Общим для народов древности, зачастую не имевших письменности, был бог грозы. Общность заключалась в том, что он, несомненно, повелевал громами и молниями и у многих народов побеждал змеев и драконов. Далее биографии высших сил расходились.
Преданья старины глубокой
Для начала надо обратить внимание на Индию как источник языков и богов, которые разошлись по всей, как говорили эллины, Ойкумене. Индра – бог грозы и дождя в древности. Он могучий, стогневный, щедрый и тысячеглазый. Бог владеет воинской властью, и каста кшатриев-воинов особо почитает его. Особым подвигом Индры была победа над змеем Вритрой, демоном хаоса. Гигантский змей устрашил даже богов, и они испугались, что он проглотит весь мир. И обратились к Индре за помощью.
Брахма вдохновил его на битву, Шива дал ему непробиваемые доспехи, бог-ремесленник выковал ему твердое, как алмаз, оружие «ваджру», а Вишну дал неиссякаемые силы. С одного маха рассек голову дракону-демону бог грозы. Но рев умирающего чудища был так страшен, что все спрятались, и лишь когда прошло немного времени, Индра отправился на разведку и увидел поверженного врага.Далеко на севере
Бог грозы Тор приходился сыном Одину, верховному божеству скандинавов. Оружием этого рыжебородого богатыря был молот, что, несомненно, имело сакральный смысл: выковывание действительности и победа над пространством.
Но в своей последней битве Тор погибает, уничтожив мирового змея.Пелопоннес и берега Тибра
На земле Эллады правил богами и людьми могущественный Зевс. В некотором смысле, пусть и весьма условно, это тот же бог грозы, ибо в его руках грозное оружие – молния. Победив титанов, Зевс уже более не сражается. Он – судия, к нему, как в последнюю инстанцию, обращаются за справедливым судом и люди, и боги. У римлян он полностью соответствует верховному божеству Юпитеру. А первоначально это был бог грозы (неба, дождя и грома).
В Месопотамии
Шумеры – народ загадочный. Неизвестно, откуда они появились пять тысяч лет назад, как стали обладать самыми невероятными знаниями. Они все придумали сами. Они создали письменность и записали свои легенды. У них появилась ирригация. Соорудив каналы и отведя в поля воду из Тигра и Евфрата, шумеры получили на земле райский сад. Кроме того, так они боролись с наводнениями. Они одомашнили почти всех известных нам животных. Гончарный круг, счет (десятиричный и шестидесятиричный), пивоварение, колесо и кирпичи – тоже их изобретения. Они возводили огромные дворцы и башни – зиккураты, которые строились для встреч богов. А их главный город (Вавилон, или Баб-Эль) назывался Вратами бога. Здесь, на своих башнях, построенных до небес, они встречали и Ишкура. Это был шумерский бог грозы. Первоначально люди северных засушливых территорий почитали силу, которая помогала расти зернам и урожаю. А это были дождь и гроза с тучей, которую шумеры представляли в виде огромной птицы. А гром вызывал ассоциации с рычанием льва. Так и появился в верованиях Ишкур.
Он был, по британским сведениям, сыном бога луны и изображался в виде большого быка. Если его визуализировали в человеческом облике, то в руках он держал свои символы: молнию и вилку. Он запрягал семь ветров, а молния летела впереди, наводя ужас на все живое. Ему поклонялись по всей Вавилонии, но его главным городом был Каркар. Одновременно под его покровительством находилось животноводство, земледелие, охота и военные походы. После шумеров у аккадцев появился бог Адад, исполняющий те же функции, что и Ишкур. Он более известен историкам. Бык был его символом. Этот бог бородат и держит в руках молнии. Еще более позднее его имя – Баал или Ваал.Славянский бог
На высоком холме под священным дубом восседает седовласый, мудрый и грозный муж – Перун. Бог славян – владыка над всем сущим, он творит молнии, ему подносят жертвы в виде быков. В украинском, белорусском и польском языках слово «перун» означало молнию и гром. Поэтому бог грозы у славян – это Перун. Обрабатывая землю, славяне находили в ней окаменевших моллюсков, каменные наконечники стрел и копий и считали, что они появились во время удара молнии о землю, и очень их ценили как обереги, данные божеством.
Хранителем князя и его дружины был Перун. Бог славян владел топором, и при поступлении в дружину воинам выдавались топорики. Это были престижные амулеты и знак принадлежности к избранным. Щит и меч, которые получали дружинники, были также символами Перуна. Первые письменные упоминания о нем встречаются в «Повести временных лет». Установленный Владимиром идол имел серебряную голову и золотые усы.
Рождался Перун зимой, но являлся на землю с первыми грозами и теплыми днями. Посылая дождь на землю, он становился оплодотворителем.
С ним природа пробуждалась к жизни. А в теплые летние дни устраивались ристалища, посвященные грозному, карающему богу, и проводили тризны по павшим в боях воинам. На них ели зажаренных быков, пили хмельные крепкие меды и квасы. Посвящая в это время молодых в воины, русичи проводили испытания, и только после этого им выдавалось оружие.Днем Перуна был четверг, который считался мужским и удачным для всех начинаний. В период двоеверия этот день стали посвящать Илье-пророку, христианскому святому Илие. Считалось, что в Ильин день лето заканчивается. Двоеверие закрепилось в народном сознании, и Илья-пророк стал повелителем молний, грома, дождя, урожая и плодородия. Так проявилась связь языческого громовержца и христианского святого.
Ученые считают, что Перун был, несомненно, связан с древним индийским громовержцем Индрой и скандинавским Тором, о которых говорилось выше. Все они антропоморфны, повелевают силами природы и обитают в небесах.