Не многие энтузиасты изучают языки с точки зрения их теории. Обычно всем интересно просто пообщаться с иностранцами на их наречиях вместо того, чтобы разбираться, почему глаголы и прилагательные ведут себя так или иначе. Тем не менее лингвистика крайне интересна и помогает ответить на вопросы вроде: "Английский язык – флективный или агглютинативный?" Практической пользы для обывателя в этом немного, хотя, разобравшись в теории, можно понять, как "работают" языки, и продолжать изучать их уже чуть ли не интуитивно.
История лингвистики
Обычные люди просто общаются, не анализируя, как они это делают, и почему те или иные устоявшиеся выражения именно такие, какие они есть. Тем не менее существуют и те, кому интересно, по каким правилам строятся разные наречия. И те люди, которые интересовались этим задолго до нашего времени, буквально изобрели науку, которую мы сегодня знаем как лингвистику. Теперь уже сложно сказать, кто заложил ее корни, потому что сегодня эта дисциплина подразделяется на огромное количество ответвлений. Но что касается современной лингвистики, ее основателем условно можно назвать американского ученого Леонарда Блумфилда. Его активная деятельность пришлась на начало XX века, и он сумел вдохновить своих последователей не только на развитие теорий, но и на их практическое применение.
Примерно в это же время действовавшая типология, характеризовавшая языки как более или менее развитые на основании весьма условных признаков, была отвергнута. Этой проблеме не уделялось внимания вплоть до середины XX века, когда была принята новая классификация на основе идей Фридриха Шлегеля и Вильгельма фон Гумбольдта. Морфологические типы языков – аморфных, агглютинативных, флективных – выделил как раз последний. Именно она с некоторыми дополнениями и продолжает использоваться сейчас.
Типы современных языков
Современная лингвистика использует следующую классификацию:
1. По грамматическим признакам:
- аналитический;
- синтетический.
2. По морфологическим признакам:
- изолирующий;
- агглютинативный язык;
- флективный или фузионный;
- инкорпорирующий.
Путать две эти категории не следует, хотя по факту практически все изолирующие языки совпадают с аналитическими. Тем не менее здесь рассматриваются совершенно разные факторы. И морфология в данном случае гораздо интереснее.
Агглютинативный
Этот термин используется не только в лингвистике, но и, например, в биологии. Если обратиться к латыни, которая является, так сказать, «матерью» большинства терминов, дословный перевод будет звучать как «склеивание». Агглютинативный тип языка предполагает, что образование новых словарных единиц происходит путем присоединения к основе или корню дополнительных частей (аффиксов): суффиксов, приставок и т. д. При этом важно, что каждому форманту соответствует только одно значение, и в этом случае практически отсутствуют исключения в правилах склонения и спряжения. Есть мнение, что этот тип является более старым и менее развитым по сравнению с флективным. Однако есть подтверждения и обратной точки зрения, так что пока нет никаких оснований считать более примитивными агглютинативные языки.
Примеры довольно разнообразны: финно-угорские и тюркские, монгольский и корейский, японский, грузинский, индейские и некоторые африканские, а также большая часть искусственных наречий (эсперанто, идо) относятся к этой группе.
Явление агглютинации можно рассмотреть на примере киргизского языка, в котором есть словарная единица, которую можно передать на русском как "досторума". "Дос" – основа, означающая "друг". Часть "тор" обозначает множественное число. "Ум" несет в себе признак принадлежности первого лица, то есть "мой". Наконец, "а" обозначает дательный падеж. В итоге получается "моим друзьям".
Флективный
В этой группе форманты, участвующие в словообразовании, могут нести сразу несколько грамматических признаков, неразрывно связанных между собой. Так, например, происходит в русском языке.
В слове "зеленому" есть окончание -ому, сочетающее в себе сразу признаки дательного падежа, единственного числа и мужского рода. Такие форманты называют флексиями.
Традиционно к этому типу языков относят практически все устойчивые индоевропейские: немецкий, русский, латинский, а также семитскую и саамскую группы. Исследователями замечена тенденция утери флексий по мере развития речи. Так, в прошлом английский также относился к этой группе, а сейчас он является, по сути, практически аналитическим с сохранением немногих рудиментов. Еще одним примером трансформации можно назвать армянский, испытавший на себе влияние кавказских наречий и перешедший в соответствующую категорию. Теперь это агглютинативный язык.
Изолирующий
Для этого типа характерно практически полное отсутствие морфем. Словообразование большей частью происходит с использованием служебных слов, жесткой структуры в предложениях и даже интонации.
Прекрасным примером для этой категории служит классический китайский язык, в котором совершенно отсутствуют такие понятия, как склонение частей речи и спряжение глаголов. Для обозначения того, было ли действие в прошлом, или оно произойдет в будущем, используется обстоятельство времени и иногда служебные слова. Для выражения принадлежности используются связки, а для составления вопросов – специальные частицы. При этом правильное понимание смысла предложений достигается за счет жесткого порядка слов. Похожая ситуация наблюдается во вьетнамском, кхмерском, лаосском.
Весьма близок к этому типу и английский, практически полностью утративший признаки флективности.
Инкорпорирующий
Эта сравнительно новая категория, не входящая в классическую типологию, имеет очень много общего с агглютинативной. По сути, два этих явления имеют одну природу и часто встречаются вместе. Тем не менее лингвистика их различает, считая, что если агглютинация затрагивает только слово, то инкорпорация может наблюдаться в целом предложении, то есть единица может выражаться сложным глагольно-именным комплексом.
Смешанный
Отдельно этот тип не выделяют, предпочитая называть те или иные наречия переходными формами, если они несут как признаки флективности, так и могут быть по каким-то аспектам классифицированы как агглютинативный язык. Это русский, кавказский, хамито-семитские, банту, североамериканские и некоторые другие. Их обычно просто называют синтетическими, указывая при этом на степень флективности.
Как бы то ни было, довольно сложно выделить агглютинативные, флективные, изолирующие и инкорпорирующие языки в чистом виде. Так или иначе, почти каждый пример будет нести в себе мелкие черты остальных. Это связано как с эволюцией, так и с тесным взаимодействием языков в современном мире большого количества заимствований и калькирования.
Развитие языков
Уже несколько десятилетий исследователи строят теории насчет того, какие типы считать более современными и совершенными. Однако никаких серьезных продвижений в этом направлении пока нет. Дело в том, что в процессе развития язык может поменять типологию, иногда даже несколько раз. Это и стало в какой-то момент причиной того, что в классификации разочаровались почти на полвека.
Тем не менее эта тема сама по себе весьма занимательна, и современная лингвистика предлагает несколько связанных между собой теорий:
- Конвергентная эволюция. Предполагается, что каждый язык развивается по своим собственным правилам, приобретая и утрачивая различные черты, по которым его можно отнести к разным типам. При этом аналогии и совпадения с другими наречиями чаще всего случайны.
- Спиральная эволюция. Есть мнение, что любой агглютинативный язык со временем переходит к флективности. Потом она постепенно утрачивается, происходит трансформация в изолирующий тип. После этого язык вновь в той или иной форме возвращается к агглютинации.