природные способности имеют биологическую структуру и обусловлены развитием врожденных задатков;
- социальные способности - те, которые были приобретены в процессе воспитания и обучения.
- В соответствии с направлением:
- общие способности являются необходимыми ввиду того, что имеют широкую сферу применения;
- специальные способности являются обязательными в случае выполнения конкретного вида деятельности.
- В соответствии с условиями развития:
- потенциальные способности проявляются со временем после попадания в определенные условия;
- актуальные способности те, которые имеют место в данный момент времени.
- В соответствии с уровнем развития:
- одаренность;
- талант;
- гениальность.
![структура развития способностей](http://fb.ru/misc/i/gallery/39549/1321257.jpg)
Основные признаки способностей
Довольно большой интерес представляет такая категория, как способности. Структура понятия включает в себя три основных признака:
- индивидуальные особенности психологического характера, которые служат отличительной чертой, выделяющей индивида среди других людей;
- наличие способностей обусловливает успешность в выполнении деятельности определенного рода (в некоторых случаях для совершения действий на должном уровне требуется наличие, или же напротив - отсутствие, некоторых характеристик);
- это не непосредственно навыки и умения, а индивидуальные особенности, которые обусловливают их приобретение.
![способности структура развитие способностей](http://fb.ru/misc/i/gallery/39549/1321255.jpg)
Структура, уровни способностей
В психологии выделяют два основных уровня развития способностей:
- репродуктивный (состоит в том, насколько человек воспринимает поступающую информацию, а также характеризует объемы, которые могут быть воспроизведены);
- творческий (подразумевает возможность создания новых, оригинальных образов).
Степени развития способностей
Структура развития способностей состоит из следующих основных степеней:
- задатки - это врожденные особенности человека, которые определяют его склонность к тому или иному виду деятельности;
- одаренность - это высший уровень развития задатков, который определяет чувство легкости в выполнении тех или иных задач;
- талант - это индивидуальная особенность личности, которая выражается в склонности к созданию чего-то нового, оригинального;
- гениальность - это наивысшая степень развития предыдущих категорий, которая определяет легкость в выполнении заданий любого рода;
- мудрость - это способность, которая позволяет трезво осмысливать события, происходящие вокруг, а также делать соответствующие выводы.
![деятельность структура способностей](http://fb.ru/misc/i/gallery/39549/1321246.jpg)
Типология людей, в зависимости от способностей
Структура способностей во многом определяет качества личности, а также склонность ее к выполнению деятельности определенного рода. Так, принято выделять людей художественного и мыслительного типа.
Если говорить о первом, то его представители очень остро реагируют на происходящее вокруг, что сопровождается всплеском эмоций и впечатлений. Это нередко приводит к созданию чего-то нового. Что же касается мыслительного типа, то такие люди более практичны и менее подвержены внешним влияниям. Они логически выстраивают свои рассуждения, а также склонны к построению четких логических цепочек.
Стоит отметить, что принадлежность к художественному типу вовсе не означает, что у человека, определенно, есть творческие способности. Структура способностей позволяет ему приобрести те или иные навыки, а также с легкостью выполнять подобную работу. Кроме того, люди художественного типа вовсе не испытывают недостатка в мыслительных ресурсах, но они не являются доминирующими.
Деление личностей на художественный и мыслительный типы обусловлено тем, что у разных людей более развитыми являются разные полушария. Так, если преобладает левое, то человек думает символически, а если правое - образно.
![структура способностей личности](http://fb.ru/misc/i/gallery/39549/1321237.jpg)
Основные положения теории способностей
Современная психологическая наука выделяет несколько положений, на которых основывается теория способностей:
- Только относительно к определенному роду деятельности могут существовать способности. Структура, развитие способностей могут быть выявлены и изучены только применительно к конкретной сфере, а не в общем.
- Способности считаются динамическим понятием. Они могут развиваться в процессе непрерывного или регулярного выполнения какой-либо деятельности, а также могут угасать, в том случае, если закончилась активная стадия.
- Структура способностей человека во многом зависит от возрастного или жизненного периода, в котором он находится. Так, в определенное время могут сложиться благоприятные условия для достижения максимальных результатов. После этого способности могут постепенно исчезнуть.
- Психологи до сих пор не могут дать четкого определения различий между способностями и одаренностью. Если же говорить в общих чертах, то первое понятие имеет отношение к конкретному виду деятельности. что касается одаренности, то она может быть как специфической, так и общей.
- Набора определенных характеристик требует любая деятельность. Структура способностей обеспечивает успешность ее выполнения.
Соотношение способностей и потребностей
Психологи утверждают, что между потребностями и способностями возникают отношения ограничения и компенсации. В связи с этим можно выделить следующие основные положения:
- одновременная избыточность способностей и потребностей ограничивает возможности деятельности;
- если способности или потребности в недостатке, то они могут компенсировать друг друга;
- если способностей недостаточно, то актуальными со временем становятся иные потребности;
- избыточность потребностей требует приобретения новых способностей.
Выводы
Способности представляют собой специфические свойства человека, которые определяют его склонность к выполнению того или иного вида деятельности. Они не являются врожденными. К этой категории относятся задатки, наличие которых значительно облегчает процесс развития способностей. Также данное понятие нельзя путать с одаренностью или талантом.
Психологи выделяют несколько особенностей, которыми характеризуется структура способностей личности. Они отличают людей друг от друга, а также определяют достижение ими успеха в той или иной сфере деятельности. Ошибочно считать, что способности имеют наследственный характер, это можно сказать лишь о задатках. Кроме того, они не могут возникнуть самостоятельно, если человек не занят деятельностью определенного рода. Если же отсутствует развитие, то способности постепенно ослабевают и исчезают (но это не значит, что они не могут быть восстановлены).
В зависимости от сферы деятельности, способности бывают нескольких видов. так, умственные позволяют быстро реагировать на изменения ситуации, принимая осмысленные и рациональные решения. Если говорить о музыкальных способностях, то это наличие слуха и голоса, восприятие темпо-ритма, а также легкое овладение игрой на музыкальных инструментах. Литературные проявляются в умении красиво оформлять свои мысли, а технические - в понимании функциональных особенностей тех или иных механизмов. Говоря о физических способностях, стоит отметить выносливость, а также развитую мускулатуру. Учебные дают возможность воспринимать и воспроизводить большие объемы информации, а художественные - передавать цвета и пропорции. Это основной, но далеко не полный перечень способностей человека.